ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК НОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК НОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Для обеспечения высокого уровня квалификации и компетентности молодого специалиста вся система профессионального образования должна непрерывно совершенствоваться. Необходимы новые технологии, позволяющие в процессе обучения усвоить и систематизировать получаемую информацию в том объеме, который предусмотрен планами, программами высшего профессионального образования.

Для решения проблемы систематизации знаний и наилучшего их усвоения служит модульная технология обучения, заключающаяся в разделении информации на единицы – модули, обусловливающие необходимую управляемость, гибкость и динамичность процесса обучения.

Если в традиционной системе обучения главной являлась связь: Госстандарт – учебный план – дисциплина – студент, то в новой системе модуль становится одной из важнейших единиц, регулирующих и программу обучения, и деятельность преподавателей, и сам процесс обучения, и оценку знаний вплоть до получения соответствующей квалификации. В этом заключается актуальность введения новой технологии обучения. Поскольку эта технология является сравнительно новой, хотелось бы упомянуть таких современных исследователей как Н.А. Антропова, Т.Н. Сафонова, занимающихся данной проблематикой.

Модульно-компетентностный подход в высшем профессиональном образовании представляет собой концепцию организации учебного процесса, к которой в качестве цели обучения выступает совокупность профессиональных компетенций обучающегося, в качестве средства ее достижения – модульное построение содержания и структуры профессионального обучения [1].

Цель нашего исследования – раскрыть сущность понятия модульного обучения.

Для реализации этой цели нами были поставлены следующие задачи:

1) раскрыть сущность понятий: модуль и модульная система обучения;

2) рассмотреть этапы модульной системы обучения;

2) выявить преимущества модульного обучения.

Модуль – совокупность частей учебной дисциплины (курса) или учебных дисциплин (курсов), имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения, то есть отвечающая за выработку той или иной компетенции или группы компетенций [2].

Непрерывный процесс обновления техники и технологии в условиях современного производства предъявляет высокие требования к подготовке специалиста. Стержневым показателем уровня квалификации современного специалиста является его профессиональная компетентность. В свою очередь этот термин имеет ряд существенных достоинств. Во-первых, он выражает «знания, умения, навыки» и служит связующим звеном между ее компонентами. Во-вторых, он больше всего подходит для описания реального уровня подготовки специалиста – выпускника профессиональной школы. В-третьих, компетентного специалиста отличает способность среди множества решений выбирать наиболее оптимальное, аргументировано опровергать ложные решения. В-четвертых, компетентность предполагает постоянное обновление знания, владение новой информацией для успешного решения профессиональных задач. Иными словами, «компетентность – это способность к актуальному выполнению деятельности» [4].

Учебный модуль – не только раздел учебной программы, но и выбранная дидактическая система, основное место в которой занимает взаимодействие различных предметов и способов учебной деятельности, обеспечивающих вхождение этого модуля в систему предметного и общего обучения [3].

Модульная образовательная программа – совокупность и последовательность модулей, направленная на овладение определенными компетенциями, необходимыми для присвоения квалификации.

Модульная технология преобразует образовательный процесс так, что учащийся самостоятельно (полностью или частично) обучается по целевой индивидуализированной программе.

При изучении студентами модулей за каждый из них должно начисляться определенное количество кредитов (зачетных единиц). При начислении кредитов за модуль засчитываются: аудиторная нагрузка, самостоятельная работа студента, курсовые работы, подготовка и сдача зачетов и экзаменов, а также практики, научно-исследовательская работа студента, написание выпускной квалификационной работы.

Представить модульную систему обучения можно следующим образом:

Первый этап – определение содержания обучения по любой профессии. Здесь составляются все возможные требования и условия работы к тем, кто будет учиться. Далее все выбранные дисциплины распределяются на модульные блоки.

Второй этап – разработка учебных элементов, которые являются основным дидактическим материалом в модульной системе обучения. Каждый учебный элемент содержит в себе практические умения и навыки или теоретические знания, которые необходимо усвоить.

Третий этап – технологическая подготовка к проведению учебного процесса: материальное обеспечение мест для работы учащихся, создание контрольной учетной документации, изучение инструктором (мастером) всех умений и навыков, которые приведены в конкретном учебном предмете.

На четвертом этапе совершается уже обучение по модульной технологии.

Модульное обучение профессии заключается в последовательном усвоении учеником модульных единиц и модульных элементов.

Особенности модульного обучения заключаются в том, что учащийся самостоятельно может работать с предложенной ему учебной программой, которая содержит в себе целевую программу действий, базы информации и методическое руководство для достижения поставленных дидактических целей.

Следует также выделить некоторые преимущества модульного обучения.

Для обучающегося – это, прежде всего, возможность получения образования с минимальными финансовыми затратами, в удобной форме, в удобное время.

Для обучающего – отсутствие необходимости готовить учебно-методические разработки по каждому курсу, учебнику, программе.

Для учебного заведения – возможность обучения большего количества обучающихся теми же силами преподавателей и на той же учебной базе.

При модульном обучении нет строго заданного срока обучения. Он зависит от уровня подготовки учащегося, его предыдущих знаний и умений. Обучение может прекратиться после овладения любого модуля. Учащийся может выучить один или несколько модулей и получить узкую специализацию или овладеть всеми модулями и получить широкопрофильную профессию.

Таким образом, модульная система обучения дает преподавателю свободу и гибкость в выборе форм и методов обучения, позволяет снизить затраты времени на практическую подготовку, возможность выявить творческие способности студентов, служит систематизации полученных студентами знаний и повышению их качества.

Список использованной литературы:

1. Антропова Н. А., Антропов Р. В.Болонский процесс: история и современность: курс лекций. Чита : ЗИП СибУПК. 2011. С. 103-111

2. Проектирование основных образовательных программ вуза при реализации уровневой подготовки кадров на основе федеральных государственных образовательных стандартов [Электронный ресурс] / Под ред. С. В. Коршунова. М. : МИПК МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2010. – http://www. ispu. ru/ system/files/u2/Proektir.pdf.

3. Сафонова Т.Н. Проектирование и реализация модульной технологии обучения // Труды 5-й международной научно-практической Интернет-конференции «Преподаватель высшей школы в XXI веке». Ростов н/Д : Рост. гос. ун-т путей сообщения. 2007. Сб. 5. Ч.1. С. 394-399

4. Чошанов М.A. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. М. : Народное образование. 1996. 160с.
Просмотров работы: 3714