ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕГОСЯ В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕГОСЯ В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сопровождение – комплексный метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Психолого-педагогическое сопровождение выступает сегодня как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Социально-педагогическое сопровождение – это, во-первых, один из видов социального патронажа как целостной и комплексной системы социальной поддержки и педагогической, психологической помощи, осуществляемой в рамках деятельности социально-психологических и педагогических служб; во-вторых, интегративная технология, сердцевиной которой является создание условий для восстановления потенциала развития и саморазвития семьи и личности и в результате – эффективного выполнения отдельным человеком или семьей своих основных функций; в-третьих, процесс особого рода бытийных отношений между сопровождающим и теми, кто нуждается в помощи1.

Целью социально-педагогического сопровождения детей, находящихся в социально опасном положении (СОП), является формирование у несовершеннолетних позитивных ценностных ориентаций, содействие в овладении социальной компетенцией, создание форм активной действенной социальной помощи конкретному ребенку и его родителям. Модель социально-педагогического сопровождения детей, находящихся в СОП, защите их прав и законных интересов можно представить как последовательность ряда шагов.

Приёмная семья обеспечивает ребёнку, оставшемуся без попечения родителей, первичную социализацию, помогает стать социально-компетентным человеком, обеспечивает защитную функцию; создаёт атмосферу любви, эмоциональной насыщенности и теплоты индивидуальных отношений, тем самым обеспечивая важнейшие условия гармоничного, полноценного эмоционально-психического созревания личности, через семейное общение осуществляется речевое, интеллектуальное и нравственное развитие2.

Эффективное решение задач воспитания и соблюдения прав детей-сирот возможно только при объединении усилий приёмной семьи и других социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и взаимодействие ребёнка, приёмных родителей и социума. Приёмная семья нуждается в сопровождении не только со стороны органов опеки и попечительства, но и со стороны образовательного учреждения, которое посещает ребёнок из приёмной семьи. Деятельность образовательного учреждения посредством социального сопровождения способна охватить все аспекты проблем приёмной семьи с целью обретения семьёй чувства безопасности и защищённости в системе общественных отношений, в освоении способов самостоятельного решения имеющихся жизненных проблем, регулировании отношений с детьми, социумом в целом3.

Успешное сопровождение ребенка с ограниченными возможностями, воспитывающегося в приемной семье будет эффективно при реализации программы сопровождения индивидуально для каждого ребенка. Поэтому для апробации гипотезы исследования мы составили программу опытно-экспериментальной работы, целью которой явилось разработка модели социально-педагогического содействия приемным семьям, имеющих детей с ограниченными возможностями. Программа предлагается для детей с ограниченными возможностями, разных возрастов и различных заболеваний, воспитывающихся в приемных семьях и реализуется в ходе социально-педагогического процесса. В реализации программы участвуют: дети, родители, специалисты различного профиля, социальный педагог.

Программа предполагает проведение мероприятий, направленных на проработку чувства потери; организацию занятий на снижение уровня тревожности и страхов; осуществление комплекса мероприятий, направленных на гармонизацию детско-родительских отношений. Программа включает в себя 3 этапа: I этап - изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, разработка теоретических положений, сотрудничество со специалистами; II этап – разработка гипотезы и программы опытно-экспериментальной работы, начало опытно-экспериментальной работы; III этап – реализация опытно-экспериментальной работы, мониторинг, обобщение, распространение результатов опытно-экспериментальной работы. Ожидаемыми результатами данной программы является улучшение психологического климата в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями; нормализация детско-родительских отношений; снижение уровня тревожности, напряжения у детей с ограниченными возможностями; повышение мотивации к обучению; формирование у детей навыков саморегуляции, самоконтроля, самостоятельности. Это необходимо детям для благоприятной социализации в среде сверстников.

Мероприятия, проводимые в первый месяц сопровождения, нацелены на проработку травмирующей ситуации, целью которых являлось: завершить проживания горя, утраты значимого человека, оказать поддержку; отреагировать эмоции и чувства; помочь ребенку преодолеть страх, возникшей вследствие полученной травмы. Итогом первого месяца сопровождения должно стать нормализация общего эмоционального состояния ребенка.

На втором месяце сопровождения социальному педагогу необходимо обратить внимание на общую обстановку в семье, формированию доверительных отношений между ребенком и родителем. Поэтому важно большее внимание уделить общению в семье. Итогом второго месяца сопровождения должно стать формирование устойчивого, стабильного, благоприятного эмоционального состояния и доверительных отношений в семье.

На третьем месяце сопровождения социальному педагогу необходимо обратить внимание на вовлечение ребёнка в школьную деятельность, формированию адекватных отношений между ребенком и сверстниками, развитию коммуникативных навыков. Поэтому важно большее внимание уделить общению в классе. Итогом третьего месяца сопровождения должно было стать формирование стабильных качеств коммуникативного общения, создание дружеских отношений в среде сверстников.

В период реализации программы в рамках направления «Наедине с собой» были проведены игры на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения, занятие на снятие напряжения и страха, беседа с родителями на тему: «Преодоление личностной тревожности подростков». Занятие, направленное на саморазвитие, формирование жизненных целей, на коррекцию самооценки, занятия на развитие самоанализа, рефлексии, на профилактику конфликтных ситуаций. В рамках направления «Я и семья» были проведены совместные мероприятия по профилактике агрессивного поведения, беседа с приемными родителями, составлены и предоставлены рекомендации по выполнению упражнений по снятию нервного напряжения у детей. Занятие на изменение общего фона семейного общения, на установление доверительных отношений в семье. Даны рекомендации приемному родителю «Как помочь ребенку учиться», «Как помочь ребенку стать самостоятельным», занятие на установление контакта между ребенком и родителем, техника на создание благоприятной атмосферы в семье, индивидуальное упражнение с приемным родителем на снятие эмоционального напряжения. В рамках направления «Я и школа» проведена беседа с приемными родителями «Как помочь ребенку с нарушениями слуха в обучении», игры на развитие навыков учебной деятельности, на вовлечение ребенка в образовательную деятельность. Была реализована программа, направленная на формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме.

После трех месяцев сопровождения детей с ограниченными возможностями, воспитывающихся в приемной семье по итогам диагностики были сделаны следующие выводы: была проработана травмирующая ситуация у детей, снизился уровень тревожности и страха; сформировалась самостоятельность, способность адекватной самооценки, дети подросткового возраста приобрели способность к самоанализу. Также с помощью профилактических мероприятий удалось предотвратить начало проявлений агрессивного поведения. Создалась благоприятная атмосфера в семье, изменился общий фон семейного общения, установились доверительные отношения между детьми и приемными родителями. У приемных родителей снизился уровень эмоционального напряжения. Таким образом, в ходе реализации опытно-экспериментальной работы по социально-педагогическому сопровождению ребенка с ограниченными возможностями, воспитывающегося в приемной семье мы полностью достигли поставленных целей и задач.

Список литературы:

  1. Байер, Е. Приемная семья для детей-сирот [Текст] // Социальная педагогика. – 2009. – №1. – С.123-128.

  2. Безух, С.М. Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей-инвалидов [Текст] / С.М. Безух, С.С. Лебедева. - М.: Инфра-М, 2007. – 280с.

  3. Беляева, М.А., Кузнецов И.Е. Социально-педагогическая работа с семьей ребенка-инвалида [Текст] / М.А. Беляева, И.Е. Кузнецов. – Екатеринбург, 2001. – 260с.

  4. Вильясте, Л., Семья, Г. Мониторинг обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Текст] // Социальная педагогика. – 2007. - №2. – С.31-40.

  5. Маляров Н.В. Социальная защита детства: концептуальные подходы [Текст] / Н.В. Маляров, Н.И. Несмеянова. - М.: Академия, 2003. – 304с.

  6. Мустаева, Ф. А.. Основы социальной педагогики [Текст] / Флюра Мустаева. - М.: Академический проект, 2001. – 192с.

  7. Павленок, П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения [Текст] / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева. – М.: Инфра-М, 2011. – 240с.

1 Мустаева, Ф. А.. Основы социальной педагогики [Текст] / Флюра Мустаева. - М.: Академический проект, 2001. – 192с.

2 Вильясте, Л., Семья, Г. Мониторинг обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Текст] // Социальная педагогика. – 2007. - №2. – С.31-40.

3 Байер, Е. Приемная семья для детей-сирот [Текст] // Социальная педагогика. – 2009. – №1. – С.123-128.

Просмотров работы: 4500