ВЛИЯНИЕ УПРАЖНЕНИЙ КООРДИНАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА УМСТВЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ВЛИЯНИЕ УПРАЖНЕНИЙ КООРДИНАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА УМСТВЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Ванюшин С.В., Жуков Р.С., Шаньшина Г.А.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Важным условием, определяющим эффективность учебного процесса, является высокий уровень умственной и физической работоспособности школьников, а также их учебно-трудовая активность. Высокий уровень умственной и физической работоспособности в процессе учебной деятельности обусловливается многими внешними и внутренними факторами. Среди них большую роль играет правильная организация учебного труда школьников, включающая в себя, как обязательный элемент, занятия физической культурой и спортом. Воспитательно-образовательный процесс в современной школе выдвигает целый ряд чрезвычайно важных задач перед родителями, воспитателями, учителями, особенно актуальны эти задачи в начальной школе. Научные исследования и практический опыт большого количества учителей убедительно показали, что успешно учиться могут лишь здоровые дети, а здоровые дети это гармонически развитые дети.

Гармоническое развитие личности подразумевает умственное и физическое развитие в тесной взаимосвязи и единстве. Именно на такое развитие, как цель образовательного процесса в образовательных учреждениях, указывается во всех программных документах современного образования.

Изменение содержания образования, введение новых и дополнительных предметов, вызванные реформированием образовательной системы, привело к значительному повышению интенсификации учебного процесса. В то же время существующая организация образовательного процесса учащихся, основанная на преобладании статических нагрузок обусловило искусственное сокращению двигательной активности школьников.

Исследования отечественных и зарубежных авторов свидетельствуют о том, что низкая двигательная активность и длительная статическая нагрузка приводит к нарушению функций: сердечнососудистой, дыхательной, зрительной систем, возникновению ожирения, снижению умственной работоспособности, нарушению осанки учащихся.

По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей и подростков Российской Федерации 53% школьников имеют ослабленное здоровье, каждый третий учащийся испытывает затруднения в обучении, в связи с нервно-психическими заболеваниями.

Целенаправленная физическая тренировка является эффективным средством снятия утомления, повышения умственной работоспособности и сохранения ее устойчивости в сложных условиях. Проблема влияния физических упражнений на интеллектуальную деятельность имеет большое значение при исследовании особенностей познавательной деятельности школьников.

Урок является первоосновной единицей в структуре образовательного процесса. Именно на уроке, в том числе и на уроке физической культуры, дети получают организованное педагогическое воздействие, направленное на формирование знаний, умений, навыков. При этом необходимо отметить, что наиболее слабым звеном физического воспитания в структуре работы общеобразовательной школы, является организация физического воспитания учащихся младшего школьного возраста.

Обуславливается такое положение следующими моментами:

- чрезвычайно слабой материально-спортивной базой. В большинстве случаев имеющийся спортивный зал учащиеся начальной школы не могут использовать из-за его перегруженности, (школы учатся в две, а то и в три смены). В связи с этим уроки физической культуры с учащимися начальной школы проводятся в малоприспособленных, а чаще и вовсе не приспособленных помещениях: пристройках, коридорах и т. д. Практически отсутствует спортивный инвентарь и оборудование, учитывающий психофизиологические особенности учащихся начальной школы.

- неудовлетворительным кадровым обеспечением, лишь 42% преподавателей физического воспитания, работающих с учащимися начальной школы, имеют среднее специальное и высшее образование. Но даже среди специалистов со средним и высшим специальным образованием отмечается слабое знание методики проведения и организации уроков физического воспитания.

Традиционная методика организации и проведения уроков физической культуры не отличается ни большой интенсивностью, ни значительным объемом выполняемой работы. В принципе традиционные уроки физической культуры сводятся к обучению разделов учебной программы по физическому воспитанию и получению оценки за выполнение изученных упражнений.

Тренировочная направленность занятий прекрасно зарекомендовал себя в образовательных учреждениях с углубленным изучением физической культуры (школы интернаты спортивного профиля, специализированные спортивные классы и т. д.).

Таким образом, в сфере школьного образования имеет место проблема, обусловленная с одной стороны интенсификацией учебного процесса, что повлекло за собой значительные отклонения в состоянии здоровья учащихся. С другой стороны малая эффективность уроков физической культуры назначение, которой не только в приобретении учащимися знаний, умений и навыков физической культуры, но и в развитии личности младших школьников.

Особый интерес в этом плане представляют образовательные учреждения, в которых физическая культура занимает доминирующие позиции в образовательно-воспитательном процессе – школы интернаты спортивного профиля, специализированные классы со спортивной направленностью и т. д.

В теории и практике физического воспитания и спортивной тренировки вопрос о развитии двигательных качеств исследован и разработан достаточно подробно.

В общей психологии и психологии детей младшего школьного возраста вопрос умственной работоспособности так же рассматривался достаточно часто.

Несмотря на все вышеизложенное, проблема влияния упражнений координационной направленности на умственную работоспособность учащихся исследована не в должной мере, о чём свидетельствует незначительное количество работ по данной тематике. Поиск решения имеющейся проблемы представляет собой актуальную значимость. Исходя из выше изложенного, тема нашего исследования сформулирована следующим образом: «Оптимизация умственной работоспособности младших школьников посредством упражнений координационной направленности».

Объект исследования: оптимизация умственной работоспособности младших школьников в процессе физического воспитания.

Предмет исследования: влияние упражнений координационной направленности на умственную работоспособность младших школьников.

Целью исследования является: определение влияния упражнений координационной направленности на умственную работоспособность младших школьников.

Учитывая имеющуюся проблему и выбранную тему исследования, нами выдвинута гипотеза: предполагается, что акцентированное внимание на развитие координационных способностей учащихся младших школьников в процессе физического воспитания на уроках физической культуры окажет существенное воздействие на умственную работоспособность учащихся.

Принимая во внимание избранную тему исследования, выдвинутую гипотезу и цель ставятся следующие задачи исследования: определить состояние вопроса о взаимосвязи использования упражнений координационной направленности и умственной работоспособности учащихся в образовательном процессе современной школы; экспериментально обосновать воздействие упражнений координационной направленности на умственную работоспособность младших школьников.

В нашем исследовании мы предприняли попытку проследить за изменением показателей умственной работоспособности младших школьников под влиянием занятий с акцентированным использованием упражнений координационной направленности. Для исследования были поставлены задачи: выявить показатели умственной работоспособности у школьников; изучить влияние упражнений координационной направленности на устойчивость рассматриваемых психофизических качеств. Методы исследования: анализ и обобщение данных научно-методической литературы; педагогические наблюдения; педагогический эксперимент; тестирования; методы математической статистики.

Педагогический эксперимент был проведен на базе МОУ СОШ №84 г. Кемерово (при активном участии учителей физической культуры, классных руководителей и психолога школы). В исследовании участвовали школьники младших классов 10-11 лет в составе 20 человек, каждая группа состояла из 10 учащихся (5 девочек и 5 мальчиков в каждой). В контрольную группу входили учащиеся, не занимающиеся в спортивных секциях какой либо направленности, а в экспериментальную – ребята, занимающиеся в спортивной секции по баскетболу. Основная направленность секционных занятий была посвящена акцентированному использованию упражнений координационной направленности.

На первом этапе исследования (сентябрь) проводились тесты, оценивающие показатели умственной работоспособности участников эксперимента. На заключительном этапе педагогического эксперимента (май) проводились повторные тестирования, все результаты обрабатывались с помощью методов математической статистики (табл. 1-5).

Развитие двигательных качеств и на их основе совершенствование уровня физической подготовленности детей, занимающихся активной двигательной деятельностью, отечественными и зарубежными исследователями рассматриваются уже более ста лет. Большинство работ этого направления посвящено развитию двигательных качеств, взрослых и юных спортсменов (В. Н. Платонов 1986, Л. П. Семёнов 1988, Н. Г. Озолин 1988, Ю. В. Менхин 1989 и др.)

Значительно позже стал проявляться интерес к проблеме развития двигательных качеств и уровню физической подготовленности детей с пониженной двигательной активностью – учащимся массовой общеобразовательной школы (В. И. Лях. 1996, 1998, А. М. Шлемин, С. А. Баранцев, В. П. Береуцин 1993 и др.)

Как показал анализ доступной методической и научной литературы исследования развития двигательных качеств детей с различным уровнем двигательной активности исследован далеко не в полной мере и требует дальнейшего исследования и изучения.

На первом этапе исследования на основании результатов теста «Таблицы Шульца», с помощью которого производилась оценка распределения и устойчивости внимания, можно сделать вывод, что и девочки и мальчики экспериментальной группы превзошли показатели контрольной как на начальном, так и на итоговом этапах, однако статистически значимое преимущество зафиксировано только в подгруппах девочек (ро0,05

ро>0,05

 

Таблица 2

Результаты теста «Бусы» для оценки устойчивости и объема внимания (время, с)

Девочки

ро

Мальчики

ро

Контрольная

группа

Экспериментальная группа

 

Контрольная группа

Экспериментальная группа

 

На начальном этапе педагогического эксперимента

24,53

23,13

>0,05

25,87

20,73

0,05

22,47

18,13

0,05

ро>0,05

 

ро>0,05

ро>0,05

 

Таблица 3

Результаты теста «Назови цифры» для оценки кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности воспроизведения (среднее количество ошибок)

Девочки

ро

Мальчики

ро

Контрольная

группа

Экспериментальная группа

 

Контрольная группа

Экспериментальная группа

 

На начальном этапе педагогического эксперимента

2,4

2,2

>0,05

3,2

2,4

0,05

2,2

1,6

0,05

ро

Просмотров работы: 2627