К ПРОБЛЕМЕ ПОСТИНТЕРНАТНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

К ПРОБЛЕМЕ ПОСТИНТЕРНАТНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Постинтернатное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляет актуальную и трудную проблему для любого государства. Необходимо не только предоставить им жилье и обеспечить содержание, но и воспитать их так, чтобы они были готовы к будущей самостоятельной жизни и стали достойными гражданами своей страны.

В связи с этим возникает необходимость создания системы постинтернатной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Основной задачей сопровождения является социальная адаптация выпускников детских домов и приемных семей, оказание содействия лицам из их числа в получении образования, трудоустройстве, организации досуга, обеспечении физического, психического, нравственного и духовного развития, защите и обеспечении реализации права на жилье. Организация этой работы основывается на соблюдении общепризнанных принципов и норм международного права и законодательства Российской Федерации.

Ситуация после выхода воспитанника из учреждения интернатного типа может быть описана следующим образом: происходит переход от знакомой, более или менее безопасной атмосферы, известных людей, ежедневного распорядка, особого типа организации жизни к иному распорядку и личному, и жизненному, который до сих пор был мало им известен. Вступая в самостоятельную жизнь, выпускники сталкиваются с проблемой жилья, поиска работы, организации быта, питания, обеспечения себя прожиточным минимумом, взаимодействия с широким социумом, организацией свободного времени, получения медицинской помощи, создания и сохранения собственной семьи и многое другое.

Выпускник обычно остается один без поддержки, не знает ни кого, кому бы мог доверять, на кого мог бы рассчитывать. И у них нет возможности вернуться «домой», если окажется, что они не готовы к самостоятельной жизни, они испытывают дискриминацию со стороны внешнего мира, для них возрастает риск вовлечения в криминальное сообщество.

Социально-психологический статус выпускников характеризуется следующими особенностями, которые значительно осложняют их самостоятельную жизнь в постинтернатный период:

- позицией иждивенчества, непониманием материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономики;

- наличием рентных установок, использование своих льгот во вред социальному развитию. Воспитанники детского дома, выходя за его порог, умеют «быть сиротой», то есть надеяться на покровительство, обладают «выученной беспомощностью», не могут опираться на собственные внутренние ресурсы;

- неразвитым социальным интеллектом;

- завышенной или слишком заниженной самооценкой; неадекватностью уровня притязаний;

- низким уровнем социальной компетентности, которую во многом определяет уровень развития социальных навыков и умение их использовать адекватно в той или иной жизненной ситуации;

- инфантилизмом, замедленным самоопределением, незнанием и непринятием себя как личности, неспособностью к сознательному выбору своей судьбы, сниженным уровнем собственной активности;

- перегруженностью отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения - без достаточного противовеса положительных ценностей и образцов успеха, готовностью принимать асоциальные формы поведения;

- повышенной внушаемостью, повышенным уровнем виктимности (высокая вероятность стать жертвой насилия, шантажа, обмана, жестокости);

- рецептивными ориентациями в поведении (стремление молодого человека найти себе ответчика, на которого можно было бы переложить принятие решения).

Российское законодательство гарантирует все права и дополнительные льготы выпускникам, позволяющие обеспечить их социальную защиту в постинтернатный период (материальная поддержка, право на жилье, возможности образования, поддержка в трудоустройстве, медицинское обслуживание). Однако эффективность реализации этой законодательной базы крайне низка. Основными причинами является:

- несовершенство федерального и регионального законодательства;

- неготовность выпускников к самостоятельной жизни;

- неготовность общества взаимодействовать с выпускниками: наличие негативных установок в отношении детей сирот, непонимание их проблем, проявление дискриминации при приеме на работу;

- отсутствие необходимой инфраструктуры постинтернатной адаптации;

- отсутствие общественного контроля за соблюдением прав выпускников интернатных учреждений и другие.

В результате оказывается, что личностные качества выпускника, его неготовность к самостоятельной жизни минимизирует эффективность законодательной базы по защите его прав и усилий специалистов.

Выделяют следующие необходимые критерии успешной социальной адаптации выпускников:

- усвоение социально одобряемых норм, ценностей и социальных ролей, адекватных требованиям общества;

- осознание своего места в социуме и в будущей жизни в соответствии с индивидуальными способностями и потребностями, включая получение образования и овладение профессией;

- формирование семейных установок и готовности к созданию собственной семьи (один из главных элементов и показателей эффективной социальной адаптации);

- наличие высокой самооценки, принятия себя;

- наличие эмоционально-близких отношений со значимыми людьми, ко­торые во многом обеспечивают чувство защищенности и уверенности в себе; помощь и поддержка семьи, родителей или лиц, их замещающих.

Социальная адаптированность может рассматриваться как а) способность жить в социальном пространстве прав и обязанностей, б) потребность в труде как средстве самореализации, в) позитивное отношение к людям, г) активное и ответственное отношение к себе и своему будущему.

Наличие специфических рисков и трудностей, обусловленных социальным и психологическим статусом выпускников интернатных учреждений, вызывает необходимость организации их социально-психологического сопровождения.

В соответствии с выделенными проблемам ведется работа по следующим направлениям:

1.Оказание социально-педагогической и правовой помощи выпускникам в обеспечении жилой площадью, ремонте и решении различных бытовых проблем, в трудных жизненных ситуациях (разрешение конфликтов и нормализацию отношений в ближайшем окружении по месту жительства, работы, учебы), в трудоустройстве и трудовой адаптации, в получении квалифицированной юридической помощи и социально- правовой защиты в период общественного и профессионального самоопределения, в продолжении обучения в соответствии с интересами и склонностями, в получении необходимой медицинской помощи в лечебных учреждениях.

2. Обеспечение проживания выпускников в жилых помещениях учреждения (постинтернатной группе) на условиях самообслуживания и в соответствии с заключенным договором.

3. Разработка и реализация индивидуальных программ социальной адаптации выпускников, направленных на выход из трудной жизненной ситуации.

4. Привлечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также учреждений Здравоохранения, образования, занятости и т.п., а также общественных и религиозных организаций и объединений к решению вопросов социальной адаптации выпускников.

5. Создание условий для приобщения к культуре и интеллектуального развития выпускников. Оказание помощи в организации досуга и отдыха выпускников.

Постинтернатное сопровождение состоит из трех этапов:

Первый этап - подготовительный:

- собирается вся информация о выпускнике,

- составляется карта социально-поддерживающей сети выпускника,

- индивидуальная программа сопровождение выпускника.

Второй этап - адаптационный:

- предусматривает оказание помощи выпускникам при решении наиболее актуальных вопросов, связанных жильем, получением образования, трудоустройством, оказанием ему медицинской и юридической помощи.

Третий этап - постинтернатное сопровождение:

- предлагается использование дифференцированного подхода с определением сложности проблем жизнеустройства выпускника и постановки на учет в одной из трех категорий сопровождения - кризисном, активном и стабильном сопровождении.

- мониторинг отслеживание результатов за значительный промежуток времени) плана сопровождения предусматривает как отражение динамики процесса, так и оценку его эффективности. Мониторинг включает: оценку исходной ситуации, промежуточные и итоговые результаты деятельности.

При мониторинге:

- оценивается выполнение поставленных задач (овладение навыками и умениями), удовлетворение потребностей и реализация ожиданий;

- оценка производится и специалистами, и самим выпускником, при этом приоритетным мнением является мнение выпускника;

- оценивается насколько ребенок реализует навыки и умения в повседневной жизни;

- производится анализ факторов, влияющих на процесс сопровождения (эффективность сотрудничества, пригодность методов, организационный уровень и т.д.);

- формулируются выводы для дальнейшей деятельности.

Выпускники детских домов, вступая во взрослую жизнь, испытывают значительные трудности, связанные с отсутствием опыта решения житейских проблем, которые другие дети получают в семье, наблюдая за тем, как поступают в подобных ситуациях их родители. Их сверстники, воспитывающиеся в замещающих семьях, более адаптированы, независимы и самостоятельны. Но и у них возникает большое количество проблем на этапе жизненного и профессионального самоопределения.

Деятельность по подготовке к самостоятельной жизни выпускников замещающих семей осуществляется школами, психологическими центрами и опекунами.

Таким образом, педагоги и опекуны могут помочь своим подопечным сформировать комплекс качеств, благодаря которым они совершают осознанный выбор и адаптируются в новой ситуации. К таким качествам можно отнести - автономность, информированность и соотнесение информации со своими особенностями, умение принимать решения, умение планировать, положительное эмоциональное отношение к необходимости сделать выбор и принять решение.

Просмотров работы: 12022