КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ТЕЛЕРАДИОКОМПАНИИ «МИР БЕЛОГОРЬЯ») - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ТЕЛЕРАДИОКОМПАНИИ «МИР БЕЛОГОРЬЯ»)

Часовских С.А. 1, Белецкая Е.А. 1
1ГБОУ ВПО "Белгородский государственный институт искусств и культуры"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Предпосылкой расширения и совершенствования комплексного развития личности являются средства массовой коммуникации, обеспечивающие широчайшую доступность художественной информации. Повышение общеобразовательного уровня, насыщение быта предметной стороной художественной культуры само по себе автоматически поднимает уровень эстетического развития человека.

Сила искусства заключается в его способности вовлекать аудиторию в выработку эстетических идей и заставлять читателя, зрителя, слушателя воплощать художественные идеи в личной форме. Искусство для вступающего в жизнь поколения становится своеобразной «машиной времени», ибо оно позволяет человеку, ограниченному в пространственном и временном отношениях, преодолевать границы бытия, значительно расширять жизненный опыт.

Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает освоение личностью определенного круга способности, нравственных норм и духовных, ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества. Однако средства и способы организации требуют постоянного изменения и совершенствования педагогического процесса.

Развивающая роль социально-культурной деятельности в формировании ценностных ориентаций личности является одной из приоритетных и при этом выступает открыто, делаясь объектом специального обсуждения, анализа и целенаправленной организации.

Телерадиокомпания «Мир Белогорья» – принципиально новый проект телевизионного вещания, как по охвату территории, так и по программному наполнению. Впервые в истории регионального вещания Белгородчины предпринята попытка создания единого информационного пространства в масштабах всей области.

Телеканал «Мир Белогорья» отражает реальную жизнь тех, кто живет в глубинке, обеспечивает их потребности в качественном и доступном программном продукте, информирует о самых важных и ярких событиях в жизни области.

Вещательная концепция канала содержит в своей основе традиционные ценности семейного телевидения. Основным принципом построения вещания является ориентированность на самые широкие возрастные и социальные категории зрителей. При разработке идеи отдельных программ и программных блоков в основу ставится принцип «оптимистичного ТВ» –пропагандирующего уверенность в будущем, стабильность настоящего, трезвую адекватную оценку событий без нагнетания страхов и социальной напряженности.

Аудиторию канала составляют жители Белгородской области. За счет разветвленной сети районных корреспондентских пунктов, программы канала доступны на всей территории региона. Возможность освещать события в самых отдаленных районах области, делает новостные и информационные блоки актуальными и интересными каждому жителю Белгородчины.

При разработке концепции канала авторская группа взяла лучшее из опыта телевидения России и учла при этом особенности регионального менталитета, традиционные ценности жителей городов и районов Белгородчины.

Сегодня в Белгородской области эфирное телевизионное вещание осуществляют несколько компаний: ОРТ, НТВ, «Культура», Белгородская государственная телерадиокомпания «Белгород» (филиал ФГУП ВГТРК), Муниципальная телерадиокомпания «Белый город» – региональный представитель «Дарьял-ТВ».

При этом два последних имеют ограниченную зону вещания, в пределах города и нескольких прилегающих к ним районов (Белгородский, Шебекинский, Корочанский, Прохоровский).

Самая большая аудитория среди местных телеканалов у ВГТРК «Белгород», но и ее зона уверенного приема не покрывает всей территории Белгородской области.

На первый взгляд может показаться, что это сугубо техническая проблема, однако это не совсем верно. Зона неуверенного приема телесигнала ВГТРК «Белгород» это граница России и Украины (Борисовский район), Валуйский район, наконец, границы Белгородской и Курской областей, где зритель довольствуется программами Курского телевидения. Как следствие, возникает довольно парадоксальная ситуация, зачастую, новости Белгородской области зрители дальних районов Белгородчины могут узнать лишь из редких сюжетов центральных каналов, которые ориентированы на Российскую аудиторию, и иной раз страдают откровенной предвзятостью и скептическим отношением к провинции. Исходя из всего вышесказанного, с полной уверенностью можно сказать, без полного охвата местного вещания всей территории Белгородской области невозможно говорить о едином информационном пространстве региона. Именно эту цель ставит перед собой телеканал «Мир Белогорья». Его основа – шесть районных корреспондентских пунктов, которые обеспечивают:

1. Поиск, получение и распространение объективной, достоверной и интересной потребителям информации о социально-экономических процессах, происходящих в области.

2. Информирование населения о деятельности органов законодательной и исполнительной власти и местного самоуправления.

3. Развитие региональной системы телекоммуникации и связи.

Один из важнейших принципов, составляющих основу концепции вещания канала, – уважение к зрителю, через уважение к истории края, народным традициям, культуре и духовным ценностям. Правило для каждого журналиста канала: не опускаться до уровня толпы. Исходя из этого, штат ТРК укомплектован из людей зрелых, подтвердивших свой профессиональный уровень. В то же время, в формировании редакционного коллектива не последняя роль отводится молодым, энергичным специалистам.

Информационные и новостные программы канала строятся в духе объективного освещения событий, спокойного рассудительного анализа. В новостных выпусках есть место всем важным событиям, в том числе и негативным явлениям. В то же время ориентация продукции канала на семейный просмотр предполагает освещение таких тем, как криминал, катастрофы и т.п. без излишнего ажиотажа и эскалации негативных фактов.

В освещении социальных проблем главный принцип – не допустить напряженности, раскола общества. Для этой цели журналисты канала, при подготовке подобных сюжетов в обязательном порядке стараются осветить все существующие точки зрения, предоставить возможность каждой из сторон высказать свое мнение. Редакционный коллектив не устраняется от критики чиновников, представителей власти и лидеров общественных организаций. Более того, поиск и разработка острых тем, подготовка критических материалов – обязанность каждого сотрудника редакции. Вместе с тем, такая критика должна нести конструктивную составляющую, помочь власти увидеть проблему с точки зрения рядового белгородца, не только обозначить саму проблему, но и предложить варианты ее решения.

Телекомпания «Мир Белогорья» в эфире уже восемь лет. И за этот промежуток времени она стала реальным областным телевидением, как по охвату территории, так и по его программному наполнению, решая социальную задачу удовлетворения общественной потребности в качественном и доступном телепродукте. Гуманитарная направленность, базирующаяся на незыблемых общечеловеческих ценностях, позволила нам создать истинно семейный телеканал, формирующий у зрителя позитивное мышление и уверенность в завтрашнем дне.

Одной из первых, в практике регионального телевидения, на базе ТРК «Мир Белогорья» создана новая техническая и технологическая модель производства и вещания. И не только в масштабе нашей области, но и Черноземья. За опытом реализации подобных проектов регионального телевидения со всего Черноземья.

Но сверхзадача телекомпании «Мир Белогорья» – создание единого информационного пространства в рамках всей области.

Рассмотрим реализацию системного подхода в работе телепередачи «Ручная работа», который необходим для создания условий формирования личности детей. При управлении такой системой основополагающее значение имеет правильное определение целей системы на различных уровнях обобщения, исходя из которых моделируются системы, разрабатываются технологии для достижения результата, определяемого критериями его оценки.

Концепция, которая нами была проанализирована на примере телерадиокомпании «Мир Белогорья», обеспечивает не только теоретическими знаниями, но и знаниями о самих системах, их компонентах, вооружает организаторов технологиями, позволявшими реализовывать цели и осуществлять рефлексию как педагогической, так и познавательной деятельности

Все это позволяет прогнозировать повышение результатов по всестороннему развитию личности за счет вооружения их механизмами саморегуляции деятельности.

Под этим мы понимаем расширение усвоения опыта эмоционально-ценностных отношений, усвоение опыта творческой деятельности, овладение технологией управления и операционным алгоритмом нравственного поведения, а также технологиями самообучения и самовоспитания.

Рассмотрим более подробно систему обучения и систему воспитания в телепередаче «Ручная работа». При этом под обучением будем понимать:

Обучение – целенаправленная деятельность по усвоению элементов культуры.

Культура – общая характеристика опыта предшествующих поколений.

Усвоение – превращение содержаний образования в достояние личности.

Понимая воспитание как целенаправленное, планомерное воздействие на личность, являющуюся субъектом деятельности, организацию отношений и взаимоотношений, организацию деятельности и условий жизни в целях подготовки молодого поколения для выполнения задач данного общества.

Система телепередачи «Ручная работа» дает возможность расширить поле усвоения элементов культуры на репродуктивном и творческом уровне и овладеть очень большими возможностями для формирования положительной мотивации.

Все это способствует формированию мотивации к знанию и творчеству, целенаправленному использованию ребенком своего свободного времени для наиболее полного развития его потенциальных возможностей: дает возможность использования вариантности социально-культурных видов деятельности, обучающих и развивающих программ.

Основным критерием успешности работы «Ручная работа» является осознание процесса самообразования, самосовершенствования. Это должно проявляться в информационном, мотивационном и операционной аспектах развития.

Информационный аспект:

- для зрителя – расширение информационного поля, интересующей области человеческой деятельности;

- для организатора – расширение информационного поля в профессиональной области.

Мотивационный аспект:

- для зрителей – осознание необходимости собственного развития и возможностей саморазвития, сформированный опыт нравственного поведения, основанный на чувстве коллективизма, дружбы и товарищества, ответственности за собственные поступки, дела, поведение.

- для организаторов – формирование чувства долга и ответственности за конечный результат работы в учреждении.

Операционный аспект:

- для зрителей – овладение способами репродуктивной и творческой деятельности для усвоения содержания образования;

- для организаторов – формирование педагогических способностей, позволяющих профессионально реализовывать цели обучения и воспитания с помощью адекватных технологий.

В результате присвоения общественно выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие – формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственно-эстетических проблем.

Воспитывать – это значит направлять развитие субъективного мира человека, с одной стороны, действуя в соответствии с теми образцами, идеалами, которые воспитывают требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Но социально-историческое формирование личности не представляет собой пассивного отражения общественных отношений.

Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности и формируется в человеке важнейшая, определяющая его как важную для личности потребность во благе другого.

Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования систем общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм.

Пересмотр содержания воспитания происходит с учетом происходящих в мире глобальных процессов, усиление таких аспектов как воспитание в духе мира, гармонии, красоты и счастья для человека, признание личности человека как самоценности.

Поэтому институты социально-культурной деятельности обновляются на основе гуманистических принципов: неповторимость личности как субъекта воспитания, выстраивание отношений на основе духовного и эмоционального единства и сотрудничества. А это, в свою очередь, выдвигает на первый план проблему формирования нравственно-эстетической культуры личности.

Особое место в составе формирования ценностных ориентаций занимает развитие нравственных чувств, осознание красоты природы, окружавшей действительности и отношений между людьми.

Эстетическое воспитание неразрывно связано с другими сторонами целостного воспитательного процесса, в первую очередь с нравственным воспитанием и как бы пронизывает их, предопределяя их эффективность за счет целенаправленности процесса формирования у личности развитого эстетического сознания и вкуса, способности воспринимать и ценить прекрасное и гармонии в окружающем мире.

Понимая гармонию как стремление к идеалу и красоте, педагог-организатор должен это уметь передать ребенку. Эстетическое, нравственное совершенствование осуществляется средствами природы, искусства и труда через общение.

Средства массовой информации, а в частности, это телевидение является мощным средством, способствующим нравственно-эстетическому развитию личности, необходимым условием для его самореализации, самодетерминации в культуре жизненного пространства и требует осмысления целей, путей, форм и методов ее совершенствования и развития. Это тот путь, который позволит сформировать нового человека, обладающего глубокой убежденностью, духовным богатством и высокой нравственной культурой, а также умеющего творчески трудиться.

Стратегические цели, стоящие перед организаторами телепередачи «Ручная работа» это – всестороннее развитие личности. Реализация этих целей возможна лишь на пути усвоения телезрителями суммы знаний, умении и навыков.

При формировании ценностных ориентаций через средства искусства, природы, труда и общения необходимо развивать у ребенка чувство прекрасного, формировать высокий художественный вкус, умение правильно понимать и оценивать произведения искусства и богатство окружающего мира.

Принципы и закономерности, положенные в основу деятельности телепередачи «Ручная работа» можно объединить в следующие подходы:

1. При организации обучения реализуется функционирование познавательной системы работающей в синхронном взаимодействии с системой ценностных ориентаций и личностью каждого человека.

2. Обучение при таком функционировании этих систем является воспитывающим и развивающим.

3. В познавательно-воспитательном процессе телепередачи «Ручная работа» происходит взаимодействие трех потоков информации тематической, эстетической и нравственной.

При проведении занятий в телепередаче «Ручная работа» обучение строится следующим образом, чтобы:

1. Объяснение новой информации было полностью усвоено в ходе телепередачи.

2. Четкая организация деятельности, методическая оснащенность занятий, целенаправленная работа в соответствии с технологиями социально-культурной деятельности.

Мы можем отметить, что происходит реализация следующих моментов в телепередаче «Ручная работа», а именно:

- увеличение количества положительных социальных контактов;

- совершенствование культуры личностных взаимоотношений в целом (дружеское общение, общение в семье и т.д.);

- повышение уровня психологической культуры (стремление к самопознанию и самосовершенствованию, приобретение навыков постановки долгосрочных целей и решения конкретных практических задач в соответствии с реальными возможностями индивида, в совокупности, могут дать увеличение степени общей удовлетворенности индивида.

Белгородчина имеет замечательное наследие – более чем тысячелетнюю историю, славное трудовое и ратное прошлое, богатые культурные, бытовые традиции, которые бережно передаются из поколения в поколение. Было бы преступлением перед нынешним и будущим поколением, если бы мы пренебрегали опытом предшественников, их мудростью, моралью, художественными ценностями, творчеством, искусством украшать быт, создавать уют и хорошее настроение.

На основе проведенного анализа, мы можем сделать следующие выводы. Сфера социально-культурной деятельности является сферой свободного самоопределения личности, что определяет специфику ее влияния на процесс комплексного воспитания личности. С одной стороны, потенциал социокультурной сферы предоставляет большие возможности для формирования ценностных потребностей личности, с другой стороны, возможность свободного самоопределения в сочетании с отсутствием положительных ориентиров может оказать негативное влияние на развитие личности.

Литература

  1. Яковлева Е.Л. Программа развития творческого потенциала личности // Начальная школа: плюс-минус, 2000. - №3. - С. 11-17.

  2. http://mirbelogorya.ru/

Просмотров работы: 2057