Нынешнее развитие российского общества, в том числе система высшего образования, оказались мало адаптивными к действиям в условиях рыночной экономики, что повлекло кадровый дефицит, особенно, молодых ученых.
Одним из конструктов, адекватно отражающих способность личности к успешному осуществлению профессиональной научно – педагогической деятельности является самостоятельность, которая рассматривается как одна из ключевых характеристик субъекта.
В контексте концепции личностной беспомощности Д.А. Циринг самостоятельность рассматривается как феномен противоположный личностной беспомощности, определяющее высокий уровень субъектности, то есть высокую способность преобразовывать действительность, управлять событиями собственной жизни, ставить цели и достигать их, обеспечивающий способность человека эффективно справляться с самыми разными задачами, возникающими в его профессиональной деятельности.
Как показывают результаты проведенных в рамках указанной концепции исследований (Д.А. Циринг, Е.В.Веденеева, Е.В.Забелина, Ю.В.Яковлева), самостоятельность проявляется в поведении и деятельности человека, в том числе более эффективных стратегиях и успешности деятельности, а также в благополучных взаимоотношениях с другими людьми.
Одной из важных составляющих самостоятельности является мотивационный компонент, который включает в себя высокий уровень развития ценностных ориентаций и мотивации достижения, высокий уровень притязаний, сочетание высокого уровня развития мотива стремление к принятию с низким уровнем страха отвержения, интернальный локус контроля.
Тем не менее, данная проблема изучена в малой степени. Соответственно, исследование мотивационных особенностей, определяющих успешность профессиональной деятельности молодых научно –педагогических сотрудников (в контексте концепции личностной беспомощности – самостоятельности) является актуальной научной проблемой в условиях современной России.
Специфика научно-педагогической деятельности обусловлена ее многокомпонентностью, так как она включает в себя как научную, так и педагогическую составляющие. Большая часть психологических исследований, направленных на изучение деятельности научно-педагогических работников, в силу своеобразия структуры данной профессиональной сферы, связана с изучением таких важных составляющих педагогической деятельности, как самооценка, направленность и мотивация педагогов, что ложится в основу данной профессиональной деятельности, ее эффективной психологической коррекции.
Целью исследования является исследование мотивационных особенностей, определяющих успешность профессиональной деятельности молодых научно – педагогических сотрудников.
Объект исследования – мотивационная сфера личности молодых научно – педагогических сотрудников
Предмет исследования – мотивационные особенности, определяющие успешность профессиональной деятельности молодых научно- педагогических сотрудников.
Гипотеза исследования – существуют особенности мотивационной сферы, определяющие успешность профессиональной деятельности молодых научно – педагогических сотрудников.
Основные психологические методы и методики исследования: Для диагностики самостоятельности использовалась методика «Тест на оптимизм» Л.М.Рудиной – адаптация методики ASQ, разработанного М. Селигманом и его коллегами. Метод экспертных оценок использовался для определения успешности деятельности сотрудников. Также диагностировались такие составляющие мотивационного компонента, как уровень субъективного контроля ( опросник УСК Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинда), мотивация на успех ( методика .А. Реана тест - опросник «Мотивация успеха и боязнь неудачи»),мотивация аффилиации (методика «мотивация аффилиации» в адаптации М.Ш. Магомед – Эминова), и вовлеченность, контроль и принятие риска ( «Тест жизнестойкости» Д.А.Леонтьева, Е.И. Рассказовой).
Согласно Т.П.. Бобро, «молодыми» научно-педагогическими сотрудниками вуза принято считать аспирантов, кандидатов наук до 35 лет и докторов наук до 39 лет.
В исследовании приняли участие 70 работников ВУЗов (аспирантов и кандидатов наук в возрасте до 35 лет, докторов до 40 лет).
На первом этапе исследования выборка молодых научно-педагогических работников была разделена с помощью кластерного анализа на три группы: «беспомощные», «средние», «самостоятельные» научно – педагогические сотрудники.
Также с помощью кластерного анализа были определены еще 2 группы: «успешные» и «менее успешные» научно – педагогические сотрудники.
Далее результаты данных были обработаны с помощью таблицы сопряженности χ2
Также существуют определяемые различия между группами испытуемых. Так определяется, что самостоятельные испытуемые являются более успешными, в то время как беспомощные являются менее успешными. Таким образом, χ2 > 4,592 при p < 0,32. Т.е. при более выраженной самостоятельности более выражена успешность деятельности по экспертным оценкам собственной деятельности.
Далее с помощью критерию U – Манна – Уитни сравнивались показатели успешности профессиональной деятельности в группах беспомощных и самостоятельных молодых научно-педагогических сотрудников.
Сравнение групп беспомощных и самостоятельных по показателям успешности научно-педагогической деятельности (по результатам экспертных оценок)
Показатели |
U – Манна – Уитни |
Точная знч (1 сторонняя знач.) |
Гибкость мышления |
10,500 |
,000 |
Контекстность мышления |
26,000 |
,008 |
Гностический компонент |
14,500 |
,000 |
Проектировочно - конструктивный компонент |
26,500 |
,008 |
Самопрезентация |
23,000 |
,004 |
Умение аргументировать свою точку зрения |
13,500 |
,000 |
Умение конструктивно разрешать конфликты |
19,500 |
,002 |
Коммуникативный компонент |
17,500 |
,002 |
Организационный компонент |
26,000 |
,008 |
Умение и готовность развивать профессиональные интересы и склонности студентов |
20,500 |
,002 |
Экспертные оценки (итог) |
16,500 |
,001 |
Были получены данные о том, что имеются различия в компонентах профессиональной деятельности у беспомощных и самостоятельных научно – педагогических сотрудников: гибкость мышления, контекстность мышления, в конструктивном компоненте, т.е. у самостоятельных научно – педагогических сотрудников более развиты функции целеполагания, т.е. умения ставить цели; прогностичность – т.е. способность предвидеть возможные пути решения научных и педагогических задач; структурирование – умение отбирать и композиционно выстраивать содержание научной и педагогической деятельности, конструирование – умение конструировать и переконструировать информацию в соответствии с современными научными достижениями.
Коммуникативный и организационный компонент тоже имеет значимые различия у самостоятельных и беспомощных испытуемых, как по отдельным составляющим, так и в целом. Таким образом, самостоятельные научно – педагогические сотрудники имеют более выраженную успешность в деятельности, также как беспомощные испытуемые оказались менее успешны в своей научно – педагогической деятельности.
В целях выявления мотивационных особенностей молодых научно-педагогических сотрудников были проанализированы средние значения мотивационных показателей в группе более успешных испытуемых с признаками самостоятельности.
Итак, у данной группы испытуемых были выявлены следующие особенности – уровень общей интернальности высокий, что соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять и, следовательно, берут на себя ответственность за свою жизнь в целом.
Также, более высокий показатель по шкале интернальность неудач говорит о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и неудачах.
Также, самостоятельные научно – педагогические сотрудники считают себя, свои действия важным фактором организации собственной производственной деятельности, в частности, в своем продвижении по службе, о чем свидетельствуют показатели по шкале интернальности производственных отношений.
Далее сопоставлялись показатели мотивационной сферы у самостоятельных и беспомощных молодых научно-педагогических сотрудников с помощью критерия U - Мана -Уитни.
Различия самостоятельных и беспомощных научно – педагогических сотрудников по критерию U – Манна – Уитни
Название шкалы |
U – Манна – Уитни |
Точная знч (1 сторонняя знач.) |
Стремление отвержения |
17,500 |
,001 |
Мотивация достижения |
15,000 |
,001 |
Вовлеченность |
4,000 |
,000 |
Контроль |
11,000 |
,000 |
Принятие риска |
2,500 |
,000 |
Исходя из данных по методике «Тест Жизнестойкости» Д.А.Леонтьева, можно сделать вывод о том, что самостоятельные испытуемые являются людьми с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому, беспомощные научно – педагогические сотрудники обнаруживают отсутствие подобной убежденности, что порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни.
Обнаружились значимые различия по методике Реана «Мотивация достижения», т.е. у самостоятельных испытуемых обнаруживается тенденция к достижению успеха, в то время как у беспомощных испытуемых обнаруживается тенденция к избеганию неудачи, стремлению избежать наказания.
Анализируя результаты сравнения средних показателей мотивационного компонента личностной беспомощности - самостоятельности, мы можем сделать вывод о том, что у самостоятельных испытуемых более выражена тенденция стремление к принятию, т.е. стремление к людям, потребность в установлении, сохранении и упрочении добрых отношений с людьми, а беспомощные научно – педагогические сотрудники обнаруживают другую тенденцию страх отвержения или боязнь быть отвергнутым.
Можно сделать вывод о том, что у самостоятельных и беспомощных научно – педагогических сотрудников имеются различия, которые могут определить успешность их деятельности. У самостоятельных испытуемых более развит уровень субъективного контроля, они чувствуют и признают собственную ответственность за происходящее вокруг, за успех собственной деятельности. Также у самостоятельных научно – педагогических сотрудников обнаруживается тенденция к принятию постоянное стремление к людям, и они испытывают удовлетворение от эмоционально положительного общения с другими. Имеют убежденность в том, что борьба может повлиять на результат, а также получают удовольствие от реализуемой деятельности.
Таким образом, данное направление в исследовании особенностей мотивационного компонента молодых научно-педагогических сотрудников поможет восполнить кадровый дефицит в высшей школе. А также результаты таких исследований могут быть использованы при профессиональном отборе и построения адекватной адаптивной системы мотивации труда молодых научно – педагогических сотрудников.
Литература:
1.Брушлинский А.В., Проблемы психологии субъекта [Текст] / А.В. Брушлинский. – М.: ИП РАН. – 1994.- 109 с.
2. Забелина Е.В., Циринг Д.А., Овчинников М.В., Пономарева И.В. Взаимосвязь особенностей мотивационно - ценностной сферы и удовлетворенности работой у аспирантов с различной степенью успешности научно-педагогической деятельности // Психологические исследования.- 2012. - Том 5. - № 25 http://psystudy.ru/index.php/num/2012v5n25/728-zabelina25.html
3. Овчинников, М.В. Теоретическая модель мотивационно – ценностной сферы молодых научно – педагогических работников [Текст] / М.В.Овчинников, Д.А. Циринг, С.А.Репин, Е.В.Забелина // Вестник Южно – уральского государственного университета. Сер. «Образование. Педагогические науки». – 2011.-№12(231)
4. Циринг, Д.А. Психология личностной беспомощности: исследование уровней субъектности. [Текст] / Д.А. Циринг. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 410с.
5. Циринг Д.А. Психология личностной беспомощности [Электронный ресурс] / Психология личностной беспомощности. – Электрон. дан. – режим доступа: http://dibase.ru/article/20092010_tsiringda /3 (3)
6. Циринг Д.А. Структура личностной беспомощности: постановка проблемы // Вестник Южно-Уральского государственного университета.- 2005.-№15 (55). - С. 176-180.