НАРУШЕНИЕ ИНТОННАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С СИНДРОМОМ ДИЗАРТРИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

НАРУШЕНИЕ ИНТОННАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С СИНДРОМОМ ДИЗАРТРИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Синдром дизартрия характеризуется нарушениями звукопроизношения и просодической стороны речи, которые обусловлены наличием неврологической микросимптоматики. В основе нарушения при этом расстройстве могут лежать легкие остаточные нарушения иннервации артикуляционного, голосового, дыхательного аппарата, которые выявляются только при углубленном неврологическом исследовании. В речевой симптоматике, помимо нарушения звукопроизношения и фонематического слуха, наблюдаются просодические нарушения: речь монотонна, маловыразительна, тембр чаще низкий, голос тихий, темп речи замедленный или ускоренный [1] .

Л.В. Лопатина отмечает, что фонетическая сторона речи представляет собой тесное взаимодействие основных ее компонентов: звукопроизношение и просодики. Разнообразные фонетические средства оформления высказывания (темп, ритм, ударение, интонация) тесным образом взаимодействуют, определяя как смысловое содержание, так и отношение говорящего к содержанию. У детей с синдромом дизартрия нарушения просодики влияют на разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи [3].

Многие исследователи структуры дефекта при синдроме дизартрия указывают на стабильные нарушения интонационной выразительности речи, процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения. При этом наиболее сохранной является имитация вопросительной и повествовательной интонации. Восприятие и самостоятельное воспроизведение интонационной структуры, предполагающее в данном случае слухопризносительную дифференциацию повествовательной и вопросительной интонации, вызывают значительные трудности у детей. При этом более нарушенным оказывается процесс слуховой дифференциации интонационных структур, чем процесс их самостоятельной реализации. Общим для детей является нарушение просодической стороны речи, что является диагностическим критерием при дифференциации дизартрии и дислалии[2]. Страдает так же голос: он либо тихий, либо чрезмерно громкий; не удаются модуляции по высоте, силе голоса (ребенок не может по подражанию произносить звуки высоким и низким голосом, имитируя голос животных). Нарушается тембр речи и появляется иногда назальный оттенок. Темп речи чаще ускорен. У части детей на фоне грудного регистра появляется фальцет, вдох с придыханием, с поднятием плеч; в основном отмечается верхнегрудное (верхнеключичное) дыхание; ослаблен речевой выдох. У некоторых детей речевой выдох укорочен и они говорят на вдохе - в этом случае речь становится захлебывающейся. Речь детей невыразительная, дикция нечеткая. При рассказывании стихотворная речь ребенка монотонна, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает. Наблюдаются нарушения формирования интонационной структуры предложения, при этом более нарушенным является процесс слуховой дифференциации интонационных структур, чем процесс самостоятельной реализации [3].

Экспериментальное исследование, с целью выявить уровень сформированности интонационной стороны речи у старших дошкольников с синдромом дизартрия, проводилось в апреле 2011г. на базе МДОУ Оленинский д/с №4 «Теремок». На основе изучения документации логопеда, медработника (речевые карты, медицинские карты, логопедические характеристики, заключение невропатолога) ДОУ была сформирована экспериментальная группа детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с синдромом дизартрия. Экспериментальная группа состояла из 6 человек.

Для проведения обследования были использованы пробы, предложенные О.И.Лазаренко [2], Е. Ф. Архиповой [1]. Диагностика проводилось по следующим направлениям: обследование восприятия тембра голоса у старших дошкольников с синдромом дизартрия; обследование воспроизведения тембра голоса у старших дошкольников с синдромом дизартрия; обследование восприятия и воспроизведения темпа речи детьми старшего дошкольного возраста с синдромом дизартрия; обследование мелодики речи детей старшего дошкольного возраста с синдромом дизартрия; обследование модуляции голоса по высоте и силе[1],[2].

Анализ результатов показал следующее. При обследовании восприятия тембра речи 6 детей, что составляет 100% , показали средний результат. Результат обследования интонационной выразительности речи (диаграмма №1). Дети допускали ошибки в определении тембра речи. В ходе дальнейшей работы ошибки исправляли самостоятельно.

Диаграмма№1 Восприятие тембра речи

При обследовании воспроизведения тембра речи 6 детей, что составляет 100%, показали средний результат. Результат обследования (диаграмма №2). Дети затруднялись в точном воспроизведении тембра голоса. Тембр голоса чаще всего монотонный. Изменения окраски голоса отсутствуют.

Диаграмма№2 Воспроизведение тембра речи

При обследовании восприятия и воспроизведения темпа речи 4-ребёнка, что составляет 67%, показали средний результат. Темп речи ускоренный. Медленный темп речи заменяют тихим звучанием. 2-е детей, что составляет, 33%, показали низкий результат( диаграмма №3). Дети не могут самостоятельно определить темп речи. Затрудняются в использовании заданного темпа произношения. Путают быстрый темп речи с громким звучанием, а медленный с тихим звучанием. Задания выполнялись при неоднократной повторной инструкции и активной помощью взрослого.

Диаграмма№3 Воспроизведение и воспроизведение темпа речи

При обследовании восприятия и воспроизведения высоты голоса 6 детей, что составляет 100%, показали средний результат. Результат обследования ( диаграмма№4). Высоту голоса дети воспринимают хорошо. При воспроизведении высокого звучания голоса заменяют его на громкий. Затрудняются в произвольном переключении низкого звучания голоса на высокое. Не могут осуществлять плавных переходов от одного типа звучания к другому. Требовалась активная помощь взрослого

Диаграмма№4 Воспроизведение и воспроизведение высоты

голоса

При обследовании восприятия и воспроизведении силы голоса 5 детей, что составляет 83%, показали средний результат. Результат обследования (диаграмма №5). Силу голоса воспринимают не достаточно хорошо. Используют только среднюю силу голоса, застревают на том варианте громкости, с которого начиналось произнесение. Наблюдается резкий неплавный переход от одного варианта звучания к другому. 1 ребёнок, что составляет 17%, показал низкий результат. Изменения силы голоса не воспринимает. Наблюдается полное отсутствие изменения силы голоса. Задания выполнялись при неоднократной повторной инструкции и с активной помощью взрослого.

Диаграмма№5 Воспроизведение и воспроизведение силы голоса

Таким образом, в результате обследования интонационной стороны речи у старших дошкольников с синдромом дизартрия, мы выяснили, что: тембр голоса у детей с синдромом дизартрия чаще всего монотонный. Изменения окраски голоса отсутствуют. Темп речи ускоренный. Дети, не могут самостоятельно определить темп речи. Затрудняются в использовании заданного темпа произношения. Путают быстрый темп речи с громким звучанием, а медленный с тихим звучанием. Высоту голоса дети воспринимают хорошо. При воспроизведении высокого звучания голоса заменяют его на громкий. Затрудняются в произвольном переключении низкого звучания голоса на высокое. Не могут осуществлять плавных переходов от одного типа звучания к другому. Силу голоса воспринимают не достаточно хорошо. Используют только среднюю силу голоса, застревают на том варианте громкости, с которого начиналось произнесение. Наблюдается резкий неплавный переход от одного вида звучания к другому. А так же может быть полное отсутствие изменения силы голоса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  •  
    1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. М.: Астрель, 2007.

2.Лазаренко О.И., Диагностика и коррекция выразительности речь детей. – М.: Владос, 2009.

3.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.Н. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. - СПб.: Образование, 1994.

4.Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М.: Просвещение, 1989.

Просмотров работы: 4473