РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема эмоционального развития личности крайне важна в современном обществе. В настоящее время в семье и школе все внимание взрослых уделяется интеллектуальной сфере детей и поощряется ее развитие. Эмоциональный компонент в жизни подрастающего поколения часто либо остается совсем без внимания взрослых, либо же носит только негативную окраску. В настоящее время культивируется образ "железного" человека, контролирующего свои эмоции, не позволяющего дать себе слабину, что связано с высокой степенью конкуренции в сфере трудоустройства. Однако от развитости эмоций, чувств, переживаний, способности мыслить образами зависит полноценная жизнь растущей личности, нравственно-эстетические качества, отношение к окружающим людям и миру в целом.

Проблема развития эмоциональных качеств младших школьников отражена в трудах многих отечественных и зарубежных психологов и педагогов (В. К. Вилюнас, Л. С. Выготский, С. Х. Раппопорт, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. М. Теплов).

Эмоции – это процессы, связанные с непосредственной оценкой значимости для индивида, действующих на него факторов, выражающихся, прежде всего, в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения. Они являются одним из главных регуляторов деятельности.

В процессе жизнедеятельности на основе внешних условий и генетических предпосылок у человека формируются устойчивые эмоциональные качества - эмоциональные особенности и свойства личности. Эмоциональные качества младших школьников характеризуются:

1) легкой отзывчивостью на происходящие события и окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической деятельности эмоциями;

2) непосредственностью и откровенностью выражения своих переживаний;

3) готовностью к аффекту страха;

4) большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений, склонностью к кратковременным и бурным аффектам;

5) эмоциогенными факторами для младших школьников являются не только игры и общение со сверстниками, но и успехи в учебе и оценка этих успехов учителем и одноклассниками;

6) свои и чужие эмоции и чувства слабо осознаются и понимаются; мимика других воспринимается часто неверно, так же как и истолкование выражения чувств окружающими, что приводит к неадекватным ответным реакциям младших школьников.

Мы опирались на классификацию эмоциональных качеств, данную К. Изардом, и брали в качестве основных, развитие которых возможно в музыкально-исполнительской деятельности, следующие:

- эмоциональная отзывчивость;

- эмоциональная устойчивость;

- эмоциональная лабильность.

Мы рассматривали проблему развития эмоциональных качеств личности младшего школьника в процессе музыкально-исполнительской деятельности.

Музыкально-исполнительская деятельность – творческий процесс воссоздания музыкального произведения средствами исполнительского мастерства. Музыкально-исполнительская деятельность, организованная в системе школьного музыкального образования, создает благоприятные возможности для воспитания эмоциональных качеств школьников.

Под музыкально-исполнительской деятельностью мы подразумевали игру на детских музыкальных шумовых инструментах.

Игра на детских музыкальных шумовых инструментах – интересная и полезная музыкальная деятельность детей. Музыкальные инструменты позволяют украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируются слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики, что способствует развитию эмоциональности детей.

С целью выявления начального уровня сформированности эмоциональных качеств младшего школьника нами было проведено экспериментальное исследование констатирующего характера. Разработаны диагностирующие методики: анкетирования, использования цветописи. В результате эксперимента выявлены дети с высоким (6 %), средним (60 %) и низким (34 %) уровнем развития эмоциональных качеств. Большинство учеников в процессе диагностики показали средний (60 %) и низкий (34 %) уровень развития эмоциональных качеств личности.

На основе теоретического анализа и констатирующего экспериментального исследования мы разработали ряд методических рекомендаций, которые предполагают следующее: эффективным средством развития эмоциональных качеств личности школьников является музыкально-исполнительская деятельность на детских шумовых инструментах, условием качественного освоения которой является комплекс предлагаемых методов: методы для развития эмоциональной устойчивости: арттерапии, активного обучения, тренинговый метод; методы для развития эмоциональной лабильности: прием свободных ассоциаций, катарсической разрядки, музыкального моделирования; методы для развития эмоциональной отзывчивости: уподобления характеру музыки, эмоциональной драматургии, «забегания вперед и возвращения к пройденному».

Просмотров работы: 1927