ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ФУТБОЛИСТОВ 15-17 ЛЕТ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ФУТБОЛИСТОВ 15-17 ЛЕТ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современный уровень классического футбола на большом поле требует нового подхода к построению физической подготовки юных спортсменов-футболистов.

Недостаток научных разработок по вопросам построения методик физической подготовки юных футболистов косвенно указывает на то, что Российский футбол теряет свои приоритеты на мировой спортивной арене.

Необходимость совершенствования процесса физической подготовки юных футболистов диктуется изменениями в технико-тактическом стиле игры. Методика физической подготовки футболистов имеет специфический характер по отношению к другим видам спорта, где основную долю подготовки несут такие качества, как скоростно-силовая выносливость и быстрота реакции на движущийся объект (мяч, игрок). Особенности совершенствования этих качеств, требуют нового взвешенного подхода в учебно-тренировочном процессе. Специальное воздействие физических упражнений на организм человека с целью содействия развитию определенных качеств должно быть согласовано с естественным ходом возрастного развития организма. Чаще всего воздействие с целью активного влияния на развитие тех или иных качеств должно совпадать с периодом, когда в организме развиваются те его стороны, от которых зависит данное качество. Спортивная тренировка обеспечивает усиленный рост физической работоспособности, а по мере повышения тренированности организма соответственно возрастает работоспособность.

В последние годы в системе управления подготовкой спортсменов всё большее распространение получило моделирование различных сторон спортивной подготовки, повышения спортивного мастерства, методов тренировки. В методологии моделирования, применительно к системе подготовки юных спортсменов, особое значение приобретает учёт особенности возрастной динамики развития физических качеств.

Объект нашего исследования - физические качества спортсменов.

Предмет - особенности развития физических качеств юных футболистов и школьников, не занимающихся спортом 15-17 лет.

Цель работы - изучение особенностей развития физических качеств у футболистов 15-17 лет.

Для этого нами были поставлены следующие задачи:

1. На основе анализа и обобщения данных научно-методической литературы изучить возрастные особенности развития физических качеств у юных футболистов 15-17 лет.

2. По результатам тестирований выявить возрастные особенности развития физических качеств у футболистов и школьников 15-17 лет.

Рабочая гипотеза - мы предполагали, что систематические занятия юношей спортом, в частности футболом, приводят к более высокому уровню развития физических качеств у юных футболистов по сравнению со школьниками, не занимающимися спортом 15-17 лет.

Методы исследования:

• теоретический анализ литературных источников

• педагогическое тестирование

• методы математической обработки полученных данных

Исследование мы проводили на базе СДЮШОР по футболу г. Кемерово и общеобразовательной школы № 40.

На первом этапе исследования изучались литературные источники по данной теме. Затем проводилось педагогическое тестирование с участием двух исследуемых групп:

1 группа - 9 человек футболистов СДЮШОР по футболу г. Кемерово.

2 группа - 15 школьников, не занимающихся спортом (школа № 40 г. Кемерово).

Возраст исследуемых групп 15-17 лет. Для определения уровня развития физических качеств были отобраны следующие упражнения:

1. бег 30 метров (с высокого старта) (с)

2. челночный бег 3 х 10 метров (с)

3. прыжки в длину с места (см)

4. 6-минутный бег (м)

5. наклон вперёд из положения сидя (см)

6. подтягивания на перекладине (кол-во раз).

Данные упражнения позволили выявить уровень проявления двигательных способностей, таких как: скоростные, координационные, скоростно-силовые, силовые, выносливость и гибкость.

Срезы с применением метода контрольных упражнений мы проводили 3 раза, в апреле месяце на протяжении трех лет (2010-2012 гг.).

В ходе проведения исследования нами были получены данные, которые приведены в таблицах, для удобства мы поместили их в приложении нашей работы, а так же на рис. 1-6.

Рассмотрим обобщенные результаты педагогического тестирования физических качеств за три года (2010-2012 гг.).

• Скоростные способности (без 30 метров)

У школьников результат в данном тесте ухудшился, средний результат в 2009 году был 5,3 с, а в 2012 году - 5,5 с. У футболистов средний результат улучшился и стал равен 4,1 с (2010 году - 4,2 с). Прослеживается улучшение скоростных способностей у школьников, не занимающихся спортом в 2011 году, а в 2012 году значительное ухудшение. У футболистов скоростные способности незначительно повысились. По сравнению полученных нами данных с контрольными нормативами школьной программы (Таблица №1) результат школьников находится на среднем уровне, а результат футболистов превышает высокий уровень развития скоростных способностей. Группы по развитию скоростных способностей существенно отличаются друг от друга (табл. 8-10, рис. 1). Однако достоверные статистические различия средних арифметических зафиксированы в возрасте 16 и 17 лет (Ро‹0,05).

• Координационные способности (челночный бег)

У школьников и у футболистов за два года результаты в данном тесте улучшились, в среднем у школьников - на 0,1 с, а у футболистов - на 0,2 с. Видно незначительное улучшение уровня развития координационных способностей у школьников и стабилизация у футболистов. По данным литературных источников развитие координационных способностей завершается в основном до 15 лет. Уровень развития координационных способностей у школьников средний, а у футболистов превышает высокий уровень. Группы по развитию координационных способностей существенно отличаются друг от друга (табл. 8-10, рис. 2) (Ро‹0,05).

• Выносливость (6-минутный бег)

У школьников средний результат улучшился на 8 метров, у футболистов на 9 метров. Видно значительное увеличение среднего результата школьников в 2011 году. Затем небольшое снижение в 2012 году. У футболистов отмечен равномерный рост результатов. В возрасте 15-17 лет выносливость продолжает прогрессивно развиваться. У школьников выявлен средний уровень развития выносливости, а у футболистов - превышает высокий уровень. Группы по развитию выносливости существенно отличаются друг от друга (табл. 8-10, рис. 4) (Ро‹0,01-0,001).

• Гибкость (наклон вперёд из положения сидя)

И у школьников, и у футболистов результаты не изменились. По данным литературных источников увеличение показателей гибкости наблюдаются до 13-14 лет. Проведённые исследования подтверждают данные литературных источников. Степень развития гибкости и у школьников, и у футболистов находятся на среднем уровне. Результаты несущественно отличаются друг от друга (табл. 8-10, рис. 5) (Ро‹0,05).

• Скоростно-силовые качества (прыжок в длину с места)

У школьников и у футболистов результаты в данном тесте улучшились. У школьников средний результат в 2010 году был 192 см, а в 2011 году - 193 см. У футболистов же исходный средний показатель был 213 см, а в 2012 году средний результат стал 216 см.

Прослеживается равномерный рост среднего результата у футболистов. У школьников значительный прирост результата отмечен в 2010 году, а в 2012 году очевидно небольшое снижение. Скоростно-силовые качества продолжают развиваться и у школьников, и у футболистов. У школьников средний уровень развития скоростно-силовых качеств, у футболистов - превышает средний уровень. Группы по развитию скоростно-силовых качеств отличаются друг от друга, однако эти отличия не носят статистически надежный характер (табл. 8-10, рис. 3) (Ро›0,05).

• Силовые способности (подтягивание на перекладине)

У школьников средний результат в тесте в 2010 году был равен 10, а в 2012 - 11 раз. У футболистов в 2010 году средний результат 18 раз, в 2012 году - 21 раз. По данным литературных источников наибольший прирост силы наблюдается в среднем и старшем школьном возрасте. Проведённые исследования подтверждают данные литературных источников. Прослеживается равномерный прирост силы и у школьников и у футболистов. Уровень развития силы у школьников средний, у футболистов превышает средний уровень. Результаты существенно отличаются друг от друга (табл. 8-10, рис. 5) (Ро‹0,0001).

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что физические качества развиваются гетерохронно. К 15-17 годам заканчивается развитие гибкости и координации. В незначительной степени продолжает развиваться скорость. И в большей степени развиваются силовые способности, скоростно-силовые качества и выносливость.

Развитие физических качеств футболистов и школьников, не занимающихся спортом 15-17 лет существенно отличаются друг от друга. Полученные данные показали, что результаты футболистов превышают средний статистический уровень физической подготовленности, кроме показателей гибкости (средний уровень), а результаты школьников, не занимающихся спортом, находятся на среднем уровне.

Полученные результаты подтверждают данные литературных источников о том, что физические качества развиваются гетерохронно. К 15-17 годам заканчивается развитие гибкости и координационных способностей. В незначительной степени продолжают развиваться скоростные способности и в большей степени - силовые, скоростно-силовые качества и выносливость.

Рис. 1. Динамика показателей в тесте «бег на 30 метров»

Рис. 2. Динамика показателей в тесте «челночный бег 4х30 метров»

Рис. 3. Динамика показателей в тесте «прыжок в длину с места»

Рис. 4. Динамика показателей в тесте «шестиминутный бег»

Рис. 5. Динамика показателей в тесте «наклон вперед из положения сидя»

Рис. 6. Динамика показателей в тесте «подтягивание на перекладине

Просмотров работы: 5796