ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ

Тарасова О.Н., Константинова В.В.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современная педагогическая наука приоритетным направлением развития школы определяет гуманистический подход в организации процесса обучения. Ведущим принципом гуманистической модели учебного процесса является развитие личности школьника. Степень развития ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания и использовать их в учебной и практической деятельности. Только целенаправленная систематическая самостоятельная работа каждого школьника позволяет глубоко усвоить знания, выработать и закрепить умения, превратить их в соответствующие навыки умственного труда [13, с. 29].

Значительный вклад в развитие теории самостоятельности учащихся в процессе обучения внесли видные педагоги Бабанский Ю.К., Данилов М.А., Есипов Б.П., Лернер И.Я., Махмутов М.И., Огородников И.Т., Пидкасистый П.И., Скаткин М.Н. и др.; психологи Богоявленский Д.Н., Выготский Л.С., Гальперин П.Я., Давыдов В.В., Занков Л.В., Матюшкин А.М., Менчинская Н.А., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Эльконин Д.Б., Эсаулов А.Ф. и др. Исследования ученых показали, что одним из эффективных средств развития личности и познавательной активности учащихся является самостоятельная работа.

В настоящий период, когда развитие науки и техники происходит чрезвычайно быстро, когда делаются новые научные открытия, появляются неизвестные ранее отрасли науки, исключительную значимость приобретает необходимость непрерывного пополнения знаний, проблема подготовки учащихся к самостоятельному овладению новыми знаниями. Для этого им необходимы такие умения как читать текст, вычленять из него главное, ставить перед собой вопросы и находить в тексте ответы на них, определять, что осталось не выясненным до конца, что именно надо выяснить, с этой целью обращаться за справкой к другому разделу книги или другой литературе. Однако самостоятельное формирование рациональных приемов учения, работы с книгой и компьютером – основным источником информации (как показывает опыт) – протекает медленно и малоэффективно [2, с.6]. В школьнике, поставленного в такие условия, необходимо формировать навыки организации самостоятельной работы, т.к. многочисленные наблюдения педагогов-практиков, исследователей и психологов показали, что ребенок, не научившийся учиться, работать самостоятельно, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах, в средних - переходит в разряд неуспевающих.

Самостоятельную деятельность учащихся можно и нужно организовывать на различных уровнях, от воспроизведения действий по образцу и узнавания объектов путем их сравнения с известным образцом до составления модели и алгоритма действий в нестандартных ситуациях.

Это переориентирует самостоятельную работу с традиционной цели – простого усвоения знаний, приобретения умений и навыков, опыта творческой и научно-информационной деятельности – на развитие внутренней и внешней самоорганизации учащегося, активно преобразующего отношения к получаемой информации, способности выстраивать индивидуальную траекторию самообучения [8,с.146].

В настоящее время проблема саморазвития личности остро встает на всех этапах обучения школьника, а в частности на этапе начального обучения, особенно, если обучение осуществляется в условиях малокомплектной школы [1,с.27]. Социально-экономические проблемы в стране повлекли за собой ухудшение демографической ситуации и увеличению числа малокомплектных школ и классов с маленькой наполняемостью.

Малокомплектная школа - общеобразовательная школа без параллельных классов с небольшим контингентом учащихся (до 100 человек), организуемая в небольших населённых пунктах для осуществления всеобщего обязательного обучения. В «Педагогическом энциклопедическом словаре» малокомплектной называется школа, насчитывающая менее 15 учеников. Появление этого типа школ обусловлено неравномерностью расселения людей на территории страны. Раньше малокомплектные школы открывались только в небольших поселках, временных поселениях, городках, но в последнее время в связи с уменьшением рождаемости и значительной миграцией населения они появляются даже в больших населенных пунктах. Все больше таких школ появляется в удаленной от крупных промышленных и административных центров сельской местности. Имеет место новое сочетание основной и средней школы с малокомплектной. Малочисленными становятся уже и средние школы, чему способствует нехватка учеников и учителей. Из 5 учеников формируется полноценный класс. Для 2–3 учащихся отдельный класс не открывают, а присоединяют к другому [8, с. 148].

Другая характерная особенность современных малокомплектных школ – их тесное сотрудничество с детскими дошкольными учреждениями. Хорошо зарекомендовали себя комплексы «школа-детский сад». Под общей крышей и единым руководством создается центр воспитания для всех детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сегодня в стране около 3 тыс. комплексов «школа-детский сад» [10, с.29].

Малокомплектная школа часто является не только учебно-воспитательным, а часто и культурным центром села или населенного пункта. Она вписывается в условия образовательных стандартов второго поколения, прежде всего тем, что в новых стандартах отводится значительное место развитию элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки. Как известно, обучение в малокомплектной школе предусматривает преимущественно поисковый характер обучения, роль учителя в таких условиях - направляющая. Малокомплектная школа имеет свои специфические трудности, обусловленные социальной средой, которая оказывает далеко не всегда положительное влияние на процесс развития сельского ребенка. Большое беспокойство вызывают такие факторы, как низкая информационная насыщенность школ на селе, отсутствие специальной литературы и недостаточность научно-методических рекомендаций по управлению начальной малокомплектной школой, низкий образовательный культурный уровень сельской семьи, отдаленность малокомплектных начальных школ от методических центров. Кроме того, малокомплектная школа сталкивается со множеством трудностей, обусловленных именно небольшим количеством учеников. Здесь нельзя в полную силу задействовать закономерности взаимообучения. Значительную часть знаний дети получают друг от друга, при этом лучше понимают материал, быстрее схватывают, без труда усваивают. В классах обязательно должны быть сильные ученики. Но если класс маленький, их может не оказаться и тогда учиться не у кого. Учитель, каким бы мастером он ни был, не способен восполнить этот пробел.

В условиях модернизации образования малокомплектные школы способны реализовать современные образовательные стандарты с точки зрения развития навыков самообразования и личности ученика в целом. В такой школе часто создается обстановка большой семьи, в ней организовываются разносторонние формы сотрудничества детей и взрослых, создаются разновозрастные коллективы по интересам. В этой школе ликвидируется такой общий недостаток всех школ, как дефицит внимания к личности каждого ученика. Для руководителя посильна задача включения каждого школьника в многообразную деятельность по интересам, увлечения их любимым делом. Здесь нетрудно выявить и развить способности каждого ученика, что и является требованием современной школы.

Особенностью работы в малокомплектной школе является то, что невозможно организовать занятия с двумя - тремя классами без самостоятельной работы. Самостоятельная работа детей на уроках в малокомплектных школах занимает больше 50% учебного времени, тогда как в обычной школе на самостоятельную работу отводится около 20% урока. Самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала.

Методику проведения самостоятельных работ необходимо тщательно продумывать, чтобы ускорить темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков [11, с. 109]. Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним их составных, органических элементов учебного процесса, и для нее предусматривается специальное время на каждом уроке, если она проводится планомерно и систематически. Самостоятельная работа должна иметь место на каждом уроке и на разных его этапах. На первых порах она носит характер подражания, большей частью выполнения заданий по аналогии, по образцу. По мере приобретения школьниками навыков самостоятельной работы, все больше включаются задания, требующие активности мышления, нестандартного подхода к их решению.

Одним из способов побуждения детей к выполнению самостоятельной работы являются творческие задания, предполагающие самостоятельность, независимость, оригинальность мышления. Задания этого вида в наибольшей степени побуждают учащихся к самостоятельности и в постановке целей, в достижении нового результата. Заданиями творческого характера могут быть сочинение сказок, стихов, загадок, составление ребусов и многое другое. Например, на уроке русского языка примерами творческих заданий могут быть задания на продолжение текста:

1. Прочитай. Озаглавь текст.

У каждого в детств.. есть свои любимые кни­ги, свои любимые герои. Одна книга дарит весе­лое настроение, заст..вляет см..яться. Другая - раскрывает тайны природы и животн.. мира. Третья об..ясняет смысл жизни, рассказывает о красот.. и благородств.. о счасть.. человеческом.

Продолжи текст. (Задание побуждает к дея­тельности без какой-либо подготовки вступить в совместную работу с автором учебника.) Подготовься рассказать о своей любимой книге. (Домашнее задание.)

2.Прочитай текст.

Современное письмо называют буквенно-звуковым. Такое название ему дано потому, что свою устную речь мы передаем на письме с помощью букв.Существовало в прошлом картинное, или ри­суночное, письмо. Такое письмо люди разных стран используют теперь в дорожных знаках, вразличных вывесках. (По А. Моисееву.)

О чем говорится в тексте? Подумай, какой это текст по типу речи. Проверь свой ответ по спра­вочнику.Изобрази рисунки, которые исполь­зуются в настоящее время как дорожные знаки.Напиши свой текст о рисуночном письме [9, с. 59].

Можно предложить детям написать мини-сочинение на тему “Зимние забавы” или «Птичья столовая» (в текст сочинения включить слова январские морозы, вьюга, синицы, воробьи, кормушка, птичий праздник).

Творческими будут и такие задания:

- Продолжи текст по заданному началу, например, «Очень жаль….», «Сижу я как - то раз у ворот, вдруг…».

- Сочини четверостишие.

-Составь кроссворд, ребусы.

Возможно включение учеников в продуктивную самостоятельную деятельность через использование групповой формы и систему диффиренцированных заданий. Это позволяет учитывать то, что для овладения знаниями, умениями и навыками учащимся требуется разное время и разные условия ее организации. Наблюдая за ходом работы класса в целом и отдельных учащихся, учитель должен вовремя переключать успешно справившихся с заданиями на выполнение более сложных. Невозможно обеспечить индивидуальными заданиями всех учащихся класса, но вполне возможно дать классу ряд заданий возрастающей трудности (обычно в двух - трёх вариантах), так что каждый ученик сделает ровно столько, сколько он может [12, с.36]. Возможно применение разноуровневых заданий для учеников с разными способностями к обучению на уроке математики в 4 классе, а для самостоятельной работы можно предложить учащимся работы трех уровней сложности в зависимости от их умений. Главное достоинство таких заданий - это полная занятость всех учащихся, самостоятельно переходящих от уровня к уровню. Задания могут быть написаны на доске, на карточках, возможна выдача заданий на дом. Опыт использования разноуровневых домашних заданий показал, что при работе дома большинство ребят выполняют все задания, затрачивая разное время на эту работу. У учеников возникает устойчивая мотивация к более быстрому и качественному выполнению заданий не только в классе, но и дома.

Количество детей в малокомплектных классах невелико, поэтому индивидуальными карточками удобно пользоваться с целью контроля знаний каждого ученика. Например, по математике в 4 классе по теме «Умножение на однозначное число» можно применять карточки следующего содержания [5, с. 34].

Карточка № 1.

1.Вычисли:

4802× 3= 5268× 3=

340 × 7= 4020× 4=

2.Сравни:

6569× 3 … 6769× 3 1431× 7… 1431 × 7 -1431

725× 5 … 725 × 3 527 × 7 … 1293× 2

Карточка № 2.

1.Вычисли:

4332× 6= 568× 3=

3140 × 7= 40361× 4=

2.Сравни:

6500 × 3 … 6700 × 3 6221× 3 … 6211 × 3 -6221

625× 2 … 625 × 7 432 × 8 … 3228 × 2

Карточка № 3.

1.Вычисли:

539 × 3= 708 × 3=

8700 × 5= 8860 × 4=

2.Сравни:

6012 × 3 … 6022 × 3 4201 × 6 – 4201 … 4201× 6

175× 2 … 175 × 7 138 × 8 … 381 × 8

Карточка № 4.

1.Вычисли:

531 × 4= 776 × 3=

8070 × 3= 3820 × 2=

2.Сравни:

6663 × 2 … 6563 × 2 2901 × 4 – 2901 … 2901× 3

621× 8 …621 × 5 445 × 8 … 445 × 1

Карточка № 5.

1.Вычисли:

4512× 2= 5661× 3=

660 × 7= 3030× 4=

2.Сравни:

2565× 5 … 2665× 5 1876 × 7 – 200 … 1876 × 7 + 200

7202× 5 … 720 × 3 727 × 3 … 727 × 2

Подобного рода карточки применимы не только для контроля, но и для закрепления умений по данной теме в качестве тренировочных упражнений. В таком случае удобно проводить взаимообмен карточками. Однако здесь нужно учитывать индивидуальные возможности учащихся: для одних количество тренировочных упражнений свести до минимума, другим дать значительно больше таких упражнений в различных вариациях, чтобы они усвоили новое правило и научились самостоятельно применять его к решению учебных задач. Перевод такой группы учащихся на выполнение более сложных заданий должен быть своевременным. Здесь вредна излишняя торопливость, как и чрезмерно продолжительное «топтание на месте», не продвигающее учащихся вперед в познании нового, в овладении умениями и навыками.

В развитии самостоятельности младших школьников неоценимую помощь оказывают коллективные и групповые занятия. Рассмотрим применение методики М.А. Мкртчяна «Взаимообмен заданиями». Эта методика предназначена для решения типовых упражнений, примеров, заданий, – задач по любому предмету в парах сменного состава [ 6, с.32]. Здесь основной вид учебной работы в паре – обучение. А так как обучение происходит тогда, когда один (обучающий) знает, а другой (обучаемый) не знает, то, следовательно, при «запуске» (начале организации) методики должны выполняться следующие важные условия:

- карточки должны быть разными;

- каждый учащийся должен знать свою карточку и не знать карточки напарника.

Сама карточка довольно проста. Она представляет собой два типовых задания. Например:

1. По математике (4 класс):

А-1 А-2

360: 90= 450:90=

5000:20= 3000:2=

42:4= 67:9=

2.По русскому языку:

А-1 А-2

Вставьте пропущенные буквы:

  1. на к.тке 1) пож.лтели (листья)

  2. прил.тели к к.рмушке 2) в л.сной ч.ще

  3. в.селая песня 3) грус?ная песня

  4. ненас?ный д.нек 4) в.черняя прохлада

Как происходит «запуск» карточки ученику?

Учитель учит ученика, как решать задание «А» из его карточки. Подробное решение записывает ученику в тетрадь. Ученик самостоятельно по только что полученному от учителя образцу решает в тетради задание «Б». После того как учитель проверил правильность выполнения задания, карточка считается «запущенной». Для слабых учеников в начале организации занятий по этой методике можно ввести дополнительное проговаривание вслух учеником своего задания.

Как идет обмен заданиями? Ученики в паре садятся рядом за одну парту. Кладут перед собой раскрытые тетради и карточки-задания. В тетрадях пишут номер карточки своего напарника. Меняются тетрадями. Один из учеников объясняет напарнику решение задания «А» из своей карточки. А само решение записывает в его тетрадь, оставляя на полях заметку, кто выполнил задание. Теперь другой ученик решает задание «А» из своей карточки в тетради напарника, обучая его решению и оставляя на полях пометку о том, кто выполнил задание. После этого ученики вновь обмениваются тетрадями и карточками, получая каждый свою тетрадь и карточку напарника, и самостоятельно выполняют в тетрадях задание «Б» из новой карточки. Когда задания выполнены, ученики проверяют друг друга.

Карточка, которую получает ученик, остается с ним до конца работы всех ребят по «запущенным» темам. Она является «секретиком», а ученик имеет ключик к этому «секретику», т. е. как решить свой пример, знает только он один, и ему предстоит открыть этот свой «секретик» своим товарищам, научить всех, а все взамен научат его.

Использование при организации самостоятельной деятельности школьников различных алгоритмов, инструкций, памяток, схем, образцов рассуждений очень важно, так как способствует умению планировать свою деятельность при овладении новым приемом получения знаний и стимулирует самостоятельные действия. При этом они должны иметь более или менее развернутый вид в зависимости от возраста и умений детей. Например, на уроке математики детям 2 класса можно предложить следующий алгоритм решения задачи [7, с. 175].

  1. Прочитай условие задачи и представь себе то, о чем в ней говорится.

  2. Составь схему, рисунок, чертеж задачи.

  3. Повтори условия задачи и ее вопросы.

  4. Что известно из условия, что надо найти?

  5. Что можно узнать по числовым данным задачи?

  6. Сделай краткую запись условия (если есть необходимость).

  7. Составь план решения задачи (что нужно узнать сначала, что нужно узнать потом?)

  8. Решай задачу.

  9. Получи ответ на вопрос задачи и запиши его.

  10. Проверь ход решения, ответ.

По таким алгоритмам (предписаниям, опорным схемам и т.д.) ученик сверяет правильность своих действий.

К 3-4 классам инструкции становятся все более сжатыми. Та же инструкция по решению задачи в 3-4 классах примет другой вид:

  1. Выделяю искомое.

  2. Составляю выражение.

  3. В задаче сказано, что...

  4. Составляю уравнение.

  5. Решаю уравнение.

  6. Проверяю ответ по условию задачи.

Таким алгоритмом можно пользоваться при изучении темы «Приемы письменного вычитания в пределах 1000» в 3 классе.

1.Пишу……..

2.Вычитаю единицы……

3.Вычитаю десятки……..

4.Вычитаю сотни……

5.Читаю ответ…

Один из главных видов самостоятельной работы в начальной школе – изучение учебников. В 3-4 классах оно дополняется ознакомлением учеников с информацией, изложенной в других источниках. При этом ученик должен сам определить цель, выделить неизвестное, поставить вопросы, на которые нужно ответить.

При самостоятельной работе с учебником на разных уроках также можно использовать таблицы алгоритмического характера. Например, на уроке русского языка по теме «Правописание безударных гласных в корне слова» детям окажут помощь такие таблицы:

Задание: Спиши слова. Вставь пропущенные буквы: р . ка, л . са, м . сной

  1. Рассуждай так: «р.ка», ударение падает на гласную а. Чтобы правильно написать безударную гласную, надо изменить слово так (или подобрать родственное), чтобы безударная оказалась под ударением: реки.

  2. Значит, надо писать «река».

Эту таблицу можно заменить более краткой.

Прочти

Докажи

Напиши

р...ка

реки

река

тр...ва

травка

трава

л…сной

лес

лесной

Для менее подготовленных детей с целью реализации дифференцированного подхода при работе с учебником учитель может вводить дополнительные объяснения в инструкции по выполнению заданий;

в) дополнять инструкции алгоритмическими требованиями, к которым привыкли дети, например, «Делай так», «Выписывай так» и т.д.

Например: Делай так (при опознавании имен существительных):

1. Устно поставь вопрос к слову - кто? что?

2. Выбери слова, которые отвечают на вопрос кто? что?

3. Что эти слова обозначают?

4. Название предметов, чувств, явлений природы - существительные.

5. Все остальные - нет.

6. Выпиши их.

7. Убедись, что сделал правильно.

При устной работе с учебником полезны и памятки. Кроме того, в связи с современными требованиями ФГОС сами учебники содержат дополнительные страницы с памятками, которые окажут помощь и в классной, и в домашней самостоятельной работе. Знания, полученные на уроке, закрепляются и совершенствуются во время выполнения домашних заданий. При этом учителю важно объяснить, как оно должно выполняться. Например:

- Дома вы будете выполнять упражнение № 300.

- Прочитайте задание к нему.

- Что у вас вызывает затруднение?

А далее на уроке идет тренировка в выполнении учащимися наиболее трудной части задания на другом материале, предложенном учителем. Так учитель заставляет ученика поверить в свои силы и способность выполнит домашнее задание. Важно, чтобы ученик умел заранее продумать ход предстоящей работы: определить в каком порядке следует готовить уроки по разным предметам, разобраться, в чём смысл и какова цель каждого задания, наметить наиболее рациональный путь его выполнения, а затем действовать в соответствии с этим планом. В помощь ученикам можно предложить памятки.

Мотивировать детей к выполнению домашнего задания также очень важно. Один из новаторских видов домашней работы - составление домашней работы для соседа по парте, например: «Составь для своего соседа два задания аналогично тем, что рассматривались на уроке». Или как вариант домашнего задания по русскому языку – «Помоги учителю составить словарный диктант», что широко используется автором учебников по русскому языку для начальной школы М.С.Соловейчик [9, с. 39]. Подобные работы вызывают у детей интерес, уверенность в своих способностях, возможность продемонстрировать свои умения. Полезно использовать на уроках взаимопроверку домашних работ, так как многие учащиеся скорее находят ошибку в чужой работе, чем в своей, поэтому проведение взаимопроверки, во-первых, носит воспитательный характер, а, во-вторых, повышает ответственность учеников, способствует формированию у них адекватной самооценки.

В 3-4 классах целесообразно водить доступные для учеников проблемные и исследовательские задания [3,с.19] Поэтому в самостоятельную работу можно включить следующие виды заданий:

1) придумать задачу с данными числами;

2) придумать как можно больше задач с данными числами;

3) придумать несколько различных задач, имеющих данное решение;

4) придумать аналогичную задачу, не имеющую данного решения;

5) придумать, возможно, большее число вопросов к данному условию задачи;

6) придумать возможно большее число условий к данному вопросу.

Более эффективным методом и технологией сопровождения самостоятельной деятельности учащихся является метод проектов. Исследование на уроке и вне урока развивает в детях умение видеть проблему, формулировать гипотезу, работать с литературой, исследовать объект. Проект целесообразно применять и с той точки зрения, что он позволяет привлечь учащихся к изучению дополнительной литературы (что по данным исследований не нравится многим детям). Например, при подготовке к уроку – проекту по литературному чтению «Сказка как литературный жанр» детям заблаговременно дается задание: читать сказки, вести записи в дневнике читателя с указанием автора, названия сказки, главных героев, главной мысли, выделением известных признаков сказки, по желанию проиллюстрировать любимую сказку. Таким образом дети в течение определенного времени будут накапливать материал по теме: читать, анализировать прочитанное, рисовать, используя знания с уроков изобразительного искусства и т. д. Такая работа служит развитию различных качеств личности и многих учебных умений, в том числе и самостоятельности.

Особое значение для младших школьников имеет стимулирование самостоятельности в учебной, трудовой и игровой деятельности. Усиление такой мотивации, для дальнейшего развития которой младший школьный возраст представляется особенно благоприятным временем жизни, закрепляет жизненно полезную личностную черту – самостоятельность. Предлагая учащимся самостоятельную работу, необходимо сначала заинтересовать их предстоящим заданием. Конструирование стимулирующих ситуаций, побуждающих школьников к самостоятельным решениям и действиям - к свободному выбору заданий, к поиску разных путей решения заданий, к творческой деятельности, к самопроверке и самоанализу, к возможности высказать свои суждения - служит развитию самостоятельной деятельности.

В младшем школьном возрасте вызвать интерес помогут элементы занимательности или игры. Во время игры ученики увлекаются и не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию [4,c.157]. В процессе игры вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Например, возможно использование на уроках математики различных игр, и игровых приемов. Примером может послужить игра «Математический лабиринт “Догони-ка!": по этому лабиринту мысленно “бегают" Миша и Сережа. Они соревнуются в расчетах: находят суммы 4 произведений несколько раз, получая каждый раз число 60. Миша и Сережа составили 5 примеров с ответом 60. А сколько вы найдете таких ходов?

Организация стимулирующей среды обуславливает успешность процесса формирования самостоятельности младших школьников в разных видах деятельности. При этом важная роль принадлежит условиям для положительных переживаний успеха, которые поддерживают уверенность детей в своих силах. Кроме того, мотивация обеспечивается четким представлением ученика о нужности и значимости выполняемой им работы, познавательным интересом, пониманием сути учебной проблемы.

Механизм стимулирования включает в себя и такие стимулы, как внимание родителей к самостоятельной деятельности школьников, позволяющие ребенку приобрести уверенность в правильности своих самостоятельных действий. С течением времени при систематической организации самостоятельной работы на уроках и сочетании ее с различными видами домашней работы по предмету у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. В результате для выполнения примерно одинаковых по объему и степени трудности работ учащиеся затрачивают значительно меньше времени по сравнению с учащимися таких классов, в которых самостоятельная работа совершенно не организуется или проводится нерегулярно. Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала, увеличить время на решение задач, выполнение экспериментальных и других видов работ творческого характера, что целесообразно наряду сучебной деятельностью.

Таким образом, для того, чтобы самостоятельная работа оказалась эффективной и воспитывала в детях самостоятельность, необходимо организовывать выполнение учащимися разнообразных по дидактической цели, содержанию и форме самостоятельных работ, что способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления.

Литература:

  1. Акбашев, Р.А. Малокомплектная школа: Проблемы, поиски, решения /Р.А. Акбашев.- Казань: Татарское книжное издательство, 1992. – 95 с.

  2. Васильева, Р.А. Самостоятельная работа учащихся на уроке./ Р.А. Васильева, Г.Ф.Суворова.– М.: Педагогика, 1975. - 118 с.

  3. Жикалкина, Т.К. Игровые и занимательные задания по математике для 2 класса четырехлетней начальной школы: Пособие для учителя. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1989. - 47 с.

  4. Зайкин, М.И. Сельская школа: модернизация содержания образования / М.И. Зайкин // Сельская школа. 2004. № 2. С.3-6.

  5. Истомина, Н.Б. Индивидуальные самостоятельные работы на уроках математики //Начальная школа. -1979. - № 1.- С. 33-36.

  6. Кудрявцева, Л.В. Организация работы в парах постоянного состава / Л.В. Кудрявцева // Начальная школа.-2007. -№ 10. – С. 32

  7. Моро, М.И. Самостоятельная работа учащихся на уроках арифметики в начальных классах / М.И. Моро.– М.: Педагигика,1963. - 173 с.

  8. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы: учебник для студентов пед.училищ и колледжей./ И.П. Подласый.- М.: Владос, 2008. - 399 с.

  9. Соловейчик, М.С. Методические рекомендации к учебнику русского языка для 4 класса / М.С. Соловейчик. Смоленск: Ассоциация 21 век, 2009. – 149 с.

  10. Стрезикозин, В.П. Организация занятий в начальной малокомплектной школе/ В.П. Стрезикозин. - М., Учпедгиз, 1968. – 67с.

  11. Суворова, Г.Л. Организация занятий в малокомплектной школе / Г.Л. Суворова //Сельская школа.- 2000.- №6.- С.108-117.

  12. Тестов, А.Р. Развитие познавательных способностей у школьников в условиях уровневой дифференциации / А.Р. Тестов //Начальная школа. – 1999. - № 2. – С. 34-36.

  13. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе /Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 1988. – 152 с.

Просмотров работы: 14445