ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЕЖИ К СТАРОСТИ И ПОЖИЛЫМ ЛЮДЯМ: ОПЫТ ТЕОРЕТИКО-ЭМПИРИЧЕСКОГО АНАЛИЗА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЕЖИ К СТАРОСТИ И ПОЖИЛЫМ ЛЮДЯМ: ОПЫТ ТЕОРЕТИКО-ЭМПИРИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Щирова А.И. 1
1филиал ЮФУ в Новошахтинске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Социальные проблемы людей пожилого возраста, их социальный статус, место в современном обществе, взаимоотношения с другими возрастными группами и т.п. рассматриваются особой областью знаний – социальной геронтологией. Из ныне существующих геронтосоциологических теорий заслуживают особого внимания теории разъединения, активности, субкультуры, маргинальности, возрастной стратификации, заявляющие в качестве одной из актуальных проблему отношения к пожилым людям.

Теория разъединения (Э.Каминз и У.Генри) представляет старение как неизбежное взаимное отчуждение, снижение взаимодействия между стареющей личностью и обществом, ведущее по мере старения к полному дистанцированию. Эту теорию еще называют "теорией освобождения", потому что старение якобы "освобождает" пожилого человека-пенсионера перед всеми обязательствами обществу.

Теория активности выступает как альтернативная к предыдущей и предполагающая, что, вступая в старость, люди сохраняют те же потребности и желания, что и в среднем возрасте, и всячески сопротивляются любым намерениям, имеющим целью исключить их из общества.Ко времени глубокой старости верх берет отчуждение. Нейл Смелзер ("Социология") выводит специальные коэффициенты зависимости пожилых людей от людей других возрастов. Причем установление хронологических границ не имеет смысла, так как вступление в каждый из этих этапов весьма индивидуален и не подчинен формальным возрастным нормам.

Теория субкультуры (А.Роуз), согласно которой культура становится стержнем, объединяющим людей пожилого возраста, и создает особую близость между ними и в то же время обособливает их от других возрастных когорт. Причем автор теории утверждает, что культура пожилых особая, отличная от культуры всех других возрастных групп. В практическом плане А.Роуз предлагал создание поселков, жилых домов, домов-интернатов для пенсионеров.

Теория возрастной стратификации - предполагает возрастную дифференциацию наряду с социальной, разделение людей на группы по их образу жизни и материальному положению.

Ни одна из названных теорий не дает реального представления о феномене старения. Каждая из них абсолютизирует какой - то один из возможных моментов.

Отношение общества к пожилым людям меняется в историческом и социокультурном пространстве. Так, в первобытном обществе существовала практика убийства беспомощных и бесполезных стариков. С освоением огня и развитием производительного труда улучшились условия жизни, увеличилась продолжительность жизни; мудрость и опыт стариков стали ценны для развития культуры, хозяйства, передачи традиций, хранения ритуалов. Аграрное хозяйство, право собственности на землю закрепили власть старших мужчин и женщин в роду, семье, обществе и государстве и способствовало уважительному отношению к пожилым. В ряде социально-философских трудов мыслителей прошлого старость позиционируется как период мудрости, достоинства, уважения. Так, у Платона (428-347 до н. э.) старик - хранитель законов, традиций, истории. По мнению Марка Туллия Цицерона (106-43 до н.э.) к управлению страной нужно привлекать убеленных сединами стариков, чьи опыт и знание жизни явятся лучшим залогом процветания государства. Призывом почитания предков буквально пронизано учение Конфуция (551-479 до н.э.) [1].

Индустриальное общество развивается стремительными темпами; число пожилых и старых людей в структуре индустриальных обществ приближается к 20 %, при этом социальное функционирование пожилых слабеет. Впервые сложилась ситуация, когда молодые поколения в интеллектуальном плане, по критерию профкомпетентности и владения ТСО опережают стариков. В связи с проблемой старения общества усилились негативные тенденции в восприятии старости и отношении к старикам. Западные социологи заговорили о «возрастной сегрегации», эйджизме (дискриминации человека на основании его возраста; США, Р.Н.Батлер, 1969 г.) [2]. Обычно эйдженизм осуществляется в американском обществе по отношению к старшей возрастной группе, которая имеет самый низкий общественный статус. Согласно точке зрения Батлера, "эйджеизм отражает глубоко укоренившееся среди молодежи и людей среднего возраста неприятие старости - они проявляют личностное отвращение и неприязнь к старению, болезням, нетрудоспособности и испытывают страх беспомощности, "бесполезности" и "смерти". Эйджеизм особенно силен в США, -утверждает Смелзер,- где всегда ценились мастерство, сила, молодость и энергия, противоположное отношение к старикам в Европе и Японии.

Среди распространенных стереотипов старости в нашей стране и за рубежом можно выделить следующие: старый человек – это существо болезненное, слабое, без средств к существованию, которое не может работать и нуждается в постоянной помощи и опеке; это существо заброшенное и одинокое, консервативное, нередко страдающее нарушениями мозговой деятельности; с возрастом человек утрачивает умение принимать правильные решения, его развитие затормаживается, он не способен к дальнейшему обучению, постепенно утрачивает память, психические, социальные, сексуальные функции.

Польский социолог Хелена Издебская [3] собрала высказывания двухсот студентов (в возрасте 19-22 лет) об их отношении к дедушкам и бабушкам. Большинство опрошенных выразили неприязнь, отсутствие доброжелательности, уважения и чувства ответственности за них. По мнению этих молодых людей, старики не должны быть для молодых обузой, стариками должно заниматься государство, общество, а не близкие родственники. Многие заявили, что наилучшим решением проблемы дальнейшего существования пожилых были бы дома престарелых.

В России практически нет исследований такого рода. Распространенная среди студентов Ростовского университета профессором В.Д.Альперовичем [3] анкета, показала, что молодежь часто находит общий язык с пожилыми людьми, помещение их в социальные учреждения считает неправильным, своих бабушек и дедушек многие считают значимыми членами семьи, знакомят их со своими друзьями, 20 % сказали, что могут назвать пожилых своими друзьями. Анализ результатов данного опроса показал, что хотя отношения не идеальные, но и не столь угнетающе-тревожные, как пишет польская коллега.

Студентами филиала ЮФУ в г.Новошахтинске Ростовской области в марте 2012 г. было проведено исследование, направленное на изучение отношения молодежи к феномену старости и пожилым людям (N = 163; 81 респондент женского и 82 мужского пола в возрасте 15-29 лет). Опрос молодежи г.Новошахтинска подтверждает наличие негативных стереотипов в отношении старости: почти во всех половозрастных подгруппах присутствуют представления о пожилом возрасте, как о периоде, связанном с социальной изоляцией (одиночеством), низким материальным уровнем, плохим здоровьем.

Четких представлений о возрастных границах старости не выявлено (выделены возрастные границы от 55 до 75 и более лет). По мнению молодежи, старость наступает, когда человек начинает чувствовать себя старым, а также при выходе на пенсию и после появления внуков - это подтверждает мнение, что старость - социальный феномен и характеризуется прежде всего изменением статуса. На вопрос «Что такое старость?» получен широкий диапазон ответов, но все они могут быть классифицированы в три группы: отрицательное восприятие (немощность, усталость, увядание, пессимизм) - свыше 50% респондентов; нейтральное восприятие (старость как особый период жизни) - 30%; положительное восприятие (свобода, возможность заниматься интересным для себя делом, внуки) - 15-20%. Среди основных преимуществ старости отмечаются опыт, мудрость, свобода (социальная и экономическая), наличие пенсии, общение с детьми и внуками; среди главных недостатков - болезни, немощность, одиночество и низкие доходы.

Около 70% опрошенных считают, что пожилые люди должны проживать свою старость в семье, в кругу родных и близких, 27% - самостоятельно в своём доме, менее 2% (3 респондента) - в социальных учреждениях. Общение с пожилыми у большинства молодых людей (85%) в целом складывается положительно (легко - 35%; иногда ладим, иногда спорим - около 50%). Однако около 15% опрошенных (24 респондента) общаются со своими пожилыми по необходимости, не имеют с пожилыми общих тем.

В том, что между молодежью и пожилыми возникают конфликты в большей степени ответственна молодежь (98 человек, 60% респондентов). Около 20% юношей и 30% девушек могут назвать своим другом кого-то из пожилых людей. Почти 90% молодых людей прислушиваются к советам пожилых и старых; 60% юношей и девушек знакомят своих бабушек и дедушек с друзьями. Большинство опрошенных (свыше 70%) считают, что пожилые люди ценны для общества своим опытом и знаниями; они мудры, терпимы, сдержанны; около 25% респондентов выделили ряд негативных проявлений старости (раздражительность, плаксивость, капризность). В числе базовых проблем пожилых людей молодежь указывает проблемы связанные со здоровьем и самообслуживанием, материальные проблемы, проблемы одиночества, недостатка общения, организации досуга. В решении физических и моральных проблем молодёжь готова оказывать пожилым людям помощь (более 60% опрошенных).

Резюмируя результаты, можно сделать вывод, что в молодежной среде российского провинциального города, как и в современном обществе в целом, стереотип старости носит негативный оттенок и связывается с немощностью, одиночеством и бедностью. Этот стереотип сложился в российском обществе объективно и отражает слабость социального статуса пожилого, необходимость повышения внимания государства и гражданского общества к проблеме социальной защиты пожилых. Тем не менее, молодежь не демонстрирует проявлений эйджизма, дискриминации, возрастной сегрегации: отношение подавляющего большинства молодых людей к пожилым людям как личностям, представителям социальной группы, носителям особой группы ценностей или социальных проблем положительное, уважительное, недискриминационное; молодежь проявляет готовность поддерживать стариков, заботиться о них.

Для преодоления негативных стереотипов старости и налаживания позитивных отношений между поколениями целесообразно разрабатывать социально-образовательные, социально-профилактические, коммуникативные программы и проекты. 16 декабря 1991 г. генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав пожилого человека, где говорится о праве каждого человека на достойный уровень жизни, уважение и активную счастливую старость. Перед большинством цивилизованных стран стоит задача повышения статуса и уровня жизни пожилых людей, оптимизации отношений поколений, формирование положительного восприятия старости и стариков.

Литература:

1. Василенко Н.Ю. Социальная геронтология. / Н.Ю. Василенко – Владивосток: Изд-во Дальневосточный ун-т, 2003, с.33.

2. Психология старости и старения. Хрестоматия для студентов. / О.В.Краснова, А.Г.Лидерс. – М.: Academica, 2003, с. 243.

3. Альперович В. Проблемы старения: Демография, психология, социология. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2004. – с. 32.

Просмотров работы: 23911