В условиях недостатка финансовых ресурсов для поддержания социально значимых секторов экономики разумно привлекать денежные средства, в том числе из частного сектора. Такое сотрудничество будет полезным как для государства, так и для предпринимателей. Объясняется это тем, что государство оплачивает вложения инвестора в рассрочку. В этом случае возврат инвестиций осуществляется за счёт налоговых поступлений в государственную казну с учётом оговорённого ранее процента. К тому же, инвестор может вернуть свои вложения за счёт взимания платы потребителей той или иной услуги. Также можно совместить оба способа возврата денег - частично за счёт оплаты потребителями услуг, частично из средств государственного бюджета. Такое взаимодействие государственного и частного капиталов получило название «государственно-частное партнёрство» (ГЧП).
Условно ГЧП можно трактовать как в узком, так и в широком смыслах. В широком смысле под государственно-частным партнёрством подразумевается любое официальное конструктивное взаимодействие власти и бизнеса в экономике, политике, культуре и науке.
В узком смысле под ГЧП понимается взаимодействие государства и бизнеса в процессе реализации социально значимых проектов, имеющих общегосударственное значение.
Государственно-частное партнёрство (ГЧП) – это юридически оформленные отношения органов власти и субъектов предпринимательства в отношении объектов, находящихся в юрисдикции государства, основанные на обязательном разделении рисков, учете интересов и координации усилий сторон, осуществляемые в целях наиболее эффективной реализации.
Основными признаками частно-государственного партнерства являются:
долгосрочный и среднесрочный характер;
частичное или полное финансирование частным сектором;
наличие официально оформленного соглашения о сотрудничестве;
основной целью соглашения выступает получение взаимной дополнительной выгоды;
предполагается деление расходов, неимущественных выгод или доходов, а также рисков;
объектом партнерства является либо создание общественно значимого продукта или оказание общественно значимых услуг.
Государственно-частное партнёрство можно рассматривать в качестве одного из основных инструментов экономического развития страны. В России ГЧП все еще находится на стадии становления и развития соответствующих инструментов. Вместе с тем, уже сейчас понятно, что качественно реализовать глобальные инфраструктурные проекты, силами исключительно государства либо бизнеса не представляется возможным.
Особенную актуальность тема ГЧП приобрела в условиях мирового финансового кризиса, в связи с которым многие отрасли российской экономики почувствовали потребность в государственной поддержке. Председатель Правительства РФ Владимир Путин, открывая совещание в Новомосковске в сентябре 2009 года, назвал "Государственно-частное партнерство - основой посткризисного развития регионов".
В мировой практике наиболее успешный опыт, широкое применение и высокий уровень развития форм ГЧП наблюдается, как правило, в высокоразвитых странах Западной Европы и Северной Америки. Что же касается перспективных экономических лидеров (Китай, Индия, Россия, Бразилия и пр.), то они пока заметно уступают им как по степени развитости форм ГЧП, так и по широте применения.
В мировой практике развитие государственно-частного партнерства идет различными темпами: если в Великобритании, Франции, Германии и Испании данный рынок уже достаточно сформирован, то другие страны только начали внедрять такого рода программы. В то же время многие страны ЕС не обладают значительным опытом в применении ГЧП, а некоторые не имеют его вообще.
Исходя из имеющихся данных и пока еще первичных шагов России в направлении ГЧП, затруднительно прогнозировать конкретные векторы развития взаимодействия государства и бизнеса с учетом отечественной экономической специфики. Однако уже вполне четко прослеживаются ориентиры России на расширение отраслевой диверсификации проектов ГЧП. Европейский опыт показывает, что максимальное количество соглашений в сфере ГЧП в настоящее время реализуется в сфере образования (34%), транспорта (21%) и здравоохранения (17%). При рассмотрении информации по СФО и ЦФО.
Становится ясно, что из данных трех сегментов в рамках ГЧП в России по-прежнему доминирует транспортная сфера, а проекты, связанные со здравоохранением, лишь набирают обороты. По данным Центра развития ГЧП в сфере здравоохранения «партнерство представлено, как правило, лишь инвестиционными договорами на строительство, реконструкцию или модернизацию точечных социально-значимых объектов». При этом инвестиции зачастую можно оправдать лишь в крупных городах. Но потенциал этого рынка огромен.
Таблица 1 - Основные формы ГЧП известные в мировой практике
Форма ГЧП |
Описание |
Инвести-ции |
Вознаграждение частного оператора и коммерческий риск |
Эксплуатация и обслуживание |
Собствен-ность на имущество |
Срок действия договора |
Оказание услуг |
С частной компанией заключён договор на оказание определённых услуг |
Государст-венные |
Государство выплачивает вознаграждение частной компании за оказание услуг; Коммерческий риск лежит на государстве |
Государство и частный оператор |
Государст-венная |
1-3 года |
Соглаше-ние об управле-нии |
В управлении частного оператора находится инфраструктура |
Государственные |
Государство выплачивает оператору вознаграждение; Коммерческий риск лежит на государстве |
Частный оператор |
Государственная |
3-5 лет |
Аренда |
Частный оператор управляет инфраструктурой, финансирует текущие затраты |
Государственные |
Частный оператор получает доход и осуществляет фиксированные выплаты государству; коммерческий риск у обеих сторон |
Частный оператор |
Государственная |
5-15 лет |
Концессия |
Частный оператор управляет инфраструктурой, финансирует текущие затраты,а также производит новые инвестиции |
Частные |
Частный оператор получает доход от оказания услуг, а также может осуществлять концессионные выплаты государству Коммерческий риск: на частном операторе |
Частный оператор |
Государственная |
15-30 лет |
ВОТ |
Частный оператор строит новый объект инфраструктуры, осуществляет функции оператора в течении определённого периода, после чего передаёт объект в собственность государства |
Частные |
Частный оператор получает прибыль от использования новой инфраструктуры; коммерческий риск: у частного инвестора (или у обеих сторон) |
Частный оператор |
Частная и/или государственная |
15-30 лет |
Приватизация |
Частный инвестор приобретает имущество у государства |
Частные |
Доходы от предоставления коммунальных услуг; коммерческий риск: частный |
Частный оператор |
Частная |
В составе ограничений, присущих современной российской практике организации ГЧП, выделены:
- отсутствие федерального закона, определяющего общие принципы организации и формы государственно-частного партнерства, в большинстве субъектов РФ - региональных законов, устанавливающих условия и алгоритмы решения ключевых задач его организации;
заметный разрыв между декларируемым составом сфер, рекомендуемых органами государственной власти для становления и развития ГЧП и его устойчивой ориентацией на реализацию проектов в основном в отраслях производственной инфраструктуры;
низкий уровень разнообразия форм и инструментов государственно- частного партнерства, заметно ограничивающий возможности использования его потенциала;
- явное недоиспользование потенциала перспективных форм и инструментов ГЧП, в т.ч. концессий, кластеров, особых экономических зон, что может быть продемонстрировано на данных ЦФО (рис. 1).
Рис. 1. Формы и инструменты ГЧП, фактически используемые в регионах ЦФО
Системный подход к развитию ГЧП в России должен предусматривать комплексное решение следующих основных задач.
Разработка концепции и стратегии введения ГЧП, которые должны, в частности, включать:
этапы их развертывания;
организационную структуру и систему управления, предусматривающую, в первую очередь, функции ее отдельных звеньев, правило «одной двери» и т.п.;
перечень законодательных актов федерального уровня в пакете, которые необходимо принять;
цели, задачи и принципы создания ГЧП;
федеральный орган государственной власти, ответственный за подготовку этого пакета законов и сроки исполнения;
механизм и инструменты.
Создание специального федерального органа (например, Федерального агентства по ГЧП или по концессиям), который должен реализовывать политику ГЧП в России и отвечать перед президентом, правительством и обществом за весь комплекс вопросов ГЧП. Он должен быть достаточно самостоятельной и полномочной структурой, иметь целью изучение всего спектра проблем ГЧП – юридических, организационных, финансовых, экономических – и подготовку методической, нормативной, правовой, инструментальной базы для развертывания и развития ГЧП в России.
Создание необходимой институциональной правовой, экономической, организационной среды:
формирование достаточно полной и замкнутой законодательной базы по концессиям, включающей нормативные акты и подзаконные документы;
формирование в стране других элементов институциональной среды: органов исполнительной власти, в ведении которых находятся вопросы ГЧП (в первую очередь концессий), финансово-экономических институтов, обеспечивающих инвестирование и гарантирование частных инвестиций (например, Агентство по гарантированию инвестиций), независимых организаций, осуществляющих экспертизу проектов и консалтинг, управляющих компаний, ассоциаций, объединений, фондов и т. п.
Подготовка специалистов в области концессий, создание благоприятного общественного мнения для передачи частному сектору функций владения и пользования объектами государственной и муниципальной собственности, обеспечение доверия общественности к этому новому для современной России типу хозяйственных отношений, а также обеспечение прозрачности деятельности бизнеса. Введение ГЧП и, прежде всего, концессий по своим масштабам, глубине и степени проникновения в систему сложившихся хозяйственных отношений вполне может сравниться с приватизационными процессами, поскольку объектом партнерства в России уже в ближайшее время могут стать предприятия отраслей социально-производственной инфраструктуры. И от того, насколько непротиворечивой, полной, качественной будет институциональная среда, законодательная база, организационная и экономическая проработка всех аспектов этой проблемы, во многом зависит успех или неудача реализации этого намечающегося крупного социально-политического и экономического преобразования хозяйственных отношений в России.
Литература
Вертакова Ю.В., Ватутина О.О. Компаративный анализ современной практики организации частно-государственного партнерства в России и за рубежом // Известия Юго-Западного технического университета. Серия Экономика. Социология. Менеджмент. №1. 2012. С. 30-34
Вертакова Ю.В., Плотников В.А. Развитие промышленности регионов на основе государственно-частного партнерства // Управление конкурентоспособностью региона: теория, методология, практика: материалы Международной научно-практической конференции. Т. 1. Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2012. С. 38-44.
Греков Д.А. Роль общественно-частного партнерства в развитии экономической основы местного самоуправления / Д.А. Греков // Финансы. Экономика. Стратегия. 2012. №1. С. 43 – 48.
Плотников В.А., Гущин А.Ю. Электронный аукцион как инновационная форма взаимодействия государства и предпринимательства // Вестник ОрёлГИЭТ. 2012. №3.