РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОГО СЛУХА УЧАЩИХСЯ-ДОМРИСТОВ НА ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОГО СЛУХА УЧАЩИХСЯ-ДОМРИСТОВ НА ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современной системе дополнительного музыкального образования важное место занимает ее начальное звено – детская музыкальная школа или детская школа искусств. Однако до настоящего времени в начальном звене музыкального образования все еще превалирует парадигма ранней профессионализации, понимаемая прежде всего как освоение технологии игры на каком-либо музыкальном инструменте (Т. В. Абрамова, А. Г. Каузова и др.), что существенно сужает возможности воздействия музыкальных занятий на личность учащегося, тормозит развитие у него способности слышать и понимать музыку как живое искусство.

Возможность преодоления недостатков узкопрофессионального подхода в системе начального музыкального образования многие специалисты связывают в первую очередь с активизацией и развитием у учащихся музыкального мышления и его главного механизма – музыкального слуха.

На высшей ступени своего проявления музыкальный слух отличается равномерной развитостью двух сторон: как аналитической, связанной с постижением звуковой формы музыки, так и интонационно-целостной, обеспечивающей проникновение в ее художественный смысл, к плодотворному взаимодействию которых и должен быть устремлен любой музыкально-образовательный процесс.

Однако в существующей практике начального музыкального образования можно столкнуться с многочисленными примерами того, что аналитическая сторона слуха ребенка намного опережает в развитии ведущую – интонационную и в итоге, по словам В. В. Медушевского, воспитывает привычку мыслить музыку только в направлении от звука к смыслу, а то и вообще одними лишь интервально-звуковыми комбинациями [4]. Последствия такой ситуации очевидны: музыка не обретает для учащегося личностно-ценностной значимости, утрачивает связь с имеющимся у него индивидуальным жизненным и музыкальным опытом. В подобных случаях интонационно-смысловая сущность музыки для учащихся фактически оказывается в тени, поскольку их слуховое внимание поглощено аналитико-конструктивным распознаванием лишь отдельных средств ее художественной выразительности.

Исполнительство в классе домры требует от учащегося раскрытия всего комплекса музыкальных способностей, так как игра на этом инструменте сложный процесс звуко- и ритмотворчества, при котором отдельные звуки, составляющие музыкальное произведение, всегда по-разному организуются в художественное целое, поэтому исполнение любого домрового произведения требует способности дифференцированно воспринимать и оперировать несколькими самостоятельными, автономно развивающимися звуковыми линиями. На практике же внимание учащихся, а иногда и неопытных педагогов, всецело поглощается «нотами», ритмом и «пальцами».

Сказанное выше дает основание говорить о наличии противоречия между тем значением, которое приобретает интонационный слух в постижении художественного смысла музыки, и отсутствием научно обоснованных представлений о путях развития данного феномена у учащихся-домристов в системе дополнительного музыкального образования.

Данное противоречие позволило конкретизировать проблему исследования: совокупность каких путей обеспечит целенаправленное и эффективное развитие интонационного слуха учащихся-домристов детской школы искусств.

В основу исследования была положена гипотеза: развитие интонационного слуха у учащихся-домристов будет проходить интенсивнее, если музыкально-образовательный процесс будет специально организован по следующим направлениям:

1) формирование у учащихся мотивации к музыкально-исполнительской деятельности: развитие интереса и потребности, положительного отношения к ней путем активизации восприятия, мышления, памяти, воображения в процессе слушания и исполнения музыкальных произведений;

2) развитие музыкальных способностей путем накопления музыкально-слуховых представлений, исполнительского репертуара, интеллектуального, эмоционального, технического и художественного совершенствования учащихся.

3) развитие всех компонентов интонационного слуха, исполнительских и личностных качеств у учащихся при помощи комплексного применения методов восприятия, изучения и исполнения музыки, метода репертуарного отбора, влияющего на становление музыкальной, интеллектуальной и эмоциональной сфер личности.

В теоретической главе нашего исследования мы выяснили, что интонационный слух исследовали многие музыканты и теоретики, и до наших дней нет единого определения, что же такое интонационный слух. Академик Б. Асафьев приоритетной составляющей музыкального слуха определял восприятие организованной звуковысотности через интонацию, считал интонационный слух важнейшим качеством слуха музыканта, подчеркивая, что «музыка, прежде всего, интонационное искусство» [1, с. 45].

Теоретик-музыковед Е. В. Назайкинский обратил внимание на то, что важнейшими сторонами мелодии, определяющими ее образно-выразительный характер, ее строение и логическое развитие, являются звуковысотные и временные соотношения. Действительно, интонация и ритм вносят в мелодию порядок, мелодия обретает свою неповторимость [5, с. 80].

Исследователь музыкального слуха И. П. Гейнрихс не включал ритмический компонент в определения музыкального слуха, объясняя это тем, что ритмическая организация свойственна не только музыкальному искусству, но и другим вида искусства, не связанных с музыкой [2, c. 50].

Говоря о музыкальном слухе, Г. С. Тарасов характеризует его как слух «выразительный». Он считает, что в широком смысле слова такой слух «непременно направлен на выявление образности, развертывания музыкального содержания во времени и пространстве, он направлен на вскрытие в звуковой материи многообразных связей музыки и жизни». Поскольку музыка по своей природе «интонационна», то выразительный слух является по существу слухом интонационным.

Таким образом, «выразительный» музыкальный слух – это слух интонационный, под которым понимается осмысленное слуховое освоение и воплощение интонации, проникновение в ее выразительный смысл [6, c. 38]. Это определение мы и будем считать основным в нашей работе.

Мы выяснили, что интонационный слух тесно связан с расшифровкой образно-поэтической сущности интонации и ее воссозданием в адекватном исполнительском действии. В процессе постижения-переживания интонаций и проникновения в их психологическую суть, исполнитель воспроизводит «услышанное» интонационным слухом. Поэтому, чем совершеннее интонационный слух исполнителя, тем глубже и содержательнее интонационно-смысловое его проникновение в музыкальное произведение. Таким образом, расшифровка исполнителем внутреннего смысла интонационных взаимосвязей, интеллектуально-психологической значимости, раскрывающей интонационное «действие» как процесс и одновременно выявляющий выразительные функции отдельных интонаций, одним словом, художественно-осмысленное исполнение невозможно вне активного проявления интонационного слуха самого музыканта [1, c. 103].

Интонационный слух проявляется как в восприятии музыки, так и в ее воспроизведении. В каждом из его аспектов имеют место те или иные особенности, которые необходимо учитывать при подходе к развитию интонационного слуха будущего музыканта. В процессе слушательской деятельности происходит восприятие музыки от интонации до произведения в целом, в процессе воспроизведения интонационно-слуховой опыт помогает интерпретировать знакомые интонационно-слуховые комплексы.

В процессе исследования нами было выяснено, что структура интонационного слуха включает в себя целый ряд компонентов: мелодический слух, гармонический слух, тембро-динамический слух, чувство ритма, чувство музыкальной логики и способности «охвата формы», способности внутреннего представления указанных сложных комплексов.

Практика показывает, что развитие мелодического компонента интонационного слуха учащихся в классе домры начинается с проникновения в выразительный смысл интервала, осмысления продольных интонационно-интервальных ячеек в нетрудных для восприятия произведениях. Следующий этап работы сводится к осмыслению и воспроизведению учеником более протяженных по горизонтали звуковых последований, структурно завершенных. На завершающем этапе работы результат может быть достигнут только в том случае, если проникая слухом далеко вперед по горизонтали ученик может ощущать любой звуковой миг в его взаимосвязи с предыдущим и последующим, т. е. воспроизводить мелодическое «целое».

Развивая интонационный слух у будущего музыканта-домриста, следует помнить и о гармоническом компоненте слуха. Гармонический компонент слуха проявляется по отношению к созвучиям. Развитой гармонический компонент слуха – более высокий, чем мелодический и полифонический, этап общего музыкально-слухового развития ученика.

Развитие гармонического компонента слуха ребенка нередко отстает от развития других компонентов слуха. Это проявляется в его безразличном слуховом отношении кладовым функциям аккордов, музыкальным тяготениям, равнодушии к гармонически фальшивому исполнению и т. д.

Развитый гармонический компонент слуха музыканта оказывает качественное воздействие на исполнение разных по стилю произведений, понимание гармонических музыкальных связей в подборе аккомпанемента к мелодии и т. д.

Рассматривая развитие интонационного слуха ученика-домриста, остановимся на одной из высших форм его функционирования – тембро-динамическом компоненте. Следует отметить, что профессиональная культура исполнения произведений музыкантом во многом определяется мерой развитости его тембро-динамического компонента слуха. Чем тоньше он слышит оттенки и звуковые градации, тем совершеннее его исполнение.

Развитие тембро-динамического компонента слуха будущего музыканта связано с его образным воображением и фантазией, которые воплощаются с помощью определенных изобразительных средств. Изучение домровых произведений с яркой нюансировкой и детальное выявление в них тембро-динамических градаций способствует обострению тембро-динамического слышания музыки. Следовательно, чем разнообразнее исполнение музыканта по краскам и динамике, тем скорее оно обеспечит заинтересованность и увлеченность школьников в процессе слушания музыки, В свою очередь, умение школьника дифференцировать динамическое и тембровое звучание способствует его интонационно-слуховому развитию, а также более глубокому проникновению в интонационно-изобразительные средства музыки [3, c. 56].

Эффективное развитие музыкального слуха у учащихся происходит наиболее успешно в процессе всех видов музыкальной деятельности на уроке. Важнейшим моментом любого музыкального занятия является установление взаимосвязи между различными видами деятельности, умелый отбор музыкального материала (репертуара) для последовательного решения развивающих задач, а также создание определенных педагогических условий для интенсивного развития интонационного слуха: 1) должна устанавливаться возможная и необходимая, а вместе с тем и достаточная мера сложности произведений с точки зрения их развивающего воздействия; 2) должны применяться определенные методы и приемы обучения музыке детей, наиболее эффективные на разных этапах; 3) необходимо установить последовательность усложнения самих произведений и форм работы над ними; 4) также необходимо постоянно развивать основные компоненты интонационного слуха.

При этом преподаватель должен руководствоваться следующими условиями, позволяющими достигнуть положительных результатов в развитии интонационного слуха у учащихся:

– необходима опора на совокупность принципов, форм и средств музыкального образования, которые обеспечивают целостный подход к развитию интонационного слуха;

– важно использование диагностических методик, которые позволят грамотно развивать интонационный слух младших школьников в логике его индивидуального развития, его индивидуальных возможностей; диагностика позволит определить индивидуальный путь формирования интонационного слуха;

– необходимо применение как общепедагогических, музыкально–педагогических, так и специальных методов развития интонационного слуха у учащихся детской школы искусств;

– учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

– необходимо развитие интереса и потребности детей в исполняемой музыке, которые активизируют интонационный слух.

Литература

1. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс / Б. В. Асафьев. – Л, 1971 – 257 с.

2. Гейнрихс, И. П. Музыкальный слух и его развитие / И. П. Гейнрихс. – М. : Музыка, 1978. – 82 с.

3. Кондратьев, А. Развитие музыкального слуха / А. Кондратьев. – М., 1962. – 88 с.

4. Медушевский, В. В. Интонационная форма музыки / В. В. Медушевский. – М., 1993. – 175 с.

5. Назайкинский, Е. В. Взаимосвязи интервальных и ступеневых представлений в развитии музыкального слуха / Е. В. Назайкинский // Воспитание музыкального слуха. – М., 1977. – С. 25-77.

6. Тарасова, К. В. Онтогенез музыкальных способностей / К. В. Тарасова. – М., 1988. – 176 с.

Просмотров работы: 2776