ДЕТСКИЕ ДЕРЕВНИ SOS, КАК АЛЬТЕРНАТИВА ПО СОДЕРЖАНИЮ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ДЕТСКИЕ ДЕРЕВНИ SOS, КАК АЛЬТЕРНАТИВА ПО СОДЕРЖАНИЮ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сегодня, государство практически не стимулирует передачу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в другие семьи, предпочитая тратить большие суммы на детские интернатные учреждения. Ежегодно около 1/3 детей, оставшихся без попечения родителей, помещаются в сиротские учреждения. Большинство детских домов и школ-интернатов построены в 50-60-е годы. Потому половина зданий требует капитального ремонта.

Всего в стране до 1500 и более детских домов. В ФЗ от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрен ряд определений, касающихся сиротства в целом. Под определением сиротство подразумеваются дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;1дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Сиротство дополняется другими группами детей, объединённых понятиями: сирота (сиротство) и социальная сирота (социальное сиротство). Основными видами сиротства в России являются:

-собственно сироты - это дети, чьи родители умерли;

-дети родителей, отказавшиеся от родительских прав;

-дети родителей, лишенных родительских прав;

-дети, чьи родители редко принимают участие в воспитании.

В настоящее время существует альтернатива детским домам - детские деревни –SOS.

Актуальность темы обусловлена тем, что устройство детей-сирот отдается семейным формам, что реализуется в Детской деревни - SOS , и может представлять интерес, как для широкого круга общественности, так и для специалистов в области социального обеспечения. Дети нуждаются в повседневной заботе. Им нужно жилье, содержание, образование, воспитание, позитивное общение, ласка, защита их детских прав и многое другое. Все это охватывается емким понятием «попечение родителей» или «родительское попечение» в обычных условиях это многогранная забота о детях осуществляется родителями. Но если дети по каким-то причинам остались без попечения родителей, все эти и другие заботы берет на себя государство.

В настоящее время в нашей стране серьезную озабоченность государственных органов и общества в целом вызывает рост числа детей-сирот и детей, по тем или иным причинам оставшиеся без попечения родителей. Причинами отказа от детей и помещение их в государственные учреждения являются: неполная семья, недостаток материального обеспечения, плохие жилищные условия, алкоголизм матери или обоих родителей, лишь небольшая часть детей была оставлена родителями из-за обнаружения у новорожденного того или иного физического, психического дефекта.2

В РФ существует приоритет семейного устройства детей – сирот, но не всегда это возможно в силу психологических, физических, умственных способностей ребенка. Следовательно, не все дети-сироты могут быть устроены.

У ребенка в государственном учреждении нет чувства постоянного дома. В 15-18 лет подростки вынуждены уходить из детского дома практически в неизвестность, решать проблему жилья, прописки. Воспитанники детских домов не адаптированы к самостоятельной жизни. Для некоторых закончить учебу – это начать скитаться.

На сегодняшний день жизни детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, изменило строительство детских городков и деревень.

Детские деревни-SOS (SOS-Kinderdörfer, SOS Children’sVillagesInternational) — крупнейшая международная благотворительная организация по поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, которым грозит потеря семьи.

Первая деревня – SOS была построена на пожертвования в 1949 году в Австрии. Основатель детских деревень SOS австрийский педагог – гуманист Герман Гмайнер. 3После военного времени, создание детской деревни сыграло большую роль в жизни многих детей, оставшихся без семьи на тот момент.

Появление в России детских деревень SOS, вернее, сначала в СССР, в Армении после землетрясения в Спитаке, связано с именем и деятельностью Елены Сергеевны Брусковой.4

В 1996 была построена первая российская Детская деревня – SOS в подмосковном Томилино.

Опытом по созданию Детских деревень – SOS воспользовались уже 133 страны. В России открыто 6 Детских деревень – SOS (Томилино, Лаврово, Пушкин, Кандалакша, Псков, Вологда).

При устройстве ребенка в Детскую деревню– SOS на него разрабатывается индивидуальная программа развития, которую помогает реализовать SOS-мама. В нашей стране, как и во всём мире, есть одинокие незамужние или разведённые женщины, которые не имеют своих детей или уже вырастили их. Но они любят детей, хотят о них заботиться и могли бы посвятить им всю свою жизнь. А ещё есть дети, брошенные на произвол судьбы, которые ищут маму. В детскую деревню на должность матери женщины идут, как на служение. Нужно всю себя целиком отдать детям. Бесконечные хлопоты, бессонные ночи, огромная ответственность. И все же, когда возникли Детские деревни SOS в России, женщин, откликнувшихся на предложение стать матерями сиротам и вести хозяйство большого дома, было очень много. SOS– мама – это новая женская профессия. Женщины проходят подготовку в качестве профессиональных замещающих родителей. Первых SOS– мам готовил Государственный Санкт– Петербургский педагогический университет им. Герцена. Для подготовки с ними проводятся специальные тренинги, семинары, объясняют принцип работы с данной категорией граждан. SOS-мама находится в центре всего воспитательного процесса. Воспитание предполагает непосредственное участие в жизни ребёнка, участие в его радостях и горе, ведь при отсутствии нормальных человеческих отношений воспитание лишено всякого смысла.

Детские деревни SOS – это уникальная альтернатива детским домам, где для детей, потерявших семью, создаются комфортные условия для реабилитации, счастливого детства и адекватной подготовки к взрослой жизни.

Детская деревня– SOS похожа на небольшой поселок с 11-15 домами на объединенной территории. В каждом доме живет семья – SOS– мама и 6– 8 детей разного возраста и пола. У каждой семьи – своя собственная жизнь, со своими делами и заботами, привычками и традициями - как и в любой другой семье. Мама ведет хозяйство и учит детей всему, что понадобится им во взрослой жизни. Дети растут, помогают маме по дому, в учебное время ходят в детские сады и школы, на каникулах отдыхают в лагерях и походах. Отличительной чертой в российской детской деревни SOS является отсутствие в семье папы.

Закончив 9 классов, ребята переходят жить в Дома молодежи. Пока их в Петербурге два. Дом молодежи - SOS – уникальная для России форма забота о детях-сиротах. В отличие от выпускников детских домов, которые в 16 лет выходят в жизнь абсолютно неподготовленными и без всякой поддержки, старшие ребята из Детской деревни - SOS переходят в Дом молодежи, где педагоги-наставники помогают им в вопросах учебы, устройстве на работу, оформлении различных документов, в том числе на жилье. Для подростков это возможность начать самостоятельную жизнь в благоприятных условиях.

Дом молодежи - SOS – это чаще всего объединенный блок квартир в обычном доме или отдельное жилое помещение. Здесь подростки живут 3-4 года до получения профессии под присмотром педагогов-наставников. Они учатся, работают и постепенно привыкают к взрослой жизни, сохраняя при этом связи с семьей в Детской деревне - SOS и самым близким человеком – SOS-мамой.

Таким образом, постепенно происходит переход от детства к взрослой жизни. Еще 2–3 года после выхода из Дома молодежи воспитанников поддерживают и контролируют через ежемесячные обязательные встречи и финансовую помощь.

При этом молодые люди должны иметь постоянное место работы или учебы, что подтверждается приносимыми им раз в полгода справками с места работы или "зачетками". Выпускников детских деревень поддерживают, пока они полностью не встанут на ноги и начнут жить независимо.

Все расходы на проживание и поддержку подростков в Домах молодежи -SOS финансируются за счет благотворительных пожертвований. Еще 2–3 года после выхода из Дома молодежи воспитанников поддерживают и контролируют через ежемесячные обязательные встречи и финансовую помощь.

Согласно официальной статистике, 40% выпускников детских домов становятся наркоманами или алкоголиками, 40% совершают преступления, 10% кончают жизнь самоубийством и только 10% социализируются.

Выходя же из Детской деревни– SOS дети адаптированы, им легче трудоустроиться, обзавестись семьей и начать свою взрослую жизни. Из 53 выпускников Детской деревни SOS – «Пушкин» пока только четверо не смогли изменить путь развития, заданный их биологическими родителями.

По статистике выходцы детского дома значительно отличаются от выходцев Детской деревни - SOS. У детей, выросших в условиях интерната, существует больше проблем, чем у детей-сирот, живущих в Детской деревне. Создание Детской деревни - SOS является оптимальным вариантом по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, это особая форма воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без родительской заботы, максимально приближенная к семейной.

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

  2. Н.Ф. Дивицына «Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками» изд. «Феникс»,2005г.

  3. Заволжский специализированный дом ребенка [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.zavdr.ru/1jurn/18.htm( 23.12.2012)

  4. Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ [ в ред. От 01.07.2011] «Об опеке и попечительстве»;[принят Государственной Думой Российской Федерации 28.03.2008] // Российская газета –2008

  5. . Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Российская газета. 1996. № 248; Собрание законодательства РФ. 1996. № 52.

  6. Детская деревня – SOS [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.sos-dd.ru/about (15.01.2013)

  7. В.Л. Кокоренко « Социальная работа с детьми и подростками» – М.: издательский центр «Академия», 2011.

1 См. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

2Н.Ф.Дивицына «Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками» изд. «Феникс»,2005г.

3Википедия [Электронный ресурс] Режим доступа :http://ru.wikipedia.org/wiki ( 28.12.12)

4Заволжский специализированный дом ребенка [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.zavdr.ru/1jurn/18.htm( 23.12.2012)

Просмотров работы: 3714