ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА КОГНИТИВНУЮ СФЕРУ СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА КОГНИТИВНУЮ СФЕРУ СТУДЕНТОВ

Джакишева С.С. 1
1Астраханский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сегодня компьютер является совершенно новым средством познания окружающего мира, каким несколько веков назад была книга. Использование информационных технологий в различных сферах жизнедеятельности оказывает огромное воздействие на человека, в том числе и на когнитивные процессы.

По определению А.А. Реана, когнитивные процессы это совокупность процессов, обеспечивающих преобразование сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа в виде знания [1]. В группу когнитивных процессов входят следующие психические познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, внимание, воображение, мышление, речь [2], [3].

Интеллектуальное развитие в период ранней взрослости, считает А.А. Реан, происходит в тесной связи с формированием личности. При этом не только особенности личности влияют на характер ее интеллектуального развития, но и закономерности развития интеллектуальной сферы влияют на процесс формирования личности, поскольку они обеспечивают выработку собственной мировоззренческой позиции [1]. В связи с этим представляется важным исследование влияния информационных технологий (ИТ) на развитие когнитивной сферы юношей и девушек. На наш взгляд, когнитивная сфера юношей и девушек, являющихся студентами, подвержена большему влиянию ИТ, нежели когнитивная сфера молодых людей, не обучающихся в высших и средних специальных учебных заведениях. При этом доля контакта с ИТ более значима у учащихся очной формы обучения. Поэтому, в настоящей работе исследуется влияние ИТ на развитие юношей и девушек студенческого возраста, обучающихся очно.

Исследование проводилось с 2008 года в течение 5 лет в 2 этапа.

На первом этапе (2008 год) контингент участников составили юноши и девушки в возрасте от 17 до 19 лет, обучающиеся очно в Астраханском Государственном Университете. В исследовании приняло участие 71 человек, в том числе 28 человек - студенты 1 курса факультета психологии (ФП) и 42 человека - студенты 1 курса факультета математики и информационных технологий (ФМиИТ).

Использовались следующие диагностические методики

  • методика «Расстановка чисел» (для исследования концентрации внимания);

  • методика «Память на образы» (направлена на исследование кратковременной образной памяти);

  • методика «Память на числа» (направлена на исследование кратковременной памяти на числа);

  • методика «Осмысленность восприятия в запоминании» (направлена на исследование кратковременной слуховой логической памяти);

  • методика «Сложные аналогии» (для исследования логически-понятийного мышления, способности к выделению сложных, абстрактных логических отношений);

  • методика «Особенности творческого воображения» (для исследования развития воображения).

На втором этапе (2012 год) контингент участников составили те же юноши и девушки в возрасте от 21 до 22 лет. В исследовании приняло участие 60 человек, в том числе 24 человека - студенты 4-5 курсов факультета психологии (ФП) и 36 человек - студенты 4-5 курса факультета математики и информационных технологий (ФМиИТ).

Диагностика проводилась по тем же методикам.

Было проведено сравнение результатов:

  • между студентами разных факультетов отдельно на каждом этапе;

  • между студентами одного факультета в разные годы (на 1 и 4-5 курсах).

Статистическая обработка данных проводилась с помощью с использованием программы Microsoft Excel 2007 и интегрированного статистического пакета SPSS 11.5.

Для оценки достоверности различий между результатами на одном факультете в разные годы использован непараметрический (свободный от закона распределения) критерий для зависимых выборок Т-Вилкоксона.

Для оценки достоверности различий между результатами на разных факультетах, то есть между группами с разной степенью взаимодействия с ИТ использован непараметрический критерий для независимых выборок U-Манна-Уитни.

Эмпирическое исследование показало, что за 4 года (с 2008 по 2012) уровень развития логической слуховой памяти, кратковременной зрительной памяти на числа и кратковременной памяти на образы у студентов факультета математики и информационных технологий (в большом объеме взаимодействующих с информационными технологиями) стал значительно выше, чем у студентов факультета психологии (в меньшей степени взаимодействующих с ИТ). Данные различия достоверны, статистически значимы на уровне значимости p≤0,05.

Также было выявлено, что студентов с высоким уровнем концентрации внимания в 2008 году было больше на факультете математики и информационных технологий. В 2012 году наблюдается небольшая положительная динамика на факультете психологии. На ФМиИТ наблюдается даже отрицательная динамика (увеличилось число студентов с низким уровнем концентрации внимания, число студентов с высоким уровнем - уменьшилось). Данные различия достоверны, статистически значимы на уровне значимости p≤0,05.

В 2008 г. уровень развития логически-понятийного мышления был выше у студентов факультета математики и информационных технологий. В дальнейшем, в 2012 году наблюдается определенная динамика развития логически-понятийного мышления на обоих факультетах. Однако на ФМиИТ она значительнее, различия достоверны, статистически значимы (уровень значимости p≤0,05) На факультете психологии достоверных различий в результатах не выявлено.

В ходе эмпирического исследования выявлено, что в большинстве своем и на ФМиИТ, и на факультете психологии студенты имеют средний уровень развития творческого воображения. Эта картина стабильна на протяжении 2008-2012 годов. Таким образом, динамики в развитии творческого воображения не наблюдается.

Литература

  1. Психология от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. -СПб.: ”Прайм-ЕВРОЗНАК”, 2005.

  2. Выгодский Л. С. Развитие высших психических функций. -М., 1959.

  3. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. -М., 1975.

  4. Словарь практического психолога/ Сост. С.Ю. Головин. –Минск: Харвест, 1998. –800с.

  5. Основы психологии./ Практикум. Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. -Ростов н/Д.: изд-во “Феникс”, 2006. -576с.

Просмотров работы: 3216