ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО ПО ПРОГРАММЕ А. А. ВАХРУШЕВА СИСТЕМЫ «ШКОЛА 2100» - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО ПО ПРОГРАММЕ А. А. ВАХРУШЕВА СИСТЕМЫ «ШКОЛА 2100»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Процесс обучения в школе - главный и решающий источник систематического воздействия на ученика, на его мысли и чувства, мотивы поведения и учения, сферу мышления, психических состояний и свойств личности. Именно поэтому в процессе обучения зарождаются и развиваются познавательные интересы и потребности, формируется мотивационная сфера и система познавательных ценностей.

Познавательный интерес - форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности [10]. Его область - познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.

К. Д. Ушинский писал: «Воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого интереса, и взятое только силою принуждения... убивает в ученике охоту к ученью, без которой он далеко не уйдет...». Великий русский педагог разработал оригинальную систему пробуждения любознательности и развития интереса к знаниям, связанную с воспитанием внимания, искусством классного рассказа, изучением научных основ процесса воздействия на детей в школе [8].

В.Б. Бондаревский, B.C. Мухина, С.Л. Рубинштейн считают, что познавательный интерес выступает:

- как избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира;

- как тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, деятельностью, которая приносит удовлетворение;

- как особое, избирательно наполненное активными помыслами, яркими эмоциями, волевыми устремлениями отношение к окружающему миру, его объектам, явлениям, процессам [5].

По мнению ряда авторов (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Ю.Н. Кулюткин, А.Б. Орлов, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн), познавательный интерес - это мотив, лежащий в основе учебной деятельности, придающий ей творческий, устремленный характер.

В.А. Сластёниным познавательный интерес рассматривается как внутренняя движущая сила учения, проявляющаяся в целенаправленном состоянии школьника, обусловленном знаниями, умениями, опытом творческой деятельности, характеризующаяся потребностью в знаниях, готовностью к активному познанию как деятельность, приносящая удовлетворение [44].

Ш.А. Амонашвили определяет познавательный интерес как форму стремлений личности, как направленность самостоятельного поиска, постижения секретов, свободного обсуждения проблемы, решения трудных задач, утверждения собственного мнения[4].

И.Ф. Харламов видит познавательный интерес как «Эмоционально окрашенную потребность, прошедшую стадию мотивации и придающую деятельности человека увлекательный характер» [7, с. 237].

Ю.К. Бабанский считает, что познавательный интерес выступает в основном как средство обучения [2].

Н.Г. Морозова познавательными называет интересы, направленные на процесс учебного познания и на его результаты. Она рассматривает интерес как "эмоционально-познавательное отношение (возникающее из эмоционально-познавательного переживания) к предмету или к непосредственно мотивированной деятельности, отношение, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности" [4, с. 5 – 6].

Итак, познавательный интерес признается многими авторами одним из значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо на создание атмосферы обучения и интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся. Установлены различные дидактические условия развития у учащихся познавательного интереса - всесторонняя активизация познавательной деятельности учащихся, творческое применение учителем принципов и методов обучения на основе исследовательского подхода, развитие у детей потребности в самообразовании [3].

В школе объектом познавательного интереса учащихся является содержание учебных предметов, овладение которыми составляет основное назначение учения и процесс овладения знаниями. В связи с этим представляется актуальным рассмотрение вопроса развития познавательного интереса на уроках окружающего мира, несущих основную информационную функцию и создающих у младшего школьника фундамент естественных и социально-гуманитарных наук.

Отличительной чертой образовательной системы «Школа 2100» и учебника окружающего мира, в частности, является широкое использование продуктивных заданий, включающих учащихся в разнообразные формы учебной деятельности. Предусмотрена совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в группах и самостоятельная работа детей. Нам представлялось интересным изучить каким образом использование технологии обучения по данной программе влияет на развитие познавательного интереса обучающихся.

Цель проведенного исследования (январь - июнь 2012 г.): практически изучить познавательный интерес младших школьников на уроках окружающего мира (по программе А.А. Вахрушева «Школа 2100».) Экспериментальная база исследования: МБОУ «Куженерская средняя общеобразовательная школа № 2» РМЭ, учащиеся 3 «А» и 3 «Б» класса.

В качестве критериев познавательного интереса были взяты:

1.Уровень развития интереса к содержанию и процессу обучения

2. Тип познавательного интереса

3. Умение работать с научно – популярным текстом

Для выявления степени сформированности познавательного интереса по первому критерию была использована методика М.В. Матюхина «Перечень любимых занятий» (адаптированная к курсу «Окружающий мир»).

Испытуемому предъявлялся бланк с перечнем занятий, из которых надо было выбрать четыре самые любимые.

1. Слушать, когда учитель приводит интересные примеры на уроках окружающего мира.

2. Делать выводы с помощью учителя на уроках окружающего мира.

3. Выполнять задания по окружающему миру.

4. Узнавать откуда произошли животные.

5. Самому составлять задания по окружающему миру.

6. Подготовить сообщение по определённой теме.

7. Узнать, почему предмет называется определённым словом.

8. Самому составлять схемы к определённому заданию.

9. Узнавать названия редких растений и животных

10. Слушать, когда учитель рассказывает что–то необычное.

11. Узнавать о животном мире.

12. Делать самому выводы на уроках окружающего мира.

На основе выбора любимых занятий определялся характер интересов содержательной и процессуальной стороной учения:

  • пункты 1 и 10 – свидетельство интереса учащегося к занимательности;

  • пункты 9 и 11 говорят о привлекательности для ребёнка фактов;

  • пункты 4 и 7 фиксируют пристрастие к сути явлений;

  • пункты 3 и 6 – подтверждение заинтересованности в самом процессе действий;

  • пункты 2 и 12 соответствуют поисково – исполнительскому уровню;

  • пункты 5 и 8 отражают творческий уровень.

Таблица 1 – Результаты эмпирического исследования уровня развития интереса к содержанию и процессу учения обучающихся 3»а» класса по методике М.В. Матюхина «Перечень любимых занятий»

Код учащихся

Выбор ответов

1

10

9

11

4

7

3

6

2

12

5

8

А1

+

 

+

 

+

 

+

         

А2

 

+

 

+

 

+

+

         

А3

   

+

+

+

 

+

         

А4

 

+

+

+

   

+

         

А5

   

+

+

+

   

+

       

А6

+

+

       

+

+

       

А7

+

 

+

 

+

 

+

         

А8

+

+

 

+

   

+

         

А9

 

+

+

+

+

             

А10

+

         

+

 

+

+

   

А11

 

+

+

     

+

     

+

 

А12

   

+

 

+

+

 

+

       

А13

     

+

+

 

+

+

       

А14

 

+

+

 

+

+

           

А15

 

+

   

+

 

+

     

+

 

А16

   

+

+

+

+

           

А17

   

+

+

   

+

     

+

 

А18

   

+

+

+

+

           

А19

   

+

+

+

   

+

       

А20

           

+

   

+

+

+

А21

   

+

+

+

 

+

         

А22

+

 

+

 

+

   

+

       

Количество

выбора класса

1

10

15

13

14

5

14

6

1

2

4

1

Процент по показателю

31,8

63,6

43,1

45,4

6,8

11,3

 

1 и 10 – показатель интереса к занимательности; 9 и 11 – показатель привлекательности фактов; 4 и 7 – показатель пристрастие к сути явлений; 3 и 6 – показатель заинтересованности в процессе действий; 2 и 12 – показатель поисково – исполнительского уровня

Таблица 2 - Результаты исследования уровня развития интереса к содержанию и процессу учения по методике М.В. Матюхина «Перечень любимых занятий» обучающихся 3б класса

Код учащихся

Номера любимых занятий

1

10

9

11

4

7

3

6

2

12

5

8

А1

+

     

+

 

+

 

+

     

А2

+

 

+

 

+

 

+

         

А3

         

+

   

+

+

+

 

А4

   

+

+

+

         

+

 

А5

+

     

+

+

     

+

   

А6

+

+

   

+

 

+

         

А7

+

+

+

         

+

     

А8

   

+

+

+

 

+

         

А9

 

+

+

+

   

+

         

А10

+

 

+

 

+

 

+

         

А11

+

+

+

 

+

             

А12

+

 

+

+

   

+

         

Количество

выбора класса

8

4

7

4

8

2

7

0

3

2

2

0

Процент по показателю

50

45,8

41,6

29,1

20,8

8,3

1 и 10 – показатель интереса к занимательности; 9 и 11 – показатель привлекательности фактов; 4 и 7 – показатель пристрастие к сути явлений; 3 и 6 – показатель заинтересованности в процессе действий; 2 и 12 – показатель поисково – исполнительского уровня

По второму критерию, преобладанию типа познавательного интереса, была использована методика А.К. Дусавицкого «Непроизвольное запоминание». Детям предлагалось послушать интересный рассказ природоведческого содержания, состоящий из трех частей, а затем написать как можно подробнее его содержание.

Если ребёнок лучше запомнил первую часть – у него интерес развлекательного типа, интерес – занимательность. Успешность запоминания второй части говорило о наличии познавательного интереса. В третьей части сообщался конкретный научный факт. Запоминание этой части тоже свидетельствовало о познавательном интересе, но это интерес к результату деятельности.

По третьему критерию проведена авторская методика выявления умения работать с научно – популярным текстом.

Выделены следующие показатели оценки степени умения работать с научно-популярным текстом:

1) умение делить текст на смысловые части и правильно их озаглавливать (составление плана);

2) умение делать выводы и умозаключения по прочитанному тексту.

Данное исследование проводилось в 2 этапа. На первом этапе учащимся было предложено выполнить следующее задание: прочитать текст «Майский ландыш» (из пособия Чудиновой Е.В. [9]), разделить текст на смысловые части, обозначив вертикальными линиями границы частей в тексте; составить план по тексту таким образом, чтобы каждый пункт плана отражал характерные особенности растения ландыша майского, выделенные в тексте.

На втором этапе учащиеся отвечали на вопросы 1. Почему ландыш называют майским? 2. В каком месяце появляются у майского ландыша ягоды? 3. Являются ли ядовитыми у майского ландыша стебли и листья? 4. Высокое или низкое растение майский ландыш? 5. Является ли майский ландыш лечебным? 6. Цветки ландыша могут быть жёлтого цвета?

По сумме баллов определялся уровень умения работать с научно-популярным текстом. Высокий уровень умения: 12 – 14 баллов.

Средний уровень умения: 8 – 11 баллов.

Низкий уровень умения: 1 – 7 баллов.

Высокий уровень – ученик четко делит текст на смысловые части, умеет уверенно определять главную мысль в каждой части и выражать ее своими словами в наименовании пунктов плана. Выбранные учеником формулировки плана показывают степень верного осознания логического содержания текста. Умеет делать правильные выводы по содержанию текста, составлять умозаключения причинно-следственного характера.

Средний уровень – ученик допускает одну ошибку в делении текста на части (объединяет две части), в озаглавливании 1-2 частей использует обобщающие слова или отдельные слова, не отражающие смысла данной части текста. В работе над содержанием текста испытывает затруднения в формулировке умозаключения относительно причинно-следственных связей между понятиями.

Низкий уровень – ученик не выполняет задание или делит текст, ориентируясь на ключевые слова, выражения почти в каждом предложении. В озаглавливании частей используются длинные предложения или неверно взятые из текста слова. Ученик данного уровня не видит логической структуры текста, не может выделить основные идеи, заложенные в каждой части, не владеет уровнем обобщения, не умеет устанавливать причинно-следственные связи.

Согласно таблице 1 у учащихся 3а класс преобладал интерес к содержанию обучения (процент выборов 31,8%; 63,6%; 43,1% ) над интересом к процессу учения (число выборов поисково-исполнительского уровня - 6.8%; творческого уровня -11,3 %), за исключением «Выполнять задания по окружающему миру» «Подготовить сообщение по определённой теме» - суммарный процент выбора составил 45,4%, т.е по показателю «подтверждение заинтересованности в самом процессе действий».

Согласно таблице 2 у учащихся 3»б» класса больший интерес проявился, как и в предыдущем случае, к содержанию обучения, чем к процессу обучения, так показатель интереса к занимательности наибольший - 50%, привлекательности фактов – 45,8% и наименьший показатель по пристрастию к сути явлений - 41,6 %.

Наглядное отражение результатов учащихся 3 «а» и 3 «б» классов дано на рисунке 1.

Рисунок 1 - Сравнительная диаграмма показателей уровня развития интереса к содержанию и процессу учения (по методике М.В. Матюхина) обучающихся3 «а» (синий цвет) и в 3 «б» (красный цвет) классов

Сопоставительные результаты свидетельствуют о том, что у третьеклассников наблюдается схожая тенденция - интерес к содержанию обучения гораздо выше, чем к процессу обучения. При этом по отдельным показателям наблюдается отличие. Показатель « пристрастие к сути явлений» составил в 3 «а» классе – 41,6%, а в 3 «б» – 43,1%, здесь отличия наименьшие. По показателю «интерес к занимательности» (3 «а» классе - 50%, в 3 «б» - 31,8%) и « привлекательности фактов» (выше в 3 «б» классе – 63,6%, в 3 «а» – 45,8%) отличия значительнее.

По показателю «поисково – исполнительский уровень» учащиеся 3 «б» класса имеют самые низкие значения (6,8%), а у учащихся 3 «а» класса - наименьшие значения по показателю «творческий уровень» – (8,3%).

Рисунок 2 – Сравнительная диаграмма показателей типов познавательных интересов в 3 «а» (синий цвет) и в 3 «б» (красный цвет) класса

Наглядное отражение результатов по методике А.К. Дусавицкого показало, что интерес развлекательного типа в наибольшей степени проявился у учащихся 3 «б» класса (36,4%), а в 3 «а» классе – у 8,3%. Познавательный интерес преобладал у учащихся в 3 «а» классе у 41,7% обучающихся , а в 3 «б» классе – у 22,7%. Интерес к результату в 3 «а» классе проявился у 50%, а в 3 «б» - у 40,9% учащихся.

Таким образом, у учащихся 3 «а» класса преобладал познавательный интерес и интерес к результату и в 3 «б» - развлекательный тип и интерес к результату.

По третьему критерию, сопоставление данных показало схожие результаты в обоих классах. У большинства учащихся преобладает средний уровень развития умения работать с научно-популярным текстом в 3 «а» - 100%, 3 «б» - 95%. В последнем случае - один учащийся проявил низкий уровень.

Рисунок 3 – Сравнительная диаграмма уровней развития умения работать с научно – популярным текстом учащихся в 3 «а» (синий цвет) и в 3 «б» (красный цвет)

Учащиеся 3 «б» класса правильно определили структурные части текста, раскрывающие определённые признаки рассматриваемого понятия ландыша майского, и смогли в названиях частей текста выразить основную мысль. Пункты плана оформили в виде вопросов 63,6% учащихся. Некоторые дети использовали словосочетания (36,4%). Количественный анализ результатов умения делать выводы и умозаключения по прочитанному тексту показал, что 68,2% учащихся смогли ответить на 5 вопросов, на 4 вопроса ответили 18,1% учащихся и только один человек ответил на 3 вопроса.

Графическое изображение результатов диагностики у учащихся умения делить текст на части дано на рисунке 4..

Рисунок 4 – Сравнительная диаграмма диагностики умения делить текст на части учащихся 3 «а» (синий цвет) и в 3 «б» (красный цвет)

Из рисунка 4 видно, что большинство учащихся 3 «а» класса (83,3%) разделили текст на 3 части, только 16,7% учащихся разделил текст на 4 части, что считается верным выполнением задания. В другом классе 95,4% учащихся разделили текст на 3 части, а на 4 части - меньшее количество (4,6%).

Рисунок 5 - Сравнительная диаграмма диагностики умения озаглавливать текст, учащихся 3 «а» (синий цвет) и в 3 «б» (красный цвет)

Из рисунка 5 видно, что 58,4% учащихся 3 «а» и 63,6% учащихся 3 «б» класса верно озаглавили текст. Часть текста неверно озаглавили 41,6% учащихся в 3 «а» и 36,4% 3 «б» класса.

Рисунок 6 - Сравнительная диаграмма умения делать выводы и умозаключения по прочитанному тексту учащихся 3 «а» (синий цвет) и (красный цвет) классов

Анализ рисунка 6 показывает, что 16,6% учащихся 3 «а» класса верно ответили на 4 вопроса, а в в 3 «б» – 18,1% учащихся. 25% учащихся в 3 «а» классе правильный ответ дали на 5 вопросов, а в 3 «б» – 68,2% учащихся. На все вопросы в 3 «а» классе ответили 58,4% учащихся, а в 3 «б» классе- 9,1% учащихся. Только на 3 вопроса никто не дал ответы в 3 «а» классе и 4,6% учащихся 3«б» класса.

Наибольшие затруднения учащиеся испытывали с ответами на вопросы причинно-следственного характера: «В каком месяце появляются у майского ландыша ягоды», «Лечебное ли растение майский ландыш?», «Являются ли ядовитыми у майского ландыша стебли и листья».

Таким образом, познавательный интерес третьеклассников обеих исследуемых групп в рамках взятых критериев проявился в одинаковой степени. Обучающимся в большей степени интересно содержание обучения, чем процесс обучения. Особенно привлекательна занимательность и отдельные факты, в меньшей степени - суть явлений. В процессе обучения – интересно готовить сообщения по теме и выполнять различные задания. Задания творческого и исследовательского уровня менее привлекательны для учащихся. Эти результаты подтверждаются и диагностикой типа интереса: в меньшей степени проявился познавательный интерес, у большинства – интерес развлекательного типа и к результату обучения. Задание практического плана показало, что у подавляющего большинства преобладает средний уровень умения работать с научно-популярным текстом, при этом познавательная деятельность по осмыслению научно-популярного текста и его структурированию недостаточна.

Литература

1. Амонашвили, Ш.А. Развитие познавательной активности в начальной школе// Вопросы психологии / Ш.А. Амонашвили, 1984. - №5 - с. 36 - 41.

2. Бабанский, Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе / Ю.К. Бабанский. – М., 1991. – 356 с.

3. Луначарский, А.В. О Воспитании и образовании. / А.В. Луначарский. – М.: Просвещение, 2006. – 315 с.

4. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. - М., Знание, 1979. - с. 5 – 46.

5. Рубинштейн, А.В. Основы общей психологии./ А.В. Рубинштейн. - С-П.: Издательство «Питер», 2000. - 448с.

6. Сластенин, В.А. Педагогика учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.-576с.

7. Харламов, И.Ф. Педагогика: учебное пособие / И.Ф. Харламов. - М.: Юрист, 1997. – 512 с.

8. Черноусова, Ф.П., Круть, И.Н. Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности. // Завуч, №8, 2003. с. 107-117

9. Чудинова, Е.В. Окружающий мир. Методические рекомендации для учителя, 3 класс / Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварёва. - Издательство: Вита-Пресс. - 2003. - 112 с.

10. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в психологии / Г.И. Щукина– М.: Просвещение, 2006. – 382 с.

.

Просмотров работы: 13031