ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНЫХ ПАРТНЁРСТВ В РОССИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНЫХ ПАРТНЁРСТВ В РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современной России активно проводятся рыночные реформы, направленные на достижение положительных результатов в приоритетных направлениях социально-экономической политики государства. Главные усилия сегодня направлены на сферы, которые определяют качество жизни населения.

В условиях недостатка финансовых ресурсов для поддержания социально значимых секторов экономики разумно привлекать денежные средства, в том числе из частного сектора. Такое сотрудничество будет полезным как для государства, так и для предпринимателей. Объясняется это тем, что государство оплачивает вложения инвестора в рассрочку. В этом случае возврат инвестиций осуществляется за счёт налоговых поступлений в государственную казну с учётом оговорённого ранее процента. К тому же, инвестор может вернуть свои вложения за счёт взимания платы потребителей той или иной услуги. Также можно совместить оба способа возврата денег - частично за счёт оплаты потребителями услуг, частично из средств государственного бюджета. Такое взаимодействие государственного и частного капиталов получило название «государственно-частное партнёрство» (ГЧП).

Условно ГЧП можно трактовать как в узком, так и в широком смыслах. В широком смысле под государственно-частным партнёрством подразумевается любое официальное конструктивное взаимодействие власти и бизнеса в экономике, политике, культуре и науке.

В узком смысле под ГЧП понимается взаимодействие государства и бизнеса в процессе реализации социально значимых проектов, имеющих общегосударственное значение.

Государственно-частное партнёрство (ГЧП) – это юридически оформленные отношения органов власти и субъектов предпринимательства в отношении объектов, находящихся в юрисдикции государства, основанные на обязательном разделении рисков, учете интересов и координации усилий сторон, осуществляемые в целях наиболее эффективной реализации.

Основными признаками частно-государственного партнерства являются:

  • долгосрочный и среднесрочный характер;

  • частичное или полное финансирование частным сектором;

  • наличие официально оформленного соглашения о сотрудничестве;

  • основной целью соглашения выступает получение взаимной дополнительной выгоды;

  • предполагается деление расходов, неимущественных выгод или доходов, а также рисков;

  • объектом партнерства является либо создание общественно значимого продукта или оказание общественно значимых услуг.

Государственно-частное партнёрство можно рассматривать в качестве одного из основных инструментов экономического развития страны. В России ГЧП все еще находится на стадии становления и развития соответствующих инструментов. Вместе с тем, уже сейчас понятно, что качественно реализовать глобальные инфраструктурные проекты, силами исключительно государства либо бизнеса не представляется возможным.

Особенную актуальность тема ГЧП приобрела в условиях мирового финансового кризиса, в связи с которым многие отрасли российской экономики почувствовали потребность в государственной поддержке. Председатель Правительства РФ Владимир Путин, открывая совещание в Новомосковске в сентябре 2009 года, назвал "Государственно-частное партнерство - основой посткризисного развития регионов".

В мировой практике наиболее успешный опыт, широкое применение и высокий уровень развития форм ГЧП наблюдается, как правило, в высокоразвитых странах Западной Европы и Северной Америки. Что же касается перспективных экономических лидеров (Китай, Индия, Россия, Бразилия и пр.), то они пока заметно уступают им как по степени развитости форм ГЧП, так и по широте применения.

В мировой практике развитие государственно-частного партнерства идет различными темпами: если в Великобритании, Франции, Германии и Испании данный рынок уже достаточно сформирован, то другие страны только начали внедрять такого рода программы. В то же время многие страны ЕС не обладают значительным опытом в применении ГЧП, а некоторые не имеют его вообще.

Исходя из имеющихся данных и пока еще первичных шагов России в направлении ГЧП, затруднительно прогнозировать конкретные векторы развития взаимодействия государства и бизнеса с учетом отечественной экономической специфики. Однако уже вполне четко прослеживаются ориентиры России на расширение отраслевой диверсификации проектов ГЧП. Европейский опыт показывает, что максимальное количество соглашений в сфере ГЧП в настоящее время реализуется в сфере образования (34%), транспорта (21%) и здравоохранения (17%). При рассмотрении информации по СФО и ЦФО.

Становится ясно, что из данных трех сегментов в рамках ГЧП в России по-прежнему доминирует транспортная сфера, а проекты, связанные со здравоохранением, лишь набирают обороты. По данным Центра развития ГЧП в сфере здравоохранения «партнерство представлено, как правило, лишь инвестиционными договорами на строительство, реконструкцию или модернизацию точечных социально-значимых объектов». При этом инвестиции зачастую можно оправдать лишь в крупных городах. Но потенциал этого рынка огромен.

Таблица 1 - Основные формы ГЧП известные в мировой практике

Форма ГЧП

Описание

Инвести-ции

Вознаграждение частного оператора и коммерческий риск

Эксплуатация и обслуживание

Собствен-ность на имущество

Срок действия договора

Оказание услуг

С частной компанией заключён договор на оказание определённых услуг

Государст-венные

Государство выплачивает вознаграждение частной компании за оказание услуг; Коммерческий риск лежит на государстве

Государство и частный оператор

Государст-венная

1-3 года

Соглаше-ние об управле-нии

В управлении частного оператора находится инфраструктура

Государственные

Государство выплачивает оператору вознаграждение; Коммерческий риск лежит на государстве

Частный оператор

Государственная

3-5 лет

Аренда

Частный оператор управляет инфраструктурой, финансирует текущие затраты

Государственные

Частный оператор получает доход и осуществляет фиксированные выплаты государству; коммерческий риск у обеих сторон

Частный оператор

Государственная

5-15 лет

Концессия

Частный оператор управляет инфраструктурой, финансирует текущие затраты,а также производит новые инвестиции

Частные

Частный оператор получает доход от оказания услуг, а также может осуществлять концессионные выплаты государству

Коммерческий риск: на частном операторе

Частный оператор

Государственная

15-30 лет

ВОТ

Частный оператор строит новый объект инфраструктуры, осуществляет функции оператора в течении определённого периода, после чего передаёт объект в собственность государства

Частные

Частный оператор получает прибыль от использования новой инфраструктуры; коммерческий риск: у частного инвестора (или у обеих сторон)

Частный оператор

Частная и/или государственная

15-30 лет

Приватизация

Частный инвестор приобретает имущество у государства

Частные

Доходы от предоставления коммунальных услуг; коммерческий риск: частный

Частный оператор

Частная

 

В составе ограничений, присущих современной российской практике организации ГЧП, выделены:

- отсутствие федерального закона, определяющего общие принципы организации и формы государственно-частного партнерства, в большинстве субъектов РФ - региональных законов, устанавливающих условия и алгоритмы решения ключевых задач его организации;

  • заметный разрыв между декларируемым составом сфер, рекомендуемых органами государственной власти для становления и развития ГЧП и его устойчивой ориентацией на реализацию проектов в основном в отраслях производственной инфраструктуры;

  • низкий уровень разнообразия форм и инструментов государственно- частного партнерства, заметно ограничивающий возможности использования его потенциала;

- явное недоиспользование потенциала перспективных форм и инструментов ГЧП, в т.ч. концессий, кластеров, особых экономических зон, что может быть продемонстрировано на данных ЦФО (рис. 1).

Рис. 1. Формы и инструменты ГЧП, фактически используемые в регионах ЦФО

Системный подход к развитию ГЧП в России должен предусматривать комплексное решение следующих основных задач.

  1. Разработка концепции и стратегии введения ГЧП, которые должны, в частности, включать:

  • этапы их развертывания;

  • организационную структуру и систему управления, предусматривающую, в первую очередь, функции ее отдельных звеньев, правило «одной двери» и т.п.;

  • перечень законодательных актов федерального уровня в пакете, которые необходимо принять;

  • цели, задачи и принципы создания ГЧП;

  • федеральный орган государственной власти, ответственный за подготовку этого пакета законов и сроки исполнения;

  • механизм и инструменты.

  1. Создание специального федерального органа (например, Федерального агентства по ГЧП или по концессиям), который должен реализовывать политику ГЧП в России и отвечать перед президентом, правительством и обществом за весь комплекс вопросов ГЧП. Он должен быть достаточно самостоятельной и полномочной структурой, иметь целью изучение всего спектра проблем ГЧП – юридических, организационных, финансовых, экономических – и подготовку методической, нормативной, правовой, инструментальной базы для развертывания и развития ГЧП в России.

  2. Создание необходимой институциональной правовой, экономической, организационной среды:

  • формирование достаточно полной и замкнутой законодательной базы по концессиям, включающей нормативные акты и подзаконные документы;

  • формирование в стране других элементов институциональной среды: органов исполнительной власти, в ведении которых находятся вопросы ГЧП (в первую очередь концессий), финансово-экономических институтов, обеспечивающих инвестирование и гарантирование частных инвестиций (например, Агентство по гарантированию инвестиций), независимых организаций, осуществляющих экспертизу проектов и консалтинг, управляющих компаний, ассоциаций, объединений, фондов и т. п.

  1. Подготовка специалистов в области концессий, создание благоприятного общественного мнения для передачи частному сектору функций владения и пользования объектами государственной и муниципальной собственности, обеспечение доверия общественности к этому новому для современной России типу хозяйственных отношений, а также обеспечение прозрачности деятельности бизнеса. Введение ГЧП и, прежде всего, концессий по своим масштабам, глубине и степени проникновения в систему сложившихся хозяйственных отношений вполне может сравниться с приватизационными процессами, поскольку объектом партнерства в России уже в ближайшее время могут стать предприятия отраслей социально-производственной инфраструктуры. И от того, насколько непротиворечивой, полной, качественной будет институциональная среда, законодательная база, организационная и экономическая проработка всех аспектов этой проблемы, во многом зависит успех или неудача реализации этого намечающегося крупного социально-политического и экономического преобразования хозяйственных отношений в России.

Литература

  1. Вертакова Ю.В., Ватутина О.О. Компаративный анализ современной практики организации частно-государственного партнерства в России и за рубежом // Известия Юго-Западного технического университета. Серия Экономика. Социология. Менеджмент. №1. 2012. С. 30-34

  2. Вертакова Ю.В., Плотников В.А. Развитие промышленности регионов на основе государственно-частного партнерства // Управление конкурентоспособностью региона: теория, методология, практика: материалы Международной научно-практической конференции. Т. 1. Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2012. С. 38-44.

  3. Греков Д.А. Роль общественно-частного партнерства в развитии экономической основы местного самоуправления / Д.А. Греков // Финансы. Экономика. Стратегия. 2012. №1. С. 43 – 48.

  4. Плотников В.А., Гущин А.Ю. Электронный аукцион как инновационная форма взаимодействия государства и предпринимательства // Вестник ОрёлГИЭТ. 2012. №3.

Просмотров работы: 4522