РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕКЛАССНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕКЛАССНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последнее время в современной Россииосуществляетсямодернизация системы образования, направленной на воспитание творческой личности, способной к инновационной деятельности. Во многом воспитание творческой личности зависит от степени развития у него воображения.

Анализ деятельности образовательных учреждений показал, что одна из главных задач учителей музыки – пробудить фантазию учащихся, научить осмысленно и адекватно воспринимать и передавать музыкальные образы. В этом контексте необходимо переосмысление содержания образования младших школьников, разработка и реализация методики развития воображения у младших школьников в процессе внеклассной музыкальной деятельности, что и обусловило выбор темы нашего исследования.

Целью исследования явилось определение теоретических и методических основ развития воображения у младших школьников в процессе внеклассной музыкальной деятельности.

Мы предположили, что развития воображения младших школьников в процессе внеклассной музыкальной деятельности будет осуществляться более эффективно, если:

  1. соблюдать основные принципы организации внеклассной музыкальной деятельности детей: преемственность, планомерность, последовательность, систематичность и увлеченность;

  2. разнообразить содержание внеклассных мероприятий для накапливания музыкального опыта детей и обогащения их новыми музыкальными впечатлениями;

  3. подбирать художественный иллюстративный материал высокого качества и показывать его отличное исполнение как учителем, так и школьниками;

  4. повышать занимательность содержания внеклассного мероприятия, новизну его элементов;

  5. учитывать возрастные особенности детей и музыкальный уровень их развития, подбирать соответствующие формы проведения внеклассных занятий, доступный музыкальный и литературный материал;

  6. направлять внеурочную музыкальную работу на развитие активности детей, их воображения и инициативы.

В ходе исследования нами были решены следующие задачи:

– изучен и проанализирован уровень разработанности проблемы в психолого-педагогической литературе;

– определены пути и методы развития воображения у младших школьников в процессе внеклассной музыкальной деятельности;

– изучен уровень развития воображения у младших школьников в процессе слушания, исполнения и сочинения музыки;

– разработаны методические рекомендации по развитию воображения младших школьников в процессе внеклассной музыкальной деятельности.

В теоретическом разделе исследования мы изучили психолого-педагогическую литературу по проблеме, рассмотрели сущность воображения, содержание и основные механизмы процесса создания образов. Также рассмотрели характеристики младшего школьного возраста, влияющие на процесс воображения, раскрыли пути и методы, формы и приемы развития воображения у детей во внеклассной музыкальной деятельности.

Мы выяснили, что в педагогической литературе воображение понимается как деятельность сознания человека и вместе с тем некоторый результат деятельности, выражающийся в сформировавшихся образах, представлении или идее (В. М. Вундт, Л. С. Выготский, Р. Г. Кадыров, А. Г. Маклаков, С. С. Петренко, С. Л. Рубинштейн и др.).

Воображение – это сложный по составу процесс. Имеет связь с действительностью, реальностью, с другими познавательными процессами, поведением человека [1]. Сформировавшиеся с помощью воображения образы включают в себя как воспроизведение прошлого и настоящего, так и элементы будущего. Благодаря связи с мышлением воображение характеризуется как творческий акт. Развитие воображения зависит от объема знаний, а также от интеллектуальных способностей субъекта.

Механизм воображения представляет собой цепочку произведения человеком следующих умственных действий: опыт – диссоциация – изменения – ассоциация (Т. Рибо)[3]. В самом начале этого процесса стоят всегда восприятия внешние и внутренние, составляющие основу нашего опыта. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Далее следует очень сложный процесс переработки этого материала. Важнейшими составными частями этого процесса являются диссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений. Всякое впечатление представляет из себя сложное целое, состоящее из множества отдельных частей. Диссоциация заключается в том, что это сложное целое как бы рассекается на части, отдельные части выделяются преимущественно по сравнению с другими, одни сохраняются, другие забываются. За процессом диссоциации следует процесс изменения, которому подвергаются диссоциированные элементы. Этот процесс изменения или искажения основан на динамичности наших внутренних нервных возбуждений и соответствующих им образов. Следующим моментом в составе процессов воображения является ассоциация, т.е. объединение диссоциированных и измененных элементов. Заключительным и последним моментом работы воображения является комбинация отдельных образов, приведение их в систему, построение сложной картины. Полный круг деятельности творческого воображения будет завершен тогда, когда воображение воплощается, или кристаллизуется во внешних образах [3].

Воображение выполняет различные функции: эвристическую – служит фактором в поисковой творческой деятельности, антиципирующую – предвосхищает, корректирует формы человеческой жизнедеятельности; практическую, познавательную, эстетическую и др.

Воображение включает в себя четыре основные вида: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное воображение.

Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

В процессе исследования мы выяснили, что музыкальное воображение – это общее понятие, которым обозначают способность вызывать в сознании образы музыки, не являющиеся прямым воспроизведением прежде воспринятых звучаний (М. С. Старчеус и др.) [4]. Эта способность выражается в восстановлении в памяти полноты и свежести слышанной ранее музыки, в предслышании, в создании образных контекстов музыкальных звучаний, в формировании целостных образов музыки и оперировании ими во внутреннем плане сознания.Анализ психолого-педагогической и специально-музыкальной литературы показал, что стимулирующим фактором развития воображения и формирования музыкально-образного мышления является восприятие музыки.

С помощью воображения музыкант создает идеальные образы звучания произведений и программы их исполнительской реализации (в том числе для данной акустики, инструмента или исполнительского состава), воссоздает авторский замысел по нотному тексту и преобразует смысловые контексты музыкальных звучаний.

Процесс развития воображения у младших школьников проходит с учетом возрастных особенностей детей. У них воображение опирается уже на довольно значительный жизненный опыт и на все возрастающие знания. Как указывает И. Ю. Кулагина, «образы воображения, возникающие у школьников I-II классов в процессе их творческой деятельности еще крайне неустойчивы и легко изменяются под влиянием возникающих, иногда случайных, ассоциаций. Эти образы нуждаются в опоре на восприятие» [2].

Дети этого возраста еще не проявляют или проявляют в очень слабой мере усилия воли, направленные на осуществление возникшего у них замысла или замысла, сформулированного взрослыми. Случайная ассоциация легко может разрушить задуманное.

Также у школьников этого возраста еще не выработалось умение работать над задуманным музыкальным образом, вынашивать его. Поэтому образы музыкального воображения, создаваемые учащимися 1-2 классов, всегда результат случайного соединения знакомых элементов в процессе деятельности, а не результат длительного предварительного «вынашивания» этих образов и последующей тщательной отработки их.

Развитие воображения младших школьников может осуществляться в разных формах внеклассной музыкальной деятельности. При этом выделяют кружковые и массовые формы внеклассной музыкальной деятельности. Кружковые формы – это хоровые, вокальные, оркестровые, танцевальные, инструментальные, вокально-инструментальные, фольклорные и другие кружки. Сюда же относится музыкальный театр. Массовые формы музыкального внеклассного воспитания представляют лекции-концерты для школьников, коллективные посещения музыкальных спектаклей и концертов, музыкальные праздники, карнавалы, конкурсы, смотры, викторины и т. п.

Практическая глава исследования была посвящена изучению исходного уровня развития воображения младших школьников. Эксперимент проводился на базе МОУ «Большеелховская СОШ» Республики Мордовия. В исследовании приняли участие 24 учащихся 2 класса.

Как показало проведенное исследование, большая часть младших школьников находится на среднем уровне развития воображения. Однако часть учащихся имеет низкий уровень развития воображения. Младшие школьники испытывают трудности при использовании воображения в процессе исполнения песен, сочинении мелодий в заданном настроении, прослушивании и анализе художественного образа музыкальных произведений.

Для развития воображения младших школьников были разработаны методические рекомендации, которые включали проведение занятий в музыкальном кружке. Программа музыкального кружка «Нотка» была направлена на воспитание у младших школьников желания и потребности общения с произведениями музыкальной классики, развитие певческого диапазона голоса, формирование его естественного звучания; организацию деятельности голосового аппарата, укрепление голосовых связок; совершенствование певческих способностей детей, формирование правильного дыхания, дикции, артикуляции в пении; формирование эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира через пение, слушание и исполнение музыки; развитие музыкального, слухового воображения учащихся; развития у детей творческого начала, поощрение самостоятельности, инициативы и импровизационных способностей в пении и пластическом интонировании.

Проведенный педагогический эксперимент свидетельствует: процессы развития воображения учащегося протекают особо эффективно в тех случаях, когда он практически, собственноручно оперирует с материалом. Результаты экспериментальной работы доказали, что применение различных творческих заданий и упражнений на развитие воображения младших школьников в процессе внеклассной музыкальной деятельности позволили понять и освоить явления воображения. Экспериментальная работа включала в себя внедрение элементов образного мышления во все виды деятельности: перцептивную, исполнительскую, импровизационно-сочинительскую, инсценировочную, двигательно-пластическую.

Таким образом, проведенное нами исследование в основном подтвердило правомерность выдвинутой гипотезы о развитии воображения младших школьников в процессе внеклассной музыкальной деятельности. Решая в своем классе конкретные учебно-воспитательные задачи, мы старались не упускать из виду главные цели педагогической деятельности, так как обучая музыке и развивая воображение, мы способствуем общему развитию ребенка, воздействуем на его нравственную сферу, формируем эстетическое отношение к окружающему миру.

Литература

1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – СПб. : Речь, 2009. – 210 с.

2. Кулагина, И. Ю. Младшие школьники: особенности развития / И. Ю. Кулагина. – М. : Эксмо, 2009. – 110 с.

3. Рибо, Т. Творческое воображение / Т. Рибо. – М. : Просвещение, 2001. – 487 с.

4. Старчеус, М. С. Слух музыканта / М. С. Старчеус. – М. : Владос, 2010. – 207 с.

 

7

 

Просмотров работы: 5652