Проблема развития эмоциональных качеств младших школьников отражена в трудах многих отечественных и зарубежных психологов и педагогов (В. К. Вилюнас, Л. С. Выготский, С. Х. Раппопорт, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. М. Теплов).
Эмоции – это процессы, связанные с непосредственной оценкой значимости для индивида, действующих на него факторов, выражающихся, прежде всего, в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения. Они являются одним из главных регуляторов деятельности.
В процессе жизнедеятельности на основе внешних условий и генетических предпосылок у человека формируются устойчивые эмоциональные качества - эмоциональные особенности и свойства личности. Эмоциональные качества младших школьников характеризуются:
1) легкой отзывчивостью на происходящие события и окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической деятельности эмоциями;
2) непосредственностью и откровенностью выражения своих переживаний;
3) готовностью к аффекту страха;
4) большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений, склонностью к кратковременным и бурным аффектам;
5) эмоциогенными факторами для младших школьников являются не только игры и общение со сверстниками, но и успехи в учебе и оценка этих успехов учителем и одноклассниками;
6) свои и чужие эмоции и чувства слабо осознаются и понимаются; мимика других воспринимается часто неверно, так же как и истолкование выражения чувств окружающими, что приводит к неадекватным ответным реакциям младших школьников.
Мы опирались на классификацию эмоциональных качеств, данную К. Изардом, и брали в качестве основных, развитие которых возможно в музыкально-исполнительской деятельности, следующие:
- эмоциональная отзывчивость;
- эмоциональная устойчивость;
- эмоциональная лабильность.
Мы рассматривали проблему развития эмоциональных качеств личности младшего школьника в процессе музыкально-исполнительской деятельности.
Музыкально-исполнительская деятельность – творческий процесс воссоздания музыкального произведения средствами исполнительского мастерства. Музыкально-исполнительская деятельность, организованная в системе школьного музыкального образования, создает благоприятные возможности для воспитания эмоциональных качеств школьников.
Под музыкально-исполнительской деятельностью мы подразумевали игру на детских музыкальных шумовых инструментах.
Игра на детских музыкальных шумовых инструментах – интересная и полезная музыкальная деятельность детей. Музыкальные инструменты позволяют украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируются слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики, что способствует развитию эмоциональности детей.
С целью выявления начального уровня сформированности эмоциональных качеств младшего школьника нами было проведено экспериментальное исследование констатирующего характера. Разработаны диагностирующие методики: анкетирования, использования цветописи. В результате эксперимента выявлены дети с высоким (6 %), средним (60 %) и низким (34 %) уровнем развития эмоциональных качеств. Большинство учеников в процессе диагностики показали средний (60 %) и низкий (34 %) уровень развития эмоциональных качеств личности.
На основе теоретического анализа и констатирующего экспериментального исследования мы разработали ряд методических рекомендаций, которые предполагают следующее: эффективным средством развития эмоциональных качеств личности школьников является музыкально-исполнительская деятельность на детских шумовых инструментах, условием качественного освоения которой является комплекс предлагаемых методов: методы для развития эмоциональной устойчивости: арттерапии, активного обучения, тренинговый метод; методы для развития эмоциональной лабильности: прием свободных ассоциаций, катарсической разрядки, музыкального моделирования; методы для развития эмоциональной отзывчивости: уподобления характеру музыки, эмоциональной драматургии, «забегания вперед и возвращения к пройденному».