РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблемы, связанные с развитием креативности школьников в процессе музыкального образования, занимают одно из центральных мест в музыкальной психологии и педагогике, так как их решение оказывает самое непосредственное влияние на практику музыкального воспитания и образования. Особое внимание к развитию данного личностного образования должно уделяться в младшем школьном возрасте, так как именно в нём закладывается базис личностных качеств, отвечающих за последующую успешность в выполнении познавательной деятельности и социализации в обществе. Музыкальное искусство в данном случае является важнейшим средством развития креативности, потому что само имеет ярко выраженную креативную сущность.

Противоречие в современной теории и практике музыкального образования и воспитания школьников: между значимостью процесса развития креативности, в частности, младших школьников на уроке музыки в общеобразовательной школе и недостаточно полной теоретической и методической разработанностью данного аспекта в музыкально-педагогических исследованиях, даёт основание рассматривать проблему развития креативности школьников как своевременную и значимую.

Целью исследования явилосьопределение теоретических и методических основ развития креативности школьников на уроке музыки в общеобразовательной школе.

С учетом выдвинутой цели в исследовании были поставлены следующиезадачи:

– рассмотреть проблему развития креативности личности в научной литературе;

– выявить психолого-педагогические, возрастные особенности развития креативности младших школьников;

– рассмотреть методические аспекты проблемы развития креативности младших школьников на уроке музыки в общеобразовательной школе;

– разработать методику развития креативности младших школьников на уроке музыки в общеобразовательной школе.

Теоретический раздел исследования показал, что концептуальные положения психологии творчества и креативности, их роль в развитии личности отражены в научных трудах отечественных и зарубежных исследователей (Д. Б. Богоявленская, А. А. Бодалев, Ф. Барон, Д. Харрингтон, Л. Я. Дорфман, В. Н. Дружинин, Дж. Гилфорд, О. М. Разумникова, Т. А. Торшина, П. Торренс, Б. М. Теплов, Д. Фелдман и др.).

Креативность («созидательный, творческий») – раскрывается исследователями через понятие «творческие способности индивида», характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления [1; 4].

В качестве показателей креативности личности в целом и в области ее взаимодействия с музыкальным искусством ученые выделяют:

– творческую активность: потребность в творчестве, стремление включиться в творческий процесс;

– наличие творческих мыслительных процессов:способность к самостоятельному переносу знаний и умений в новую ситуацию; видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях и др.

– музыкально-творческие способности: музыкальное воображение, фантазия, способность к восприятию и интерпретации музыкально-художественного образа и др.;

– личностные качества: независимость; открытость ума – готовность поверить своим и чужим фантазиям и др.[1; 3;4].

Креативное развитие в младшем школьном возрасте связанно с интеллектуальным и личностным развитием. Достаточно высокий уровень интеллекта является важным фактором формирования креативности, креативных способностей младших школьников[2].

В музыкально-педагогической научной и методической литературе педагоги-музыканты указывают на ряд направлений и приемов развития креативности младших школьников в процессе общения с музыкой:

а) развитие креативности младших школьников на уроке музыке на основе выполнения системы творческих заданий (концепция Н. А. Терентьевой). Сочетание слуховой, зрительно-наглядной, двигательной и др. видов художественной деятельности;

б) реализация художественных принципов процесса музыкального образования на уроке музыки (урок музыки как урок искусства;организация музыкальной деятельности детей на уроке как полифонического процесса; соблюдение художественной драматургии урока, использование театрализованных форм организации обучения (урок-театральное представление и др.);

в) овладение навыком музыкального восприятия в процессе многообразных видов музыкально-творческой деятельности (использование различных видов музицирования: инструментального, вокально-хорового и др.).Учёт фактора коммуникативного опыта – различие разнообразных ситуаций общения, в которых ребенок соприкасается с музыкой.

В методическом разделе исследования представлен педагогический эксперимент и методические рекомендации по развитию креативности младших школьников на уроке музыки в общеобразовательной школе.

Экспериментальное исследование проводилось в МОУ «Кочкуровская СОШ», на базе вторых классов начальной школы.

Констатирующий эксперимент показал, что в классе преобладает средний уровень развития креативности школьников, но резерв возможностей и желание творчески работать у детей высоки.

Нами также был подготовлен формирующий и заключительный этап эксперимента. На формирующем этапе на уроках музыки был использован комплекс творческих заданий как основа развития креативности детей второго класса.

На основе теоретического анализа проблемы исследования и результатов экспериментальной работы мы предложили ряд методических рекомендаций, которые могут быть использованы в процессе уроков музыки в начальной школе, с целью развития креативности младших школьников.

Суть их заключается в следующем:

а) основой развития креативности на уроке музыки в начальной школе является использование комплекса творческих заданий;

б) важным методическим условием является знание учителем-музыкантом основ и особенностей креативности детей младшего школьного возраста и особенностей организации креативного процесса на уроке музыки (взаимодействие учителя и учеников должно представлять совместную творческую деятельность, направленную на раскрытие жизненного содержания музыки, опыта нравственных отношений, заложенного в ней, иметь особую эмоциональную окраску;всякая художественно-педагогическая задача, идея урока должна быть органична для учителя, глубоко им пережита и, самое главное, отождествлена со своим «я» и др.);

в) использование ряда методических принципов организации занятий по музыке, направленных на развитие креативности младших школьников (взаимосвязь эмоционального и рационального начал в работе школьника на уроке при общей повышенной эмоциональности содержательности занятия;сюжетно-тематическое построение всей системы уроков; игровой метод обучения как фактор заинтересованной, непринужденной обстановки на уроке творческого типа в младших классах; эмоциональная драматургия занятия, создающая логическую и эмоциональную целостность урока);

г) использование разнообразия активных методов обучения музыке (размышления о содержании музыкального произведения в опоре на систему проблемных вопросов и др.).

Таким образом, результаты экспериментальной работы доказали, что применение различных творческих заданий и упражнений, а также креативных методов музыкального обучения (метод придумывания интонаций утвердительного, восклицательного, вопросительного характера, метод эвристического наблюдения за развитием интонаций в музыке, метод гиперболизации и других) на развитие гибкости мышления, умений самостоятельно переносить опыт восприятия музыки в новую жизненную ситуацию, позволили понять и освоить явления креативности.

Литература

1. Дорфман Л. Я. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве / Л. Я. Дорфман // Вопросы психологии. – 1999. – № 2. – С. 101–106.

2. Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес – М. : Педагогика, 2001. – 280 с.

3. Терентьева, Н. А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства / Н. А. Терентьева. – М. : Прометей, 1990. – 184 с.

4. Торшина, К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии / К. А. Торшина // Вопросы психологии. – № 4. – 1998. – С. 13–25

Просмотров работы: 3486