МОТИВАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УСПЕШНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МОЛОДЫХ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СОТРУДНИКОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

МОТИВАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УСПЕШНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МОЛОДЫХ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СОТРУДНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На современном этапе развития общества актуализация исследования проблем, касающихся научно-педагогических кадров и их мотивации, обусловлена многими причинами. Одной из главных является крайне ограниченная изученность аспектов этой важной проблемы.

Нынешнее развитие российского общества, в том числе система высшего образования, оказались мало адаптивными к действиям в условиях рыночной экономики, что повлекло кадровый дефицит, особенно, молодых ученых.

Одним из конструктов, адекватно отражающих способность личности к успешному осуществлению профессиональной научно – педагогической деятельности является самостоятельность, которая рассматривается как одна из ключевых характеристик субъекта.

В контексте концепции личностной беспомощности Д.А. Циринг самостоятельность рассматривается как феномен противоположный личностной беспомощности, определяющее высокий уровень субъектности, то есть высокую способность преобразовывать действительность, управлять событиями собственной жизни, ставить цели и достигать их, обеспечивающий способность человека эффективно справляться с самыми разными задачами, возникающими в его профессиональной деятельности.

Как показывают результаты проведенных в рамках указанной концепции исследований (Д.А. Циринг, Е.В.Веденеева, Е.В.Забелина, Ю.В.Яковлева), самостоятельность проявляется в поведении и деятельности человека, в том числе более эффективных стратегиях и успешности деятельности, а также в благополучных взаимоотношениях с другими людьми.

Одной из важных составляющих самостоятельности является мотивационный компонент, который включает в себя высокий уровень развития ценностных ориентаций и мотивации достижения, высокий уровень притязаний, сочетание высокого уровня развития мотива стремление к принятию с низким уровнем страха отвержения, интернальный локус контроля.

Тем не менее, данная проблема изучена в малой степени. Соответственно, исследование мотивационных особенностей, определяющих успешность профессиональной деятельности молодых научно –педагогических сотрудников (в контексте концепции личностной беспомощности – самостоятельности) является актуальной научной проблемой в условиях современной России.

Специфика научно-педагогической деятельности обусловлена ее многокомпонентностью, так как она включает в себя как научную, так и педагогическую составляющие. Большая часть психологических исследований, направленных на изучение деятельности научно-педагогических работников, в силу своеобразия структуры данной профессиональной сферы, связана с изучением таких важных составляющих педагогической деятельности, как самооценка, направленность и мотивация педагогов, что ложится в основу данной профессиональной деятельности, ее эффективной психологической коррекции.

Целью исследования является исследование мотивационных особенностей, определяющих успешность профессиональной деятельности молодых научно – педагогических сотрудников.

Объект исследования – мотивационная сфера личности молодых научно – педагогических сотрудников

Предмет исследования – мотивационные особенности, определяющие успешность профессиональной деятельности молодых научно- педагогических сотрудников.

Гипотеза исследования – существуют особенности мотивационной сферы, определяющие успешность профессиональной деятельности молодых научно – педагогических сотрудников.

Основные психологические методы и методики исследования: Для диагностики самостоятельности использовалась методика «Тест на оптимизм» Л.М.Рудиной – адаптация методики ASQ, разработанного М. Селигманом и его коллегами. Метод экспертных оценок использовался для определения успешности деятельности сотрудников. Также диагностировались такие составляющие мотивационного компонента, как уровень субъективного контроля ( опросник УСК Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинда), мотивация на успех ( методика .А. Реана тест - опросник «Мотивация успеха и боязнь неудачи»),мотивация аффилиации (методика «мотивация аффилиации» в адаптации М.Ш. Магомед – Эминова), и вовлеченность, контроль и принятие риска ( «Тест жизнестойкости» Д.А.Леонтьева, Е.И. Рассказовой).

Согласно Т.П.. Бобро, «молодыми» научно-педагогическими сотрудниками вуза принято считать аспирантов, кандидатов наук до 35 лет и докторов наук до 39 лет.

В исследовании приняли участие 70 работников ВУЗов (аспирантов и кандидатов наук в возрасте до 35 лет, докторов до 40 лет).

На первом этапе исследования выборка молодых научно-педагогических работников была разделена с помощью кластерного анализа на три группы: «беспомощные», «средние», «самостоятельные» научно – педагогические сотрудники.

Также с помощью кластерного анализа были определены еще 2 группы: «успешные» и «менее успешные» научно – педагогические сотрудники.

Далее результаты данных были обработаны с помощью таблицы сопряженности χ2

Также существуют определяемые различия между группами испытуемых. Так определяется, что самостоятельные испытуемые являются более успешными, в то время как беспомощные являются менее успешными. Таким образом, χ2 > 4,592 при p < 0,32. Т.е. при более выраженной самостоятельности более выражена успешность деятельности по экспертным оценкам собственной деятельности.

Далее с помощью критерию U – Манна – Уитни сравнивались показатели успешности профессиональной деятельности в группах беспомощных и самостоятельных молодых научно-педагогических сотрудников.

Сравнение групп беспомощных и самостоятельных по показателям успешности научно-педагогической деятельности (по результатам экспертных оценок)

Показатели

U – Манна – Уитни

Точная знч (1 сторонняя знач.)

Гибкость мышления

10,500

,000

Контекстность мышления

26,000

,008

Гностический компонент

14,500

,000

Проектировочно - конструктивный компонент

26,500

,008

Самопрезентация

23,000

,004

Умение аргументировать свою точку зрения

13,500

,000

Умение конструктивно разрешать конфликты

19,500

,002

Коммуникативный компонент

17,500

,002

Организационный компонент

26,000

,008

Умение и готовность развивать профессиональные интересы и склонности студентов

20,500

,002

Экспертные оценки (итог)

16,500

,001

Были получены данные о том, что имеются различия в компонентах профессиональной деятельности у беспомощных и самостоятельных научно – педагогических сотрудников: гибкость мышления, контекстность мышления, в конструктивном компоненте, т.е. у самостоятельных научно – педагогических сотрудников более развиты функции целеполагания, т.е. умения ставить цели; прогностичность – т.е. способность предвидеть возможные пути решения научных и педагогических задач; структурирование – умение отбирать и композиционно выстраивать содержание научной и педагогической деятельности, конструирование – умение конструировать и переконструировать информацию в соответствии с современными научными достижениями.

Коммуникативный и организационный компонент тоже имеет значимые различия у самостоятельных и беспомощных испытуемых, как по отдельным составляющим, так и в целом. Таким образом, самостоятельные научно – педагогические сотрудники имеют более выраженную успешность в деятельности, также как беспомощные испытуемые оказались менее успешны в своей научно – педагогической деятельности.

В целях выявления мотивационных особенностей молодых научно-педагогических сотрудников были проанализированы средние значения мотивационных показателей в группе более успешных испытуемых с признаками самостоятельности.

Итак, у данной группы испытуемых были выявлены следующие особенности – уровень общей интернальности высокий, что соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять и, следовательно, берут на себя ответственность за свою жизнь в целом.

Также, более высокий показатель по шкале интернальность неудач говорит о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и неудачах.

Также, самостоятельные научно – педагогические сотрудники считают себя, свои действия важным фактором организации собственной производственной деятельности, в частности, в своем продвижении по службе, о чем свидетельствуют показатели по шкале интернальности производственных отношений.

Далее сопоставлялись показатели мотивационной сферы у самостоятельных и беспомощных молодых научно-педагогических сотрудников с помощью критерия U - Мана -Уитни.

Различия самостоятельных и беспомощных научно – педагогических сотрудников по критерию U – Манна – Уитни

Название шкалы

U – Манна – Уитни

Точная знч (1 сторонняя знач.)

Стремление отвержения

17,500

,001

Мотивация достижения

15,000

,001

Вовлеченность

4,000

,000

Контроль

11,000

,000

Принятие риска

2,500

,000

Исходя из данных по методике «Тест Жизнестойкости» Д.А.Леонтьева, можно сделать вывод о том, что самостоятельные испытуемые являются людьми с развитым компонен­том вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому, беспомощные научно – педагогические сотрудники обнаруживают отсутствие по­добной убежденности, что порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни.

Обнаружились значимые различия по методике Реана «Мотивация достижения», т.е. у самостоятельных испытуемых обнаруживается тенденция к достижению успеха, в то время как у беспомощных испытуемых обнаруживается тенденция к избеганию неудачи, стремлению избежать наказания.

Анализируя результаты сравнения средних показателей мотивационного компонента личностной беспомощности - самостоятельности, мы можем сделать вывод о том, что у самостоятельных испытуемых более выражена тенденция стремление к принятию, т.е. стремление к людям, потребность в установлении, сохранении и упрочении добрых отношений с людьми, а беспомощные научно – педагогические сотрудники обнаруживают другую тенденцию страх отвержения или боязнь быть отвергнутым.

Можно сделать вывод о том, что у самостоятельных и беспомощных научно – педагогических сотрудников имеются различия, которые могут определить успешность их деятельности. У самостоятельных испытуемых более развит уровень субъективного контроля, они чувствуют и признают собственную ответственность за происходящее вокруг, за успех собственной деятельности. Также у самостоятельных научно – педагогических сотрудников обнаруживается тенденция к принятию постоянное стремление к людям, и они испытывают удовлетворение от эмоционально положительного общения с другими. Имеют убежденность в том, что борьба может повлиять на результат, а также получают удовольствие от реализуемой деятельности.

Таким образом, данное направление в исследовании особенностей мотивационного компонента молодых научно-педагогических сотрудников поможет восполнить кадровый дефицит в высшей школе. А также результаты таких исследований могут быть использованы при профессиональном отборе и построения адекватной адаптивной системы мотивации труда молодых научно – педагогических сотрудников.

Литература:

1.Брушлинский А.В., Проблемы психологии субъекта [Текст] / А.В. Брушлинский. – М.: ИП РАН. – 1994.- 109 с.

2. Забелина Е.В., Циринг Д.А., Овчинников М.В., Пономарева И.В. Взаимосвязь особенностей мотивационно - ценностной сферы и удовлетворенности работой у аспирантов с различной степенью успешности научно-педагогической деятельности // Психологические исследования.- 2012. - Том 5. - № 25 http://psystudy.ru/index.php/num/2012v5n25/728-zabelina25.html

3. Овчинников, М.В. Теоретическая модель мотивационно – ценностной сферы молодых научно – педагогических работников [Текст] / М.В.Овчинников, Д.А. Циринг, С.А.Репин, Е.В.Забелина // Вестник Южно – уральского государственного университета. Сер. «Образование. Педагогические науки». – 2011.-№12(231)

4. Циринг, Д.А. Психология личностной беспомощности: исследование уровней субъектности. [Текст] / Д.А. Циринг. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 410с.

5. Циринг Д.А. Психология личностной беспомощности [Электронный ресурс] / Психология личностной беспомощности. – Электрон. дан. – режим доступа: http://dibase.ru/article/20092010_tsiringda /3 (3)

6. Циринг Д.А. Структура личностной беспомощности: постановка проблемы // Вестник Южно-Уральского государственного университета.- 2005.-№15 (55). - С. 176-180.

Просмотров работы: 3464