АКТУАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

АКТУАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ

Негашева Е.А. 1
1Новошахтинский филиал Южного Федерального Университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема занятости населения стала одной из острейших социальных проблем, с которыми столкнулось человечество в XX веке. Безработица несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную деградацию людей. Поэтому решение проблемы занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране, в том числе и в России1.

Наличие определенного уровня и различных форм безработицы признается практически во всех странах. При этом можно установить взаимосвязь между степенью изученности этой проблемы в определенной стране и ее положением в мировом сообществе. Наиболее развитые страны тратят большие средства на анализ, прогнозирование безработицы и разработку путей ее стабилизации, а по возможности и снижения.

Общепризнанные социальные последствия безработицы, такие как рост правонарушений, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, самоубийств, политического отчуждения, а так же ряда других негативных явлений, обусловливают необходимость решения этой проблемы2.

Все это, в частности, означает особую важность теоретического осмысления феномена безработицы, которое, в свою очередь, предполагает расчленение данной проблемы на отдельные значимые вопросы. В этой связи вряд ли можно преувеличить значение молодежной тематики, так как от того, как общество, а в частности, властные структуры, реагируют на проблемы молодежи, какую позицию занимают во взаимодействии с ней, зависит экономическое, а так же и социально-политическое состояние общества.

Росстат подвел итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости по состоянию на ноябрь 2012 года. Средний возраст безработных в ноябре 2012г. составил 34,4 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 28,2%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 5,9%, 20-24 лет - 22,3%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (32,5%) и 20-24 лет (12,3%)3. Как видно, уровень молодежной безработицы является в РФ очень высоким. Необходимость анализа положения молодежи на российском рынке труда обусловливается двумя важнейшими обстоятельствами. Во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России, во-вторых, что самое главное, они – будущее страны, и от стартовых условий их деятельности зависит последующее развитие. Молодежь уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные структуры общества. Вместе с тем она во всем мире является одной из особо уязвимых групп на рынке труда, особенно в нашей стране.

Поэтому проблема молодежной безработицы является предметом многочисленных дискуссий и исследований. Так, причины молодежной безработицы и специфику средств защиты безработной молодежи в Российской Федерации рассматривают такие отечественные исследователи как Л.О.Ильина4, Н.Ф.Басов5, Т.В.Игнатова6, В.Д.Байрамов7.

В 37 статье Конституции Российской федерации прописаны следующие положения, закрепляющие исходные положения, лежащие в основе правового регулирования труда:

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.8

В соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» безработным гражданам гарантируется социальная поддержка (статья 12)

• Федеральный Закон Российской Федерации №1032-1 от 19 апреля 1991 года «О занятости населения в Российской Федерации»9

• Постановление Правительства Российской Федерации от 22.04.1997 № 458 «Об утверждении порядка регистрации безработных граждан»10

• Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.1997 года № 875 «Об утверждении Положения об организации общественных работ»11

• Постановление Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.08.2003 года №62 «Об утверждении порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению службы занятости»12

• Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.11.2006 года № 819 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными»13

• Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07.06.2007 года № 401 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по организации проведения оплачиваемых общественных работ»14

Для создания эффективных условий обеспечения занятости, решения адресных проблем безработного и членов его семьи были созданы службы занятости, осуществляющие комплексное регулирование вопросов трудовой сферы. Задачи службы занятости в нашей стране очень велики, она занимается не только решением проблем безработного, но и вопросами изменения трудового поведения в рыночных условиях всех хозяйствующих субъектов (работодателей и работников). Оказание помощи в трудоустройстве молодежи — одно из приоритетных направлений деятельности центра занятости населения 15.

В рамках данного направления решаются следующие задачи:

- обеспечение трудовой обильности и сезонной занятости молодежи, в том числе пропаганда и развитие движения студенческих отрядов, трудовых, ученических и производственных бригад;

- содействие постоянному трудоустройству молодых граждан;

- содействие предпринимательской деятельности молодежи;

- содействие и развитие региональной сети организаций, оказывающих содействие в трудоустройстве молодежи;

- разработка и апробация моделей единой региональной кадровой политики, направленной на развитие конкурентоспособности молодежи и ее активного включения в социально-экономические отношения;

- организация стажировок молодых граждан в организациях и на предприятиях Ростовской области, субъектов РФ, за рубежом;

- развитие системы профориентации, подготовки и переподготовки квалифицированных молодежных кадров16.

Эффективным средством социальной защиты молодежи в условиях рыночной экономики является страхование от безработицы. В России в соответствии с действующим законодательством государство гарантирует:

- свободу выбора рода деятельности, в том числе с разным режимом труда;

- охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде;

- бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве огранив службы занятости 17.

Безработным гражданам в возрасте от 18 лет гарантируются:

- бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, психологической поддержке по направлению органов службы занятости;

- обеспечение социальной поддержки;

- компенсация в соответствии с законодательством Российской Федерации материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;

- бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направление на обучение;

- возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан.

Важной составляющей государственной социальной поддержки для молодежи является выплата пособий и компенсаций вследствие безработицы. Государство гарантирует безработной молодежи выплату пособий и компенсаций вследствие безработицы, что является важной составляющей государственной социальной поддержки. Из федеральных служб гарантируется:

- выплата пособий по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;

- выплата стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;

- возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

- возмещение затрат, в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложениям органов службы занятости18.

В настоящее время из федерального бюджета финансируются мероприятия по трудоустройству выпускников, в том числе ярмарки вакансий и организация различных стажировок. Субъекты Российской Федерации имеют полномочия за счёт средств собственных бюджетов разрабатывать мероприятия по трудоустройству молодых специалистов. Всего в субъектах Российской Федерации реализуются более 286 программ, в которых отражены меры государственной политики в отношении регионального молодежного социума.

Распределение программ по основным направлениям (в %):

  • общие аспекты реализации региональной молодежной политики – 21,0%;

  • пропаганда здорового образа жизни в молодежной среде – 23,0%;

  • духовно-нравственное воспитание подростков и молодежи – 20,0%;

  • обеспечение жильем молодых семей – 18,0%;

  • поддержка молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации – 8,0%;

  • трудоустройство молодежи – 4,0%;

  • поддержка молодых семей – 3,0%;

  • поддержка талантливой молодежи – 2,0%;

  • поддержка молодежных общественных организаций – 1,0%.

Служба занятости Ростовской области особое внимание уделяет проблемам молодежи, особенно тех ее представителей, которые, получив специальность в учебном заведении, делают первые шаги в своей профессиональной жизни.

Одной из самых уязвимых групп на рынке труда категорий граждан являются «молодые специалисты»- выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования. И это понятно, ведь у впервые вступающих на рынок труда – нет навыков работы, отсутствуют жизненный опыт, еще недостаточно серьезна мотивация к трудовой деятельности, не всегда востребована работодателями полученная профессия.

Один из шагов на пути к решению проблемы трудоустройства для выпускников средних специальных учебных заведений и профучилищ без опыта работы – участие в государственной программе «Организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые»

Результатом предоставления государственной услуги является получение несовершеннолетним гражданином или безработным гражданином направления для временного трудоустройства или выписки из регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения (банка вакансий и работодателей) об отсутствии вариантов временного трудоустройства.

Государственная услуга предоставляется бесплатно.

Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время.

Социальная значимость трудоустройства подростков – не только в их гарантированном заработке, но и опыте трудовых отношений с работодателем и сверстниками, который они получают. При этом труд еще и действенная мера профилактики правонарушений, преступлений и антиобщественного поведения несовершеннолетних. Трудовая занятость отвлекает подростков от «улицы».

Результатом предоставления государственной услуги является получение несовершеннолетним или безработным гражданином направления для временного трудоустройства или выписки из регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения (банка вакансий и работодателей) об отсутствии вариантов временного трудоустройства.

Государственная услуга предоставляется бесплатно.

Организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения.

Мотивация молодых людей к правильному выбору профессионального пути, обеспечение высокого качества профессиональной адаптации выпускников образовательных учреждений на рынке труда, а также снижение уровня безработицы среди молодежи – вот одни из многих задач, стоящих перед службой занятости.

За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, обдумывание профессионального жизненного пути. От самоопределения и возможности реализации себя в профессии зависит не только будущее каждого молодого человека, но и всего нашего государства.

Получатели государственной услуги:

  • граждане Российской Федерации;

  • иностранные граждане;

  • лица без гражданства, включая безработных граждан.

Результатом предоставления государственной услуги является получение гражданином заключения о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих личностным качествам, рекомендаций, содержащих перечень оптимальных видов занятости, профессий (специальностей) с учетом возможностей и потребностей гражданина, положения на рынке труда субъекта Российской Федерации для трудоустройства, профессионального обучения, успешной реализации профессиональной карьеры.

Государственная услуга предоставляется бесплатно и может быть предоставлена неоднократно.

Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда.

Потеря работы – сильный стрессовый фактор для человека: возрастает ощущение тревожности, снижается самооценка. В подобных ситуациях наиболее эффективными методами работы службы занятости становятся услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда. С помощью специалистов центров занятости и психологов службы занятости люди, лишившиеся работы, получают навыки активного, самостоятельного поиска нового рабочего места; узнают секреты составления резюме, учатся ведению деловых переговоров с работодателями, самопрезентации, преодолению последствий длительной безработицы.

Государственная услуга может предоставляться в виде проведения занятий с одним безработным гражданином (по индивидуальной форме проведения) и с группой безработной граждан (по групповой форме проведения).

Государственная услуга предоставляется бесплатно.19

Как видим, государство озабочено состоянием молодёжного рынка труда, поскольку рост числа безработной молодежи и серьезное падение уровня жизни населения в последние годы привели к тому, что бедность стала устойчивым явлением не только для социально уязвимых категорий населения с ограниченной трудоспособностью, но и для вполне трудоспособной молодежи, которая в прежние времена могла полностью обеспечивать себя и оказывать финансовую поддержку своим близким.

Для создания эффективных условий обеспечения занятости, решения адресных проблем безработного и членов его семьи были созданы службы занятости, осуществляющие комплексное регулирование вопросов трудовой сферы. Оказание помощи в трудоустройстве молодежи - одно из приоритетных направлений деятельности центра занятости населения.

Служба занятости решает не только социальные, экономические, но и психологические проблемы безработного. Прогнозирование поведения безработных на рынке труда, диагностика и коррекция негативных психологических состояний — одни из основных направлений деятельности службы занятости по работе с молодежью. Стабильное эмоциональное состояние способствует быстрому трудоустройству.

На сегодняшний день в центрах занятости населения разрабатываются соответствующие требованиям современности технологии преодоления молодёжной безработицы, такие как профориентация, социальная адаптация, социальная реабилитация, квотирование рабочих мест.

Содействие занятости и трудоустройству молодежи может быть организовано по нескольким направлениям:

. 1.Образование молодежи — проблема комплексная, ее решение предполагает взаимодействие и сотрудничество разных структур: государственных органов власти, службы занятости населения, сферы образования и комитетов по делам молодежи. Одним из направлений деятельности является содействие дополнительному образованию молодежи через организацию и функционирование профильных клубов и центров дополнительного образования. Соотнесение образовательного и трудового рынков должно стать одним из основных направлений государственной политики. Чтобы предотвратить появление новых безработных, необходимо вести целенаправленную, систематическую профориентационную работу с абитуриентами, которая должна содействовать личности в профессиональном самоопределении с учетом не только потребностей и возможностей, но и ситуации на рынке труда.

Для успешной адаптации школьников к трудовой деятельности реализуется программа «Путь в профессию», которая призвана сыграть значимую роль в профессиональном самоопределении школьника. В ходе реализации программы появляется возможность заинтересовать учащихся в профориентации. Специально для этого подключаются не только родители и сотрудники школы, но и специалисты центра занятости населения, которые призваны предоставить дополнительную информацию, а также выявить способности и возможности каждого учащегося применительно к трудовой сфере.

Программа «Эффективное поведение на рынке труда» рассчитана уже на более взрослую категорию молодежи (18-23 года), т.е. на выпускников профессиональных учебных заведений. Она предлагает активные формы обучения навыкам эффективного поведения на рынке труда. Основная проблема выпускников не в том, что они получили несоответствующее образование, а в том, что они не умеют грамотно строить отношения с работодателем при трудоустройстве. Известно, что работодатели охотнее берут на работу коммуникабельных, уверенных в себе, инициативных людей, а самой главное — умеющих творчески подходить к решению проблем. Данная программа определяет не только практический опыт трудоустройства, но и повышает личные качества молодых людей, т. е. делает их более конкурентоспособными на рынке труда 20.

Одной из основных задач программы является обучение выпускников способам самопрезентации, тому, как грамотно заполнять документы (профессиональное резюме, автобиографию, поисковое письмо работодателю). В настоящее время такая форма взаимодействия с работодателем очень популярна, выгодна, так как экономит много времени для обеих сторон.

Реализация данных программ дает молодежи возможность эффективно адаптироваться к современным условиям рынка труда.

2.Содействие профессиональной подготовке молодежи. Службой занятости ведется активная работа, базирующаяся на организационной и финансовой поддержке реализации соответствующих социальных программ для молодежи, их методического обеспечения, на различных формах повышения квалификации кадров. В числе перспективных направлений, обеспечивающих развитие молодежи, — содействие общеобразовательной и профессиональной подготовке молодежи и содействие занятости.

В системе мер социальной защиты населения от безработицы важное место занимает право молодежи на бесплатную профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости 21.

Профессиональное образование молодых безработных граждан решает следующие задачи:

- повышение конкурентоспособности конкретного человека на рынке труда;

- сокращение уровня безработицы;

- изменение профессионально-квалификационного состава трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики;

- минимизация финансовых издержек государства 22.

Данный вид деятельности службы занятости является одним из главных элементов в системе социальной защиты молодежи, так как способствует преодолению основной причины безработицы — несоответствия качественных характеристик вакантных рабочих мест и безработных 23.

В соответствии с законодательством данная форма работы ведется с молодыми безработными, если:

- гражданин не имеет профессии (специальности);

- невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;

- необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;

- гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработной молодежи осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами 24.

При этом профессиональное обучение молодежи должно решать следующие задачи:

- предоставление гражданам широкого сектора услуг в области профессиональной ориентации, в выборе форм и методов обучения;

- содействие трудовой активности молодежи, развитие предпринимательства и самозанятости;

- повышение конкурентоспособности определенных категорий молодежи 25.

Результат предоставления услуги: профессиональная подготовка, переподготовка или повышение квалификации безработного гражданина

При направлении органами службы занятости безработных граждан на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в другую местность им оказывается финансовая поддержка, включающая:

  • оплату стоимости проезда к месту обучения и обратно;

  • суточные расходы за время следования к месту обучения и обратно;

  • оплату найма жилого помещения на время обучения26.

3. Привлечение молодежи к оплачиваемым общественным работам. Элементом поддержки безработной молодежи является финансирование государством общественных работ и привлечение к ним молодежи 27.

Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу. К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки 28.

Право на участие в общественных работах имеют молодые люди, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, и безработные. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются молодые безработные, не получающие пособие, и граждане, состоящие на учете длительное время (свыше 6 месяцев). Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При этом учитывается состояние здоровья, возрастные и профессиональные особенности человека.

4. Организация ярмарок вакансий. В целях оказания гражданам дополнительных услуг по содействию в трудоустройстве в ходе сотрудничества с работодателями служба занятости организует ярмарки вакансий. Данная форма работы дает возможность любому желающему ознакомиться с банком данных свободных рабочих мест, самостоятельно подобрать себе работу и в ходе непосредственного общения с работодателем выяснить варианты и условия трудоустройства.

5. Квотирование мест для молодежи во всем мире рассматривается как эффективная форма содействия занятости молодежи. Определяется это законодательно. В России законодательно квотирование рабочих мест для несовершеннолетних и молодежи не закреплено. В некоторых субъектах Российской Федерации центры социального обслуживания молодежи предпринимают попытки трудоустройства юношей и девушек по квотам. Однако вследствие отсутствия закона о квотировании рабочих мест для молодежи социально незащищенным категориям молодых людей не гарантируется получение рабочих мест.

Одним из основных направлений активной политики занятости является профориентационная работа среди безработных граждан, молодежи. Особо отметим, что профориентация в технологии работы службы занятости рассматривается как начальное звено образовательного и трудового процесса.

Современное понимание проблемы профессиональной ориентации базируется на концепции профессионального развития, которая определяет профориентацию как систему или комплекс средств, используемых профессиональным консультантом службы занятости в работе с безработными гражданами по активизации профессионального самоопределения личности, построении им своей жизненной и профессиональной карьеры.

Выделим важнейшие направления профессиональной ориентации, реализуемые сегодня службой занятости:

- профессиональная информация – ознакомление с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностям в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалифицированного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;

- профессиональная консультация – оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества;

- профессиональный подбор – предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;

- профессиональный отбор – определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями;

- профессиональная, производственная и социальная адаптация – система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма .

И именно к службе занятости у молодежи высокий уровень информационных и профориентационных запросов, связанных с самоопределением ее на рынке труда. Осложняет данную проблему то, что основная работа службы занятости направлена на безработных и ищущих работу граждан, а работа с учащимися учебных заведений является дополнительной неоплачиваемой нагрузкой на специалистов службы занятости населения.

Социальная адаптация безработных граждан осуществляется в ходе группового взаимодействия в «Клубе ищущих работу». Участие в деятельности клуба позволяет молодым людям преодолеть негативные психологические последствия безработицы, активизировать самостоятельный поиск работы 29. Стратегия профессиональной адаптации выступает важнейшим направлением государственной политики занятости, способствует осуществлению конституционного права гражданина на свободный выбор трудовой деятельности. И немаловажную роль в реализации данной стратегии играет служба занятости.

Как мы видим из вышесказанного, на сегодняшний день в центрах занятости населения разрабатываются соответствующие требованиям современности технологии преодоления молодёжной безработицы, такие как профориентация, квотирование рабочих мест и другие. Но при этом все эти меры недостаточно эффективны, и в молодёжной среде по-прежнему сохраняется достаточно высокий уровень безработицы.

Помимо традиционных технологий преодоления молодежной безработицы, существуют и другие технологии, называемые нетрадиционными. К ним относятся создание специальных молодежных организаций, в т.ч. молодежные биржи труда, молодежные центры трудоустройства и информации, социальные предприятия для молодежи, создание специализированных средств массовой информации для молодежи и т.д.30

Создание специальных молодежных организаций, которые направляют активность молодежи в сторону общественных интересов и интересов государственного развития. Большинство таких организаций работают на некоммерческой основе, с привлечением государственных структур по трудоустройству всех заинтересованных сторон. Сегодня социальные предприятия для молодых людей — реальное явление на молодежном рынке труда. Несмотря на то, что действуют они в различных секторах и отраслях экономики, решаемые ими задачи дают основание выделить данные предприятия в отдельную категорию.

При создании социальных предприятий приходится преодолевать целый ряд проблем, связанных с неопределенностью их правового статуса. Вместе с тем одной из задач создания данных организаций является выполнение важнейших социальных функций (увести подростков с улиц, снизить напряженность в молодежной среде и др.). Создание рабочих мест для подростков и молодежи дает им возможность сочетать работу с учебой, определиться с выбором профессии, приобрести опыт трудовой деятельности. Организуя подготовку и обучение молодых работников, предприятие как бы включается в реализацию социальной молодежной политики. Поэтому важно создавать и развивать такие механизмы, которые позволили бы молодежи не только зарабатывать, но и учиться новой, интересной профессии, приобретать знания и опыт. Когда подросток приобретет необходимые навыки, сформируется и профессионально, и психологически, он может стать полноценным участником рынка труда 31.

Создание специализированных средств массовой информации для молодежи 32. Это позволит непосредственно стимулировать молодежные проекты и позитивно окрасит информационное пространство. Молодежь сегодня не получает знаний о современной экономической ситуации в стране, о правилах поведения на рынке труда, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры, о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений. Молодежь не готова конкурировать и быть субъектом на рынке труда. Поэтому этот проект ведет к непосредственному развитию конструктивной активности в молодежной среде.

Что касается области, то одним из специализированных изданий по трудоустройству является газета «Работа для вас», где собраны объявления о существующих вакансиях и курсах переподготовки. Так как уже невозможно представить нашу жизнь без интернета, появились сайты с объявлениями о работе. В числе ведущих такие как «Дом кадров», «Профессионал.ру», «Job.ru» и многие другие. Существенный недостаток такого поиска работы является тот факт, что можно натолкнуться на недобросовестного работодателя или стать жертвой мошенничества.

В нашем городе нет средств массовой информации, занимающихся исключительно вопросами занятости населения, но в городской общественно политической газете «Знамя шахтера» ежемесячно выходит спецвыпуск «Поиск», подготовленный центром занятости населения. Он посвящен проблемам и перспективам трудоустройства горожан, в том числе и молодежи. В региональной газете для детей и молодежи «Классная переменка» тоже периодически выходят профориентационные выпуски. В них рассказывается о тех специальностях, которые молодые люди могут получить в учебных заведениях нашего города.

Для эффективной работы в системе занятости во многих регионах были открыты молодежные биржи труда (МБТ), которые оказывают содействие подросткам и молодежи в постоянном или временном трудоустройстве. Как правило, они есть в каждом крупном городе, в Санкт-Петербурге, в Тюмени, в Чувашской республике Однако не все МБТ являются государственными учреждениями. Молодежная биржа труда Ставрополя является примером негосударственного учреждения. Широко развита сеть молодежных агентств по труду и занятости, ведущих активную профориентационную работу и обучение наиболее востребованным на рынке труда специальностям. Молодежные биржи труда предлагают молодым специалистам ряд эффективных методов поиска работы:

1) Рассылка резюме потенциальным работодателям.

2) Объявление в СМИ или обращение по объявлениям фирм-работодателей.

3) Участие в ярмарках вакансий.

4) Обращение в службы занятости.

5) Использование рекомендаций родственников и знакомых 33.

1. Резюме - развернутая «визитная карточка» потенциального сотрудника, значение которой часто недооценивают. А ведь именно с чтения резюме начинается «знакомство» работодателя с претендующим на вакантную должность специалистом. Как говорится, «у вас не будет второго шанса произвести благоприятное первое впечатление».

2. СМИ. Сегодня существует множество изданий, помогающих людям найти работу. Объявления в газетах полезно читать, так как они сообщают, какие вакансии открыты в настоящий момент, во вторых они могут дать дополнительную информацию об интересующей Вас работе. Если Вы встречаете заинтересовавшее Вас объявление, проанализируйте его. Прежде всего, нужно ориентироваться на требования, предъявляемые к кандидату на работу, и соотносить их со своими возможностями.

3. Ярмарка вакансий - мероприятие, на котором происходит непосредственный контакт и работодателей, и частных лиц, и общественных организаций, и тех, кто может быть заинтересован в работе. Одно из преимуществ ярмарки - возможность установить визуальные контакты с несколькими работодателями. Ярмарки вакансий проводятся и в нашем городе. В последнее время широкое распространение получили мини-ярмарки, специализированные ярмарки для определенных групп населения (молодежи, инвалидов, специалистов в определенной сфере трудовой деятельности, высококвалифицированных работников и т. д.), а также интернет-ярмарки вакансий — проводится с целью увеличения количества участвующих в ярмарке вакансий работодателей и ищущих работу граждан, при невозможности их участия в традиционных ярмарках вакансий.

4. Обращение в государственные службы занятости. Государственное отделение занятости дает право безработному стать на учет, и даже получать ежемесячное пособие. Городские отделения занятости населения располагают большим объемом информации о наличии вакантных мест на предприятиях с соответствующими, заработной платой, условиями работы, условиями профессионального роста. Система профессиональной ориентации стала неотъемлемой частью государственной политики занятости, поскольку в современных условиях очень важны быстрое реагирование на потребности рынка труда и индивидуальный подход к каждому безработному.

5. Использование деловых связей родственников и знакомых. Старый, но приносящий результаты способ. До сих пор в нашей стране некоторые организации приглашают новых сотрудников по протекции 34.

Основными программными мероприятиями со студентами вузов и ссузов должны стать:

- сбор статистических данных о количестве выпускников по различным специальностям, особое внимание уделяется неперспективным в плане трудоустройства профессиям;

- организация дней открытых дверей на предприятиях;

- работа молодежных бирж труда;

- проведение дней интенсивного консультирования для молодежи;

- информирование об услугах, оказываемых безработным гражданам службой занятости 35.

Также функционируют молодежные центры трудоустройства и информации (МЦТИ), которые являются многопрофильными социальными учреждениями, осуществляющими психологическую, профконсультационную, юридическую и информационную помощь. Основной целью деятельности данных организаций является создание благоприятных условий для интеграции молодежи на рынке труда, адаптации ее к современным требованиям профессиональной подготовки и квалификации, снижение социальной напряженности в молодежной среде региона и обществе в целом.

Для достижения этой цели предусматривается решение следующих задач:

  • создание правовых и организационных условий для предотвращения значительного роста безработицы среди молодежи;

  • социально-психологическая адаптация молодых людей к рыночным условиям;

  • обеспечение занятости с ориентацией на интересы и способности человека;

  • создание системы информации, способствующей принятию решения о трудоустройстве, обучении и переквалификации;

  • правовое просвещение молодежи;

  • профилактика правонарушений среди подростков и молодежи

  • содействие системе поддержки молодой семьи.

Как видим, организация занятости молодежи — сложная многоплановая проблема, носящая межведомственный характер. Она находится на стыке интересов целого ряда структур — службы занятости населения, образовательных учреждений и органов управления образованием, органов местного самоуправления и предприятий, но в первую очередь – самой молодежи. Совместные наработки последних лет уже дают свои положительные результаты, но пока что не снимают полностью проблему молодёжной безработицы в России.

Проблема трудоустройства молодежи также является актуальной и для подавляющего большинства зарубежных стран, которые для ее преодоления используют различные технологии. Например, система социальной помощи во Франции четко связана и со сферой образования (этим занимается Министерство по делам молодежи, национального образования и науки), и со сферой труда (Министерство социальной политики, труда и солидарности). Франция сталкивается с высоким уровнем молодежной безработицы в целом, да и граница между высшим и средним образованием достаточно условна. Поэтому программы помощи в трудоустройстве ориентированы не только на выпускников вузов, но и шире — на молодых людей в возрасте от 16 до 26 лет.

Для помощи студентам в каждом государственном вузе и в большинстве частных созданы службы ориентации, в каждом департаменте — государственные центры учебной и профессиональной ориентации.

Вторым важным направлением, объединяющим высшее образование с профессиональной средой, стала практика стажировок на государственных или частных предприятиях. Эта практика не является обязательной, в Кодексе законов об образовании лишь декларируется ее возможность. Это направление развивается в Трудовом кодексе, где каждому молодому человеку в возрасте от 16 до 25 лет (независимо от уровня образования) предоставляется право дополнить свое образование в рамках системы посменного обучения. Обучение организовано в рамках частных или типовых трудовых договоров, а также стажировок.

Также хотелось бы немного обратить внимание на то, как решается проблема трудоустройства США. Основные субъекты помощи - учебные заведения и специальные консультативные и информационные службы. Основные формы помощи:

1. Консультирование - например, по вопросу открытия собственного бизнеса. В США престижным является не просто факт трудоустройства по специальности, но прежде всего основание своего бизнеса.

2. Стажировки – например, Вашингтонский Центр Стажировок и Академических Семинаров - независимая и негосударственная организация, которая организует профессиональные стажировки и специальные академические программы для американских и зарубежных студентов в Вашингтоне.

3. Постдипломное обучение.

4. Профессионально-производственная практика включает работу на работодателя по специальности до или после выпуска. Как правило, профессионально-производственную практику проходят в течение года (или менее) после окончания обучения.

В 70 гг. был принят специальный закон «Об инвестициях в трудовые ресурсы». Согласно данному закону предприятия, осуществляющие профессиональную подготовку отдельных неконкурентоспособных категорий граждан с последующим трудоустройством (молодежи без образования или с низким образовательным цензом) могут получить скидку с налога на прибыль в размере 7-10%.

В Великобритании особое место в помощи выпускникам занимает организация выставок по их трудоустройству. Участие в выставке принимают работодатели и студенты – выпускники, желающие найти престижную работу сразу после окончания высшего учебного заведения. Семинары по карьерному росту, презентации различных профессий, дебаты, помощь в составлении резюме и бесплатные консультации специалистов – все это ожидает выпускников на таких выставках.

Некоторые университеты предлагают возможность стажировок в процессе обучения и профессиональные тренинги для будущих специалистов, таким образом, студенты получают не только качественное академическое образование, но и много практических знаний. Можно выбрать 4-х годичную программу обучения, где весь 3-й год студенты будут работать на полную ставку по специальности, а в течение 4-го года сделать проектную работу и после защиты получить степень бакалавра.

Широкое распространение получила практика, при которой в некоторых случаях государство дотирует от 50 до 80% расходов компаний, связанных с созданием центров по профессиональному обучению. Например, во Франции, по законодательству о непрерывном образовании, региональные органы власти субсидируют внутрифирменные курсы, связанные с получением дополнительной (повышенной) квалификации.

Во Франции молодые люди имеют право на получение специального государственного льготного кредита на обучение.

В Германии существует так называемая «дуальная система» обучения, при которой предусматривается прямое финансирование фирм, осуществляющих профессиональную подготовку молодежи. Это означает, что молодой человек может заключить индивидуальный контракт с фирмой, в целях получения специального профессионального образования (в соответствие с государственным перечнем профессий).

Контракт предусматривает предоставление молодому человеку со стороны фирмы возможности обучаться на ее базе и при непосредственной помощи ее специалистов (мастеров производственного обучения), а он, в свою очередь, обязуется получить это образование и оплатить связанные с этим расходы. Ему эти расходы возмещаются за счет средств федерального ведомства по труду Германии.

Во Франции в качестве льготной меры используется снижение размеров обязательных отчислений на социальное страхование. Эта норма действует в отношении фирм, которые принимают молодых работников (в возрасте от 16 до 25 лет) и предоставляют им возможность получить определенную квалификацию. В целях контроля за качеством обучения устанавливается минимум времени на обучение. В контракте между предпринимателем и государственным органом оговариваются цели обучения: адаптация на производстве по окончании профессионального учебного заведения (своеобразная доводка под требования фирмы); получение какой-либо начальной квалификации для молодежи, не имеющей специальности.

В Италии, Англии и Швеции предприятиям, принимающим на работу молодежь в возрасте 16-18 лет (не имеющую полного среднего образования), государственные органы обеспечивают покрытие до 80% издержек, связанных с профессиональным образованием и выплатой заработной платы.

Таким образом, помимо традиционных технологий преодоления молодежной безработицы, существуют и другие, альтернативные: молодежные биржи труда, молодежные центры трудоустройства и информации, специализированные СМИ, стажировки и постдипломное обучение, молодежные программы, содействие молодежному предпринимательству и т.д. Основной целью деятельности данных организаций является создание благоприятных условий для адаптации молодежи на рынке труда, к современным требованиям профессиональной подготовки и квалификации, снижение социальной напряженности на молодежном рынке труда на основе использования ресурсов самой молодежи, общественности, бизнеса. Стабилизация ситуации на Российском молодежном рынке труда может способствовать широкое распространение так называемых гибких, или нестандартных, форм занятости, таких как постдипломное обучение, профессионально-производственная практика, заказ на специальность, заключение контрактов и т.д, которые так же, как и активное содействие занятости играют важную роль в решении проблем молодежной безработицы.

Несмотря на ежегодное уменьшение безработицы в нашей стране, проблема занятости молодежи не теряет остроты: более 2,5 млн. молодых людей не имеют работы, трудоустраиваются лишь 50% выпускников вузов. Необходимо заметить, что в настоящее время система образования неспособна адекватно реагировать на запросы рынка труда, недостаточно активно привлекаются к равноправному сотрудничеству социальные партнеры-объединения работодателей, профсоюзы, некоммерческие организации, учреждения профессионального образования, ассоциации выпускников. Получается, что главные потребители образовательных услуг оказываются наименее информированными об их качестве и специфике по сравнению с остальными субъектами. Наблюдается явный дисбаланс (как количественный, так и качественный) между количеством выпускаемых дипломированных специалистов и реальными потребностями в них.

Большая часть выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений не имеет реальной трудовой перспективы по месту жительства в небольших городах и сельских поселениях. Молодежь вступает в самостоятельную трудовую жизнь почти «вслепую». Преобладает случайный внесоциальный выбор, что, в свою очередь, влечет значительные личностные и социальные издержки. Все это происходит из-за того, что должным образом не работает система профессиональной адаптации, или она всерьез не воспринимается будущими потребителями профессиональных услуг.

Актуальными социальными технологиями преодоления молодежной безработицы являются профориентация, профессиональное обучение и профессиональная адаптация в соответствии с особенностями региональных и местных рынков труда. Эффективной формой преодоления молодежной безработицы видится налаживание более тесных связей «государство-вуз-работодатель» (формирование государственного или частного заказа на специальность с оплатой обучения студента государством и гарантией трудоустройства выпускника на государственное предприятие или другое, с последующим трудоустройством выпускника по специальности).

Помимо традиционных технологий преодоления молодежной безработицы, существуют и другие, альтернативные: молодежные биржи труда, молодежные центры трудоустройства и информации, специализированные СМИ, стажировки и постдипломное обучение, молодежные программы, содействие молодежному предпринимательству и т.д. Основной целью деятельности данных организаций является создание благоприятных условий для адаптации молодежи на рынке труда, к современным требованиям профессиональной подготовки и квалификации, снижение социальной напряженности на молодежном рынке труда на основе использования ресурсов самой молодежи, общественности, бизнеса.

Стабилизация ситуации на Российском молодежном рынке труда может способствовать широкое распространение так называемых гибких, или нестандартных, форм занятости, которые так же, как и активная содействия занятости играют важную роль в решении проблем молодежной безработицы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст - М.: ООО «ВИТРЭМ», 2001. – 48 с.

2. Российская Федерация, Законы, О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления: федер. закон: (от № 365-ФЗ) [принят Гос. Думой 18 декабря 2009 г; одобр. Советом Федерации 25 декабря 2009 г.]. / КонсультантПлюс. – 2011. - URL: http://www.consultant.ru/

3. Российская Федерация, Законы, О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»: федер.закон: (от № 367-ФЗ) [принят Гос. Думой 23 декабря 2009 г.; одобр. Советом Федерации 25 декабря 2009 г.]. / КонсультантПлюс. 2011. - URL: http://www.consultant.ru/

  1. Российская Федерация, Законы, О занятости населения в Российской Федерации: федер. закон: (от в ред. от 29. 12. 2006 г. № 36-ФЗ) [принят Гос.Думой 19 апреля 1991 г. № 1032-1] // Собрание законодательств. - 1996. - № 17.

  2. Российская Федерация, Законы, О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации: федер. закон: (от № 122-ФЗ) [принят Гос. Думой 19 июля 2000 г.; одобр. Советом Федерации 26 июля 2000 г.]. – КонсультантПлюс – 2011. – URL: http://www.consultant.ru/

6. Российская Федерация, Приказы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан от 16.06.2008 г. № 281н.

7. Административный регламент предоставления государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые от 28.06.2007г. № 449.

  1. Байрамов В.Д. Проблемы социальной работы с молодежью в современной России: учебное пособие / В.Д. Байрамов. – Ростов н/Д; М.: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2009. – 520 с.

  2. Баринова М. Эффективная занятость российской молодежи как стратегическая проблема / М.Баринова // Человек и труд. – 2010. - № 2.- с. 19 - 22.

  3. Басов Н.Ф. Социальная работа с различными группами населения: учебное пособие / Н.Ф. Басов. – М.: «КНОРУС», 2012.- 528 с.

  4. Боровик В.С. Занятость населения: Учебное пособие / В.С.Боровик – Ростов-н/Д.: «Феникс», 2001. – 320 с.

  5. Булатов А.С. Экономика: Безработица, ее измерение и регулирование: Учебное пособие / А.С.Булатов. – М.: «Юристь», 2002. - 896 с.

  6. Жидкова Е.М. Ориентация на незанятость среди проблемных групп рынка труда / Е.М.Жидкова // Социологические исследования. - 2005. - № 3. - с. 23 - 34.

  7. Заяц О.В. Занятость населения и ее регулирование: Учебное пособие / О.В.Заяц. – В.: «Владивосток», 2003. – 153 с.

  8. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: 2е изд., испр. и доп./ С.Н.Ивашковский. - М.: «Дело», 2002. – 472 с.

  9. Игнатова Т.В. Ключевые аспекты государственной политики занятости на современном этапе: монография / Т.В. Игнатова Ростов-н/Д: Изд-во СКАГС, 2010. – 212 с.

  10. Ильина Л.О. Рынок труда и управление человеческими ресурсами: учебник / Л.О. Ильина.- Ростов н/Д «Феникс», 2008. – 415 с.

  11. Лябах Н.Н. Проблемы молодежного рынка труда: учебное пособие / Н.Н. Лябах – Ростов н/Д «Терра Принт», 2006. – 144 с.

  12. Новикова Е.В. Экономическая теория: Конспект лекций, ч 2. / Е.В.Новикова. - М.: Издательство МН ЭМП, 2007. – 212 c.

  13. Павленок П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения: учебное пособие / П.Д. Павленок – М.: «ИНФРА-М», 2010. – 272 с.

  14. Ромашов О.В. Социология труда: Учебное пособие. / О.В.Ромашов. - М.: Гардарики, 2001. - 270 с.

  15. Старовойтова Л.И. Занятость населения и ее регулирование / Л.И.Старовойтова, Т.Ф.Золотарева - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 192 с.

  16. Социальная поддержка безработных граждан –URL:http//www.trudvsem.ru/Documents/document.ashx?id=171

  17. Трудоустройство молодых специалистов: опыт, проблемы, перспективы: Сборник трудов Международной научно-практической видеоконференции. – Уфа: БИСТ, 2011. – 156 с. – URL: http://www.ufabist.ru

  18. Управление государственной службы занятости населения Ростовской области - URL: http:// http://zan.donland.ru/

  19. Федеральная служба государственной статистики (ФСГС). - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/

1Булатов А.С. Экономика: Безработица, ее измерение и регулирование: Учебное пособие / А.С.Булатов. – М.: «Юристь», 2002. – с. 108.

2Заяц О.В. Занятость населения и ее регулирование: Учебное пособие / О.В.Заяц. - В.: «Владивосток», 2003. – с. 37.

3Федеральная служба государственной статистики (ФСГС). - URL: http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d04/278.htm

4Ильина Л.О. Рынок труда и управление человеческими ресурсами: учебник / Л.О. Ильина.- Ростов н/Д «Феникс», 2008. – с. 41.

5 Басов Н.Ф. Социальная работа с различными группами населения: учебное пособие / Н.Ф.Басов. – М.: «КНОРУС», 2012.- с. 130.

6Игнатова Т.В. Ключевые аспекты государственной политики занятости на современном этапе: / Т.В.Игнатова. - Ростов-н/Д: Изд-во СКАГС, 2010. - 212 с.

7Байрамов В.Д. Проблемы социальной работы с молодежью в современной России: учебное пособие/ В.Д.Байрамов. – Ростов н/Д; М.: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2009. - 520 с.

8 Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц.текст - М.: ООО «ВИТРЭМ», 2001. – 48 с

9Российская Федерация, Законы, О занятости населения в Российской Федерации: федер. закон: (в ред. от 29. 12. 2006 г. № 36-ФЗ) [принят Гос.Думой 19 апреля 1991 г. № 1032-1] // Собрание законодательств. - 1996. - № 17.

10Российская Федерация, Постановления, Об утверждении положения об организации общественных работ от 14 июля 1997 г. N 875 в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.01.2007 N 4) - URL: http://www.consultant.ru

11Российская Федерация, Постановления Правительства, Об утверждении положения об организации общественных работ от 14 июля 1997 г. N 875 в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.01.2007 N 4) - URL: http://www.consultant.ru

12Российская Федерация, Приказы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Об утверждении порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению службы занятости от 12.08.2003 № 62 (Утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 12.08.2003 № 62) - URL: http://www.consultant.ru

13Российская Федерация. Приказы Министерства здравоохранения и социального развития Российской ФедерацииОб утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными от 30.11.2006 года № 819 (Утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 30.11.2006 № 819) – URL: http://www.consultant.ru

14 Российская Федерация. Постановления Правительства, Об утверждении положения об организации общественных работ от 14 июля 1997 г. N 875 в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.01.2007 N 4) - URL: http://www.consultant.ru

15Боровик В.С. Занятость населения: Учебное пособие / В.С.Боровик – Ростов-н/Д.: «Феникс», 2001. – с. 18.

16 Байрамов В.Д. Проблемы социальной работы с молодежью в современной России: учебное пособие/ В.Д.Байрамов. – Ростов н/Д; М.: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2009, - с. 49 .

17 Басов Н.Ф. Социальная работа с различными группами населения: учебное пособие / Н.Ф.Басов. – М.: «КНОРУС», 2012.- с. 342.

18Игнатова Т.В. Ключевые аспекты государственной политики занятости на современном этапе: / Т.В. Игнатова Ростов-н/Д: Изд-во СКАГС, 2010, - с. 167.

19 Управление государственной службы занятости населения Ростовской области - URL: http:// http://zan.donland.ru/

20 Павленок П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения: учебное пособие/ П.Д.Павленок – М.: «ИНФРА-М», 2010.- с. 249.

21Павленок П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения: учебное пособие/ П.Д. Павленок – М.: «ИНФРА-М», 2010. - с. 255.

22 Байрамов В.Д. Проблемы социальной работы с молодежью в современной России: учебное пособие/ В.Д. Байрамов. – Ростов н/Д; М.: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2009, - с. 49.

23 Павленок П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения: учебное пособие/ П.Д.Павленок – М.: «ИНФРА-М», 2010.- с. 257.

24 Заяц О.В. Занятость населения и ее регулирование: Учебное пособие / О.В.Заяц. - «Владивосток» 2003. – с. 69.

25Заяц О.В. Занятость населения и ее регулирование: Учебное пособие / О.В.Заяц. - «Владивосток» 2003. – с. 72.

26 Управление государственной службы занятости населения Ростовской области - URL: http:// http://zan.donland.ru/

27 Павленок П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения: учебное пособие/ П.Д.Павленок – М.: «ИНФРА-М», 2010.- с. 263.

28Павленок П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения: учебное пособие/ П.Д.Павленок – М.: «ИНФРА-М», 2010. - с. 266.

29 Павленок П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения: учебное пособие / П.Д.Павленок – М.: «ИНФРА-М», 2010.- с. 247.

30Павленок П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения: учебное пособие/ П.Д.Павленок – М.: «ИНФРА-М», 2010.- с. 264.

31Басов Н.Ф. Социальная работа с различными группами населения: учебное пособие / Н.Ф. Басов. – М.: «КНОРУС», 2012.- с. 136.

32Павленок П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения: учебное пособие/ П.Д.Павленок – М.: «ИНФРА-М», 2010.- с. 264.

33Павленок П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения: учебное пособие/ П.Д.Павленок – М.: «ИНФРА-М», 2010. - с. 215.

34Павленок П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения: учебное пособие/ П.Д.Павленок – М.: «ИНФРА-М», 2010. - с. 235.

35Игнатова Т.В. Ключевые аспекты государственной политики занятости на современном этапе: / Т.В. Игнатова. - Ростов-н/Д: Изд-во СКАГС, 2010, - с. 124.

33

Просмотров работы: 8144