В настоящее время Россия стоит перед лицом острого демографического кризиса – в предстоящие 50 лет ее население может сократиться вдвое. По данным специалистов, ежегодно население России сокращается на 700 тыс. человек, и темпы снижения численности увеличиваются. Для обеспечения воспроизводства населения и замещения поколений суммарный показатель рождаемости (среднее число детей, рожденных женщиной репродуктивного возраста) должен составлять 2,14. В Российской Федерации в 2012 году этот показатель составил всего 1,61. Существующие проблемы семей обуславливают необходимость оказания им помощи со стороны общества. Материальная и моральная поддержка семьи, создание нормальных условий жизни в ней родителей и детей помогут решению демографической проблемы в нашей стране, поэтому очень важно осмыслить как нынешнее положение семьи с детьми, так и пути улучшения их положения. Создание эффективной системы социальной защиты семьи является неотъемлемым условием развития нашего общества.
Социальная обеспечение семьей с детьми в Российской Федерации как отрасль профессиональной деятельности в рамках государственной системы социальной защиты и поддержки населения обладает богатым эмпирическим потенциалом, а как область научного знания только начинает складываться.
Статья 25 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. провозгласила положение о том, что «материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь». Право семьи, материнства и детства на защиту со стороны государства гарантируется Конституцией РФ (ст. 38). Данное конституционное право реализуется, в частности, через российскую систему государственных пособий семьям с детьми.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения по предоставлению пособий семьям с детьми в связи с их рождением и воспитанием, является Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», действующий в редакции от 14 июля 2008 г. (далее — Закон о пособиях 1995 г.). В 2006 — 2008 гг. в законодательство о пособиях (в том числе Закон о пособиях 1995 г.) были внесены значительные изменения в связи с принятием новых федеральных законов и подзаконных актов.
Пособия на детей, являясь разновидностью пособий, содержат в себе родовые черты пособия как одного из важнейших видов социального обеспечения.
По своему целевому назначениюпособия делятся на две группы:
пособия, компенсирующие полностью или хотя бы частично временно утраченный заработок
пособия, предоставляемые как «помощь в пополнении доходов в связи с наступлением различных обстоятельств»1или как «дополнительная материальная помощь»2.
Первая группавключает социальные пособия, выплачиваемые гражданам вместо заработка в период, когда они в силу объективных (уважительных) причин не имеют возможности заработать средства на жизнь. Специфика данных пособий прослеживается в связи управомоченного субъекта с общественно-полезной деятельностью (уход за ребенком). К ним относятся такие пособия, как пособие по уходу за больным ребенком, пособие по уходу за ребенком во время карантина, пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком за время отпуска по уходу за ребенком до полутора лет.
Во вторую группувключаются пособия, которые представляют собой материальную помощь гражданам в тот момент, когда им необходимо произвести или производить дополнительные расходы. Пособия предоставляются лишь в качестве помощи к основным доходам семьи, поэтому они не соизмеряются с оплатой по труду, а устанавливается в твердом размере. К ним относятся: единовременное пособие при рождении ребенка, единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью, ежемесячное пособие на ребенка, единовременное пособие беременной жене военнослужащего по призыву и ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего по призыву, пособие на погребение умершего несовершеннолетнего, пособие на погребение в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности, социальное пособие малообеспеченным семьям с детьми.
По продолжительности выплатыпособия подразделяются на единовременные, ежемесячные и периодические. Юридическая природа единовременных пособий, выплачиваемых семьям с детьми, состоит в покрытии разовых потребностей в дополнительных расходах. К ним традиционно относится единовременное пособие при рождении ребенка и единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности.
Большая часть появившихся в переходный период пособий семьям с детьми также относится к единовременным: на погребение; семьям с детьми беженцев и вынужденных переселенцев; семьям с детьми погибших граждан, принимавших участие в борьбе с терроризмом; умерших вследствие поствакцинальных осложнений; смерть которых наступила в результате несчастного случая на производстве; погибших (умерших) военнослужащих (граждан, призванных на военные сборы) при исполнении ими своих служебных обязанностей (на военных сборах).
К ежемесячнымпособиям семьям с детьми относятся: ежемесячное пособие по уходу за ребенком, ежемесячное пособие на ребенка, ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего по призыву, ежемесячная страховая выплата в случае смерти застрахованного кормильца в результате несчастного случая на производстве: ежемесячное пособие супругу военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в период проживания с супругами в местностях, где они вынуждены не работать в связи с уходом за детьми по состоянию их здоровья: ежемесячное пособие детям погибших (пропавших без вести) при выполнении служебных обязанностей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, непосредственно участвовавших в борьбе с Терроризмом на территории Республики Дагестан.
К периодическимпособиям семьям с детьми относятся пособия: по беременности и родам; по уходу за больным ребенком; по уходу за ребенком при карантине. Их особенность обусловлена определенной их протяженностью по времени выплаты.
Компенсационные выплаты на детей— это единовременные, ежегодные, ежемесячные денежные выплаты строго целевого характера, предоставляемые семье с детьми из бюджетных средств в порядке социального обеспечения для возмещения дополнительных расходов в связи с рождением и воспитанием детей в установленных законом случаях, в твердой денежной сумме.
Компенсационные выплаты семье с детьми установлены федеральным законодательством двум категориям:
матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от организационно-правовых форм, и женщинам- военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста — ежемесячно в размере 50 руб., не повышающемся с 1 января 2001 г.3;
неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом4, - ежемесячно в размере 1200 руб. к пенсии того лица, за которым осуществляется уход.
Финансовый источниккомпенсационных выплат семьям с детьми один - бюджетные средства (федеральные и региональные). В этом их отличие от пособий, выплата которых не ограничена бюджетными ассигнованиями и может производиться за счет средств ФСС России и особого источника - субвенций.
Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Закон № 256-ФЗ) с 01.01.2007 в целях создания условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь, установлены дополнительные меры государственной поддержки таких семей. Материнский капитал выдается семьям, в которых появился второй и последующие дети. По закону материнский капитал можно потратить только на улучшение жилищных условий, образование ребенка или формирование накопительной части пенсии для матери. Причем на руки деньги не выдаются - это сертификат, с которого средства перечисляются на указанные в законе нужды.
Итоги проведенного в работе исследования нормативной правовой базы, анализа российского законодательства и комплекса мер в области государственной поддержки семей с детьми, позволяют сделать следующие выводы:
Прямая денежная помощь семьям в связи с рождением и воспитанием детей в виде государственных пособий, компенсационных выплат и других видов выплат Федерального уровня устанавливаются в форме твердых денежных сумм. Размеры их не зависят от реальной потребности семьи в поддержке для конкретного случая нуждаемости, а определяются финансовыми возможностями государства или иных источников финансирования мер социальной поддержки.
Законодательная и нормативная база действующей системы социальных выплат, услуг и мер социальной поддержки представляет собой огромный массив законодательных актов с многочисленными поправками, не всегда четко описывающих порядок предоставления социальных выплат и других форм социальной поддержки.
Список литературы:
Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ//"Российская газета", N 99, 24.05.1995
Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3803 (с послед, изм.).
Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 25.12.2012) "О государственной социальной помощи"// "Российская газета", N 142, 23.07.1999.
Федеральный закон от 29.12.2006 г. N 256-ФЗ (ред. от 16.11.2011) "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" // "Российская газета", №4263, 31.12.2006.
Иванова Р.И. Советское право социального обеспечения: учебное пособие / под ред. А.Д. Зайкина. С. 30-32.
Захаров М.Л. Право социального обеспечения России/ Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. 2-е изд., испр. и перераб. - М.: изд-во БЕК, 2002. — 560 с
Социальные пособия семьям с детьми и иные меры их социальной поддержки в России: Учебное пособие / Ю.Б. Корсаненкова, А.Ф. Корсаненкова., 2011. С. 288
Исакович Е. И. Изменение словарного значения статуса семьи и ребенка за последние 150 лет // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2009. — № 3 - Социология.
Министерство труда и социальной защиты РФ – URL: http://www.rosmintrud.ru/ Дата обращения: 06.12.2012
1Иванова Р.И. Советское право социального обеспечения: учеб.пособ. / под ред. А.Д. Зайкина. С. 30-32.
2См.: Захаров МЛ., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения. С. 384.
3См.: Постановление Правительства РФ «Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категория граждан».
4Постановление Правительства РФ от 4 июня 2007 г. № 343 «Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами // Российская газета. 2007.14 июня (с послед, изм.).