ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ) - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современное состояние общества характеризуется тем, что многие области человеческой деятельности, в том числе и образование, в большей мере развиваются за счет внедрения различных инноваций. Хотя инновации и образование и имеют много общего, внедрение инновационных методов в образование идет очень трудно. Это связано с тем, что инновации, как производство новых идей и их внедрение в жизнь общества, находятся в сложных, противоречивых отношениях с социальным институтом образования, который, по сути своей, консервативен.

Вопросам исследования и применения инноваций в музыкальном образовании посвящено множество работ (Э. Б. Абдуллин, Д. Б. Кабалевский, В. В. Медушевский, Г. М. Цыпин, Л. В. Школяр и др.). Авторы сходятся во мнении о необходимости внедрения инновационных технологий в учебный процесс. Однако в практической деятельности учителей наблюдается преобладание традиционных, общепринятых методов и подходов в обучении; недооценка педагогами дополнительного образования значимости инновационных методов обучения; недостаточная возможность в традиционном образовании, предназначенном для передачи знаний, умений и навыков, получить базовые компетенции, позволяющие приобретать знания самостоятельно. Данное обстоятельство и обусловило выбор темы нашего исследования, целью которого явилась разработка теоретических и методических основ использования инновационных методов обучения музыке в учреждении дополнительного образования.

В процессе работы мы предположили, что использование инновационных методов обучения музыке в учреждении дополнительного образования будет эффективным, если эти методы будут применяться систематически и комплексно, а также отвечать критериям повышения познавательной активности учащихся и развития их музыкально-творческих способностей.

Исследование предполагало решение ряда задач:

1.Изучить теоретическую и методическую литературу по проблеме использования инновационных методов обучения музыке.

2. Выявить сущность определений «инновация», «инновационные методы».

3. Рассмотреть особенности использования инновационных методов обучения музыке в учреждении дополнительного образования.

4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность использования инновационных методов обучения музыке.

Теоретическая глава исследования посвящена изучению отечественной и зарубежной литературы по проблемам внедрения инноваций в образовании. Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX века. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX века в научных работах австрийского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа «инновационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х гг. и в последнее двадцатилетие в нашей стране [4, с. 129].

В 80-е гг., как отмечает Н. Ю. Посталюк, в педагогике проблематика инноваций и соответственно ее понятийное обеспечение стали также предметом специального исследования [2].

На основании работ В. Иванченко, В. Лазарева, И. Милославского, М. Поташника под инновацией мыпонимаем создание, разработку и внедрение различного рода новшеств, а также их преобразование в виде усовершенствованного продукта, использованного в практической деятельности.

В отечественном музыкальном образовании наблюдается тенденция к интеграции традиций и инноваций. Мы разделяем точку зрения В. А. Сластенина, который понимает под интеграцией переход количества в качество. Новые варианты решения проблем музыкального образования, были связаны, прежде всего, с переосмыслением целей, содержания и методов обучения музыке. Методы музыкального образования, пропагандируемые в творческом наследии прогрессивных педагогов-музыкантов, были нацелены на осмысление музыки как вида искусства – с одной стороны, а с другой – ориентировались на учет природы человека, развитие его музыкальных способностей.

В своем исследовании мы подробно рассмотрим методы обучения музыке в детской музыкальной школе.

В ходе работы мы обратились к характеристике понятия «метод» в дидактике. Разнообразие видов деятельности учителей и учащихся приводит дидактов к разному толкованию этого понятия и на этой основе побуждает выделять разное количество методов обучения, давать им соответствующую терминологию. Мы согласны с мнением большинства авторов, согласно которому метод обучения – это способ организации учебно-познавательной деятельности. Также в методе обучения находят воплощение особенности работы по достижению цели в соответствии с дидактическими закономерностями, принципами и правилами, содержанием и формами учебной работы, а так же способами обучающей работы педагога и учебной работы детей, обусловленные личностными и профессиональными свойствами и качествами педагога и условиями протекания учебного процесса [5, с. 54].

Соотношение двух составляющих метода позволяет рассматривать его как развивающуюся педагогическую категорию, обладающую неограниченными возможностями совершенствования.

Исторически сложилось так, что общепедагогические методы обучения часто механически переносятся на преподавание музыки в музыкальной школе. Мы согласны с Л. В. Школяр в том, что в настоящее время невозможно строить концепцию обучения искусству, опираясь только на принципы общей дидактики, которая не в полном объёме распространяется на виды познания, связанные с эстетическим освоением мира.

Общепедагогические методы обучения имеют в преподавании музыкальных дисциплин своё специфическое преломление. Например, метод сравнения, который представлен в виде:

1) выявления сходства и различия музыкального материала;

2) идентификации музыкального материала с конкретными жизненными явлениями и процессами;

3) перекодирования содержания музыки в другой вид искусства (живопись, скульптуру, литературу и др.).

Исследователями выделяются также методы наглядно-слухового показа (демонстрация музыкальных произведений) и словесные методы (перевод художественно-образного содержания музыки в словесную форму).

Наряду с общепедагогическими методами в педагогике музыкального образования существуют и специальные методы обучения. Н. Д. Боровкова основными методами обучения в классе основного музыкального инструмента называет: метод прослушивания ученика и коррекция его исполнения, метод показа (исполняет сам педагог), метод устного объяснения, метод прослушивания, просмотра аудио-видеозаписей, ответы на вопросы (учителя ученику и наоборот).

При работе над новым материалом обычно используются следующие методы: инструктаж (устное разъяснение), метод показа (исполняет сам педагог), тренировка (прорабатывание наиболее сложных мест, в том числе с помощью отвлеченных упражнений) [1, с. 246].

Данные методы можно считать классическими, традиционными. К числу же инновационных методов, применяемых при обучении музыке, Н. Н. Савина относит следующие:

– по характеру познавательной деятельности:

а) метод образной визуализации – это способ зрительного исследования объекта, результатом которого является перцептивный образ; его учащиеся могут вербализировать, нарисовать, показать и т. п. Например, звучание какого-либо музыкального инструмента рождает яркий визуальный образ;

– по основанию «изменение угла зрения познавательной деятельности»:

а) метод рецензий– это анализ учеником содержания креативного продукта своего товарища, столкновение разных перцептивных гипотез и возможность их понимания и принятия. Более того, и сама рецензия является креативным продуктом, который может оценивать уже сам учитель;

б) метод рефрейминга (Кипнис, 2004) – это изменение точки зрения на ситуацию для придания ей иного значения. Суть рефрейминга заключается в том, чтобы увидеть вещи в разных перспективах и в разном контексте. Рефрейминг является неотъемлемой частью креативного мышления. Методика рефрейминга должна быть оформлена в некий жанр – переосмысление какого-либо качества объекта или субъекта в виде песни, сценки, рисунка, комикса – в форме, которая максимально отражает переосмысленное качество. Чем убедительнее рефрейминговый перевертыш, тем успешнее результат задания;

– по характеру эмоционально-ценностных отношений к изучаемому:

а) метод адидактических ситуаций. Французский дидакт Ги Бруссо, будучи учителем, на своих уроках исходил из «жизненных ситуаций», чем вызывал интерес учащихся к обучению. Адидактическая ситуация – это ситуация не на материале учебника, а из повседневной обыденной жизни ученика. Объяснение нового материала происходит посредством решения житейских задач;

б) метод «учение через обучение» (Мартан, 1993), который основывается на трех компонентах: педагогическо-антропологическом, учебно-теоретическом и содержательном. Суть его заключается в том, чтобы научить учащихся передавать свои знания сверстникам;

в)проблемно-креативный метод синтезирует проблемное и креативное обучение, обеспечивает создание учащимися личного «креативного продукта», направлен на развитие музыкально-творческих способностей учащихся [3, с. 23].

Таким образом, на основании определений понятий «инновация» (В. С. Лазарев, И. Милославский, М. М. Поташник, В. А. Сластенин), «метод» (М. И. Махмутов, Б. Т. Лихачев, Т. А. Ильина, И. Ф. Харламов), «метод обучения музыке» (Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева) мы сформулировали собственное определение инновационных методов обучения музыке – это современные, новые или значительно преобразованные в музыкально-педагогической практике наиболее эффективные способы достижения цели и решения задач музыкального образования, способствующие творческому личностно-ориентированному развитию учащегося.

На основании теоретического исследования был проведен педагогический эксперимент, где осуществлялась проверка эффективности использования инновационных методов обучения музыке на основе диагностики исходного уровня сформированности познавательной активности и уровня музыкально-творческих способностей учащихся. Диагностическое исследование показало, что педагогический состав учреждений дополнительного образования ориентируется в основном на репродуктивные стратегии и методы обучения. В силу этого наблюдается невысокая заинтересованность детей в обучении музыке, большинство учащихся в процессе диагностики показали средний и низкий уровень развития познавательной активности и уровня музыкально-творческих способностей.

На основе диагностики был проведен формирующий этап эксперимента, разработана система уроков в учреждении дополнительного образования с использованием проблемно-креативного метода и метода компьютерного моделирования, результаты которого были проверены на контрольном этапе. Анализ представленных данных указывает на то, что разработанная нами система уроков с применением инновационных методов обучения (проблемно-креативного и метода компьютерного моделирования) оказалась достаточно эффективной и доступной с точки зрения ее использования на уроках в классе основного музыкального инструмента в учреждениях дополнительного образования.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Применение инновационных методов (в частности, рассмотренных нами проблемно-креативного метода и метода компьютерного моделирования) требует саморазвития и повышения квалификации преподавателей.

2. Инновационные методы сочетают два подхода – рациональный (креативное мышление) и эмоциональный (творческая деятельность), таким образом, отвечают специфике музыкального обучения.

3. Вышеперечисленные методы возможно применять на разных уровнях музыкального образования (ДМШ, ссуз, вуз), в соответствии с типом учебного заведения (его задачами, структурой учебного процесса, подготовкой учащихся и учетом вариативности в применении на индивидуальных и групповых занятиях). Применение их будет эффективным при условии учета конкретных условий: создание необходимой творческой атмосферы урока, учет уровня подготовки и возрастных особенностей учащихся.

Литература

1. Боровкова, Н. Д. Общие рекомендации по проведению урока специальности в музыкальной школе (в помощь начинающему педагогу) / Н. Д. Боровкова // Теория и практика образования в современном мире : материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). – СПб. : Реноме, 2012. – С. 245–248.

2. Посталюк, Н. Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект / Н. Ю. Посталюк. – Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1989. – 204 с.

3. Савина, Н. Н. Преодоление подростковой делинквентности посредством креативной педагогики : автореф. дис. … канд. пед. наук / Н. Н. Савина. – Тюмень, 2010. – 41 с.

4. Санто, Б. Инновация как средство экономического развития : пер. с венг. / общ. ред. Б. В. Сазонова. – М. : Прогресс, 1990. – 296 с.

5. Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. – М. : Гардарики, 1999. – 520 с.

Просмотров работы: 18111