Работа над предлогами включается в работу по формированию словоизменения. Необходимость включения в логопедические занятия упражнений с предложными конструкциями диктуется практическим усвоением более сложных морфологических закономерностей. Поскольку предложные конструкции связаны с основными формами косвенных падежей, рекомендуется знакомство с предлогами проводить на материале словосочетаний и несложных фраз.
Работая над пониманием предлогов, необходимо сначала направить внимание детей на значение «маленьких слов» в словосочетаниях, на различное звучание этих слов в зависимости от их значения:
1. Логопед дает детям «усеченное» задание:
- Положи кружок... стол.
И спрашивает:
- Понятно, как надо выполнить действия? А теперь послушайте ещё раз: «Положи кружок на стол.»
Выделив интонационно и на слух «маленькое слово» на, педагог подчеркивает его значение.
- Что еще можно ставить на стол? Дети, выполняя действия оречевляют их, выделяя предлог на (Я ставлю на полку кубик. Лена кладет на книгу закладку.) В качестве закрепления понимания и употребления данного предлога рекомендуется использовать правильные и неправильные варианты предложения: Таня поставила вазу из стол. Девочка положила шапку за полку.
В соответствии с онтогенетическим принципом сначала отрабатываются предлоги В, НА, ПОД с ярко выраженным конкретным значением, а позднее - предлоги НАД, ИЗ, ОКОЛО, ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ПО и др.
При проведении логопедической работы необходимо уточнить и отдифференцировать различные значения одного и того же предлога.
Так, сначала нужно уточнить понимание и употребление предлога со значением местонахождения (где?), а затем - тот же предлог, но со значением направления действия (куда?).
Каждый предлог сначала отрабатывается отдельно от других предлогов. Значение предлога уточняется с помощью графической схемы, например:
Постепенно задания усложняются: в ряду «маленьких слов» надо выделить, например, слова ПОД или НА. Услышав их в ряду: на, из, под, на, около, между, над, на, - ребенок должен хлопнуть в ладоши.
Затем детям предлагается задание на понимание обобщенного значения предлогов: Книга лежит на столе. А где ещё может лежать книга? ( На стуле, на окне, на полке и т.д.)
Работа над предлогом проводится в двух направлениях: над уточнением его конкретного значения и над падежной формой существительного, с которым он употребляется.
Рекомендуя различные методические приемы работы над грамматическими формами, можно выделить следующее:
1.Закончить предложение, поставив пропущенное слово в нужной грамматической форме.
2. Составить предложение, употребляя разные грамматические конструкции: а) по вопросам; б) по демонстрации действия; в) по опорным словам;
Первоначально предлог отрабатывается с существительным только одного склонения, постепенно включаются существительные других склонений. Так, например, предлог В со значением направления действия (винительный падеж) сначала используется с существительными 2-го склонения, затем 3-го, имеющими нулевое окончание в этом падеже (кладет в стол, в шкаф, в ящик, в тетрадь). Впоследствии этот же предлог отрабатывается с существительными 1-го склонения (кладёт в книгу, в машину, в сумку, в парту).
Употребление предложно-падежных конструкций целесообразно давать в приглагольных словосочетаниях, так как от характера глагола зависят значения предлога и падежная форма существительного. Например: лежит (где?) в портфеле, кладет (куда?) в портфель.
Особенно это важно в конструкциях, обозначающих направление действия. В связи с этим необходимо проводить работу по уточнению соответствия в употреблении глагольной приставки и предлога. Можно использовать задания по добавлению предлога к падежной флексии существительного в словосочетаниях с глаголом: влетела... (клетка), вылетела... (клетка), подлетела... (клетка), отлетела... (клетка). Осознанное употребление предложных конструкций помогает вырабатывать у детей языковое чутьё и явление переноса.
Список литературы
1. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 1990.
2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) - Спб, 1999.
3. Соколова Н.В. Обучение детей с ФФН и ОНР навыку употребления предложно-падежных форм. // Дефектология. №1. !999
4. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит.- СПб, 1997.
5. Ткаченко Т.А. В первый класс - без дефектов речи. - СПб, 1999.