ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ОБОРОТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЁРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ОБОРОТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЁРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Стертая дизартрия - речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга [4].

В работах Г.Г. Гутцмана, О.В. Правдиной, Л.В. Мелеховой, О.А. Стертая форма дизартрии чаще всего диагностируется после пяти лет[1,4].

У детей дошкольного возраста со стертой дизартрией выявляются следующие симптомы: дети моторно неловки, ограничен объем активных движений, мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках, тудности при переключении движений;поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф, плохо держат карандаш, руки бывают напряжены или наоборот тонус снижен; наличие патологической симптоматики со стороны органов артикуляциолнного аппарата (некоторая спастичность, паретичность мышц, нарушение точности, плавности, переключаемости движений, трудности в удержании артикуляционной позы, гиперсаливация и т.д.); со стороны звукопроизношения наблюдаются смешение, искажение звуков, замена и отсутствие звуков, а так же имеет место нарушения и просодической стороны [1] .

Р.И.Лалаевой выявлена ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, вербальные парафазии, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря. Ассоциации у детей с речевой патологией в большей степени, чем у детей с нормальным речевым развитием, носят немотивированный, случайный характер[3] .

Н.В. Серебрякова выявила особенности лексики дошкольников со стёртой дизартрией: ограниченность объема словаря, особенно предикативного; большое количество замен по семантическому признаку, указывающих на несформированность семантических полей, на недостаточность выделения дифференциальных признаков значений слов; незнание или неточное употребление многих общеупотребительных слов, обозначающих зрительно сходные предметы, части предметов, части тела; замены семантически близких слов; замена словообразовательными неологизмами; замена однокоренными словами и словами, сходными по артикуляции; большая степень немотивированности ассоциаций [3].

Л.В. Лопатина отметила несформированность большинства компонентов функциональной речевой системы, многих языковых процессов: бедность словаря и трудности актуализации его в экспрессивной речи; редко употребляющие слова заменяются другими; ошибочно используются слова обобщающего значения. Неадекватное использование антонимических средств языка обусловлено недостаточностью осознания парадигматических связей и отношений. В языковой продукции распространены модели антонимических пар, в основе которых лежит элемент отрицания. Дети плохо понимают и практически не используют в речи фразеологические обороты [4].

Несформированность грамматического строя речи у детей со стертой дизартрией характеризуется вариативностью симптоматики от незначительного отставания формирования морфологической и синтаксической системы языка до выраженного аграмматизма в экспрессивной речи. Основным механизмом несформированности грамматического строя речи у детей со стертой дизартрией является нарушение дифференциации фонем, что вызывает трудности различения форм слова из-за нечеткого кинестетического образа слова и особенно окончаний. Поэтому страдает морфологическая система языка, формирование которой тесно связано с противопоставлением окончаний по их звуковому составу [3].

При обследовании старших дошкольников на констатирующем этапе нашего эксперимента 20% показали средний уровень овладения лексико-грамматическим строем речи, 80% -низкий уровень (диаграмма 1). Характерными ошибками для детей со стёртой дизартрией: замена названия предмета названием действия; замена слов близких по значению; испытывали затруднения при объяснении значений слов, при подборе антонимов, трудности в назывании действий; обобщающие понятия у детей данной группы сформированы частично; дети не могли верно назвать и показать части предмета, фразеологические обороты практически не понимали.

Коррекционно-развивающие занятия проводились по системе, передложенной В.Н. Ерёминой, с использованием фразеологических оборотов [2].

Работа велась по трём этапам.

I этап – ознакомительный.

Главным на этом этапе – выяснение значения фразеологизмов, «перевод» их на понятный детям язык. Мы знакомили детей с рассказами-миниатюрами, в которые были включены фраземы. Рассказы иллюстрировали специально подготовленными рисунками, отражающими буквальное значение фразеологизмов.

II этап транировочный. Для него характерны упражнения, направленные на обогащение речи фразеологизмами. Например, «Доскажи словечко», загадки-шутки «Что это?» и т.д.

III этап – закрепительный.

Он включает упражнения на формирование умения конструировать высказывания, включающие фразеологизмы. На этом этапе в работе с детьми нам помогала, например, настольная игра «Лото», на карточках которой были изображены разные предметы: яблоко, ведро, рыба, медведь и т.п. Детям предлагалось припомнить фраземы, связанные с яблоком (яблоку негде упасть), ведром (льёт как из ведра) и т.д. Разучивали с детьми диалоги, текст которых включал фразеологизмы.

Благодатным материалом, развивающим образное мышление, переосмысление значения слов и осознание их переносного значения, является использование загадок, пословиц, сказок.

После проведения коррекционной работы у детей экспериментальной группы значительно повысился уровень развития лексическо-грамматического строя речи: 80 % испытуемых достигли среднего уровня развития лексико-грамматического строя речи, 20 % остались на низком уровне (диаграмма №2), дети стали понимать смысл фразеологизмов, что по-нашему мнению, объясняется употреблением данных единиц в часто повторяющихся ситуациях общения.

Диаграмма №1

 

высокий уровень

высокий уровень

 

Диаграмма №2

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Архипова Е.Ф. Стёртая дизартрия. – М.: Астрель, 2007 г.

  2. Ерёмина В.Н. Формирование коннотативного компонента лексического значения у детей с общим недоразвитием речи. – М., 2003.

  3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб., 1999.

  4. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.Н. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. - СПб.: Образование, 1994.

Просмотров работы: 2993