ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ВРАЧЕБНОГО ПЕРСОНАЛА О МЕДИЦИНСКИХ СЕСТРАХ С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ВРАЧЕБНОГО ПЕРСОНАЛА О МЕДИЦИНСКИХ СЕСТРАХ С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ

Молчанова А.С. 1, Островская И.В. 2
1Первый Московский государственный медицинский университет
2Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М.Сеченова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Реферат

В данной статье представлены результаты исследования особенностей представлений врачебным персоналом о медицинских сестрах с высшим образованием. Исследование проводилось на базе городской поликлиники Москвы. В исследовании приняли участие 20 врачей. Особое внимание было уделено возрастным особенностям представлений врачей о медицинских сестрах с высшим образованием.

Введение

Уровень развития современного общества, экономические реформы, осуществляемые в России, повысили требования к молодым специалистам и обнаружили необходимость в новых. Актуальность данной проблемы диктуется возросшими требованиями к уровню профессиональной подготовки специалистов, их включенности в трудовую деятельность.

На сегодняшний день в условиях реформирования системы здравоохранения повышение качества медицинской помощи во многом зависит от профессиональной подготовки руководителей разных уровней управления.

В 1991 году Приказом Госкомитета СССР по народному образованию от 28.06.91 №13 специальность "Сестринское дело" внесена в перечень специальностей высших учебных заведений. О важности начатой подготовки специалистов с высшим сестринским образованием для системы отечественного здравоохранения свидетельствует то, что информация об организации факультетов высшего сестринского образования (ФВСО) была включена в Государственный доклад о состоянии здоровья населения РФ в 1991 году (Белой книге Президента) и в доклад Генерального директора ВОЗ на 89 сессии Исполнительного Комитета Всемирной Ассамблеи ВОЗ в 1991 году.

Методы

Исследование проводилось на базе одной из поликлиник Москвы в октябре – декабре 2012 года. Для решения задач была разработана анкета, которая направлена на выявление возрастных особенностей представлений врачебного персонала о медицинских сестрах с высшим образованием. В исследовании участвовали 20 врачей из разных возрастных групп. Нами были сформировано 4 возрастные группы:

  • первая: 8 человек от 25 до 35 лет;

  • вторая: 5 человек от 36 до 45 лет;

  • третья: 3 человека от 46 до 55 лет;

  • четвертая: 4 человека 56 лет и старше.

Респондентам было предложено по каждой позиции разработанной анкеты высказать свое представление относительно того, каких специалистов готовят на факультетах высшего сестринского образования; какую должность этот специалист мог бы занимать. Также респондентов просили указать, какие обязанности они могли бы возложить на медицинскую сестру с высшим образованием. И самое главное – нужны ли такие специалисты российскому здравоохранению.

Результаты исследования

Анализ результатов показал, что по представлениям 50% респондентов первой группы и всех респондентов из второй, третьей, четвертой групп на ФВСО готовят главных медицинских сестер. Отрадно, что половина респондентов первой группы считают, что ФВСО осуществляют подготовку менеджеров (рис.1).

Рис. 1 - Результаты представлений врачебным персоналом о том, кого готовят на ФВСО.

Анализ результатов представлений о возможных должностях, которые могут занимать медицинские сестры после завершения учебы на ФВСО, показал следующее (рис.2):

Рис. 2 Представления врачебного персонала о должностях

для медицинских сестер с высшим образованием.

75% респондентов первой группы полагают, что медицинская сестра с высшим образованием может занимать должности главной медицинской сестры, 75% - главной акушерки, 75% –, главного фельдшера; и только 25% - заместителя главного врача по работе с сестринским персоналом.

80% респондентов второй группы полагают, медицинская сестра с высшим образованием может занимать должность главной медицинской сестры; 80% – главной акушерки; 80% – главного фельдшера. Каждый пятый респондент этой группы считает, что медицинская сестра с ВСО может работать руководителем отделения медицинской статистики, директором хосписа, директором дома сестринского ухода.

Две трети респондентов третьей группы полагают что, медицинская сестра с высшим образованием может занимать должности главной медицинской сестры, главной акушерки, главного фельдшера. И только одна треть респондентов считает, что эти медицинским сестрам можно доверить должности директора хосписа и директора дома сестринского ухода.

Все анкетируемые четвертой группы полагают, что медицинская сестра с высшим образованием может занимать только должности главной медицинской сестры, главной акушерки и главного фельдшера.

Анализ результатов представлений респондентов о передаче некоторых функций таким специалистам показал, что 100% опрошенных врачей из второй, третьей, четвертой групп и 87% из первой считают, что могут доверить данному специалисту «обеспечение ресурсами лечебно-диагностического процесса», и 13% из первой группы добавили - «организация лечебного процесса» (рис. 3).

Рис. 3 – Представления о передаче некоторых функций

медсестрам с высшим образованием.

Результаты анализа представлений о необходимости таких медицинских сестер для российского здравоохранения представлены на (рис.4). 100% анкетируемых из второй и третьей возрастных группы и 50% из первой возрастной группы согласились с необходимостью в медицинских сестрах с высшим образованием для российского здравоохранения. А 100% анкетируемых из четвертой возрастной группы решили, что необходимости в данных специалистах нет.

Рис. 4 – Представления о необходимости медицинских сестер

с высшим образованием для российского здравоохранения.

Таким образом, можно заметить, что наиболее «консервативными» оказались представления респондентов четвертой группы. Мы связываем это с тем, что сравнительно молодой возраст анкетируемых позволяет им более широко мыслить, избавляться от стереотипов в представлении о медицинских сестрах только как о помощниках врача.

Таким образом, проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы:

  1. Врачебный персонал имеет неоднозначные представления о медицинских сестрах с высшим образованием.

  2. Респонденты недостаточно осведомлены о реформировании сестринского образования и о развитии сестринского дела.

  3. Представления врачебного персонала о медицинских сестрах с высшим образованием имеют возрастные особенности

Литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений - 5-е изд., и доп.-М.: Аспект Пресс, 2006. – 363 с.

  2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. — СПб.: Свет, 1997. – 608с.

  3. Завадько И.А. Особенности восприятия врачебным персоналом менеджеров сестринского дела. – М.: ММА им. И. М. Сеченова, 2009. – 45 с.

  4. Золотнякова А.С. Проблемы психологии общения. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 2006. – 146 с.

  5. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. - М.: Политиздат, 1988. – 319 с.

  6. Кравченко А.И. Общая психология – М.: Проспект, 2011. – 430 с.

  7. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 1999. – 365 с.

  8. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. - М., 2005. – с. 124 – 135.

  9. Немов Р.С Общая психология: Учебное пособие – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 400 с.

  10. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М.: Изд-во МГУ, 1990. – 216 с.

  11. Ситникова И.Е., Островская И.В. Особенности представлений врачебного персонала о менеджерах сестринского дела // Медицинская сестра. – 2012 - №6. – С. 42 – 47.

  12. Творогова Н.Д. Психология: Лекции для студентов медицинских вузов. Изд. 2-е перераб. и дополн. – М.: ГОУ ВУМЦ МЗ РФ, 2002. – 288 с.

  13. Яшина Е. С. Особенности восприятия врачебным персоналом менеджеров сестринского дела – М.: ММА им. И. М. Сеченова, 2009 – 42 с.

  14. Якобсон П.М. Общение людей как социально-психологическая проблема. - М.: Знание, 1973. – 273 с.

Просмотров работы: 5355