СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ ПРЫГУНОВ В ВЫСОТУ В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ ПРЫГУНОВ В ВЫСОТУ В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Многолетней систематической подготовке квалифицированных спортсменов придается исключительное значение. Она может быть успешно осуществлена лишь при тщательном учете уровня подготовленности спортсмена, специфики избранного вида спорта, особенностей развития физических качеств, формирования двигательных навыков, умений и других факторов (В.Б. Попов, 2002).

Для достижения эффективности тренировочного процесса необходимо четко и конкретно планировать подготовку прыгунов в высоту. Планирование включает установление целей, задач и определение основных показателей: спортивных результатов, контрольных нормативов, основных тренировочных и соревновательных нагрузок и восстановительных мероприятий. При составлении планов тренер должен учитывать: календарь спортивных соревнований, условия организации и проведения учебно-тренировочного процесса на местах, централизированную форму подготовки, комплекс восстановительных и культурно-массовых мероприятий.

Объект исследования. Учебно-тренировочный процесс подготовки квалифицированных прыгунов в высоту.

Предмет исследования. Планирование подготовки прыгунов в высоту в годичном цикле.

Цель исследования. Совершенствование условий планирования подготовки прыгунов в высоту в годичном цикле.

Гипотеза исследования. Предполагается, что сравнение данных, полученных в ходе анкетирования тренеров-преподавателей готовящих прыгунов в высоту (квалификация - 1 спортивный разряд и выше) и данных анализа литературы, позволят определить наиболее эффективную методику планирования подготовки данного контингента в годичном цикле тренировки.

Задачи исследования:

1) Изучить по данным литературных источников проблему планирования подготовки прыгунов в высоту.

2) Определить наиболее эффективную методику планирования подготовки квалифицированных прыгунов в годичном цикле.

3) Выявить наиболее используемые методы психической регуляции и средства восстановления работоспособности прыгунов в высоту.

Исследование проходило в несколько этапов. На первом этапе проводился анализ литературных источников по проблеме планирования подготовки спортсменов. Рассматривались общие основы планирования в спорте, многолетнее, годовое, оперативное планирование подготовки легкоатлетов и, в частности, прыгунов в высоту различной квалификации. На основании анализа литературы были определены объект и предмет исследования, разработана гипотеза исследования, поставлена цель и выдвинуты ряд задач для ее решения.

На втором этапе исследования была разработаны вопросы для анкетирования тренеров-преподавателей, занимающихся с прыгунами в высоту 1 спортивного разряда и выше. В анкетировании приняли участие 8 тренеров, работающих в ДЮСШ. Из них 4 тренера высшей категории со стажем работы более 20 лет и 4 молодых тренера со стажем работы 5 лет. Проводился анализ документов годичного планирования и журналов групп.

На третьем этапе исследования были разработаны вопросы анкеты для определения методов регуляции психического состояния прыгунов в высоту в процессе соревновательной деятельности, а также вопросы анкеты, определяющие наиболее применяемые средства восстановления квалифицированных прыгунов в высоту. В исследовании приняли участие 10 спортсменов (из них 3 женщины, 7 мужчин), занимающиеся прыжками в высоту и имеющих следующую спортивную квалификацию: МС – 2 человек, КМС – 5 человек, 1 разряд – 3 человека. Возраст спортсменов: 1 человек – 23 года, 2ч. – 20лет, 4ч. – 18лет, 2ч. – 17 лет, 1ч – 16 лет. Стаж занятий спортом варьирует от 3 лет до 10 лет.

На заключительном этапе исследования обрабатывались данные, полученные в ходе анкетирования, и анализировалась динамика результатов в прыжках в высоту прыгунов в годичном цикле. На основании анализа результатов были сделаны выводы.

Анкетирование проводилось среди тренеров разного стажа работы по подготовке прыгунов в высоту в годичном цикле. Всего в исследовании приняло участие 8 тренеров, из них 4 тренера высшей категории, мастера спорта международного класса и со стажем более 20 лет, и 4 молодых тренера со званиями мастера спорта и стажем не менее 5 лет.

Анкета включала 16 вопросов. Все вопросы анкеты были систематизированы в 2 блока.

В 1 блок вошли вопросы о структуре построения тренировочного процесса в годичном цикле, формах занятий, планирования специальной физической подготовки, распределение нагрузки в микроцикле и микроцикле тренировки, по развитию двигательных качеств, по самостоятельной работе.

Во второй блок были объединены вопросы о планировании предсоревновательной подготовки, в которую включались психологическая подготовка и развитие волевых качеств у прыгунов, планирование форм контроля и учета в подготовке прыгунов.

На вопрос: «Какого варианта планирования вы придерживаетесь в построении круглогодичной тренировки?», все 100% опрошенных придерживаются одного большого цикла в году.

На вопрос: «Какие формы занятий вы применяете», 75% тренеров считают, что с прыгунами надо заниматься индивидуально, и 25% за групповые занятия с учениками.

На вопрос: «Какова примерная продолжительность основных тренировочных занятий?», мнения у тренеров разошлись, как в длительности тренировочных занятий в подготовительном, так и в соревновательном периоде. 25% тренеров считают, что в подготовительном периоде тренировки занятия должны проходить не менее 3 часов, 25% считают, что не более 2 часов и 50% тренеров считают, что в подготовительном периоде тренировки должны проходить не менее 4 часов, но с большими интервалами между упражнениями. Все тренеры считают, что наименьшая нагрузка в отдельных тренировках наблюдается на тренировочных сборах за счет увеличения количества тренировочных занятий, где созданы все условия для этого.

На вопрос: «Развиваете ли вы у своих учеников специальную выносливость», то мнения у тренеров разделились- 50% высказались за развитие ее в подготовительном периоде и 50% в соревновательном.

На вопрос: «Считаете ли вы нужным за 24 часа до соревнований делать разминку», 50% тренеров высказались, что за сутки до соревнований надо делать разминку, 25% - тренироваться с уменьшенной нагрузкой и 25% тренеров остановились на отдыхе.

На вопрос: «Какие изменения вы вносите в структуру построения тренировки на этапе непосредственной предсоревновательной подготовки», то изменения вносятся в построение микроцикла с учетом предстоящих соревнований. За это высказалось 50% тренеров и за проведение тренировки с согласованием суточного режима со временем предстоящего старта 50%

На вопрос: «Считаете ли вы нужным развивать гибкость у прыгунов в высоту», все тренеры согласились, что упражнения на гибкость следует выполнять на каждом тренировочном занятии (100%).

На вопрос: «Какие средства вы применяете для развития быстроты движений?», 50% тренеров используют спринтерский бег и 50% бег с гандикапом.

На вопрос: «Применяете ли вы в подготовке упражнения с отягощениями на поясе?», все 100% уверенны, что упражнения с отягощениями на поясе эффективно развивают мышечную силу в сочетании с быстротой ее проявления, и способствуют повышению мобилизационной готовности спортсмена.

На вопрос: «Даете ли вы задания ученикам для самостоятельного выполнения в свободное время», 50% тренеров дают задания по физической подготовке, 25% - по технической подготовке и 25% вообще не дают задания - предпочитая отдых.

На вопрос: «Какие формы контроля за подготовленностью учеников вы используете?», единое мнение тренеров за использование контроля за подготовленностью учеников 100% сводится к периодическому применению контрольных упражнений с подключением врачебного контроля.

На вопрос: «Применяете ли вы в переходном периоде активный или пассивный отдых», 75% тренеров считают, что отдых должен быть активным и 25% что тренировки должны проходить по программе подготовительного периода.

На вопрос: «Осуществляете ли вы воспитание волевых качеств у своих учеников», то 50% тренеров старшего поколения убеждены, что воспитание воли происходит путем участия во многих соревнованиях, и 25% считают, что надо проводить тренировки в условиях сходных с предстоящими соревнованиями и остальные 25% считают, что воспитание волевых качеств происходит в более трудных условиях, чем в соревнованиях.

На вопрос: «Как вы считаете, из каких факторов складывается психологическая готовность прыгуна», 50% тренеров с большим стажем работы, придерживаются мнения, что при подготовке в годичном цикле большое внимание уделяется концентрации внимания на отдельных элементах прыжка. Более молодые тренеры с меньшем стажем работы - 50% придерживаются мнения, что при подготовке не малую роль уделяют эмоциональному подъему.

На вопрос: «Какой ход динамики результатов вы считаете наилучшим на этапе непосредственной предсоревновательной подготовки», 50% тренеров старшего поколения за то чтобы результаты надо поддерживать равномерно на одном уровне, а молодые тренеры за то чтобы надо постепенно и равномерно повышать результаты - 50%.

В ходе исследования была проанализирована динамика результатов в прыжке в высоту по годам у спортсменов, занимающихся у опытных тренеров (группа А) и молодых тренеров (группа Б) (таблица 1).

Таблица 1

Динамика средних результатов прыжков в высоту

Группы

Средние результаты в прыжке в высоту (M±m)

Возраст, лет

13

14

15

16

17

18

А

140±9,70

157,5±3,12

176,25±4,28

181,25±2,42

192,5±2,42

191,25±4,64

Б

134±2,98

157,5±5,42

170±2,46

181,25±4,17

192,5±2,04

191,25±2,42

Все

136,8±9,88

156,8±3,95

173,1±5,92

185,3±1,97

194±1,97

196,25±3,95

В возрасте 14 лет спортсмены, тренирующиеся у молодых тренеров (группа Б) прибавили в результате 23 см. относительно личного результата, показанного в 13-летнем возрасте. Прирост за год в группе А (прыгуны, занимающиеся у опытных тренеров) был меньше – 17см.. К 15-ти годам прыгуны группы А прибавили – 18,75см, а в группе Б – 12,5см. И, наконец, в более старшем возрасте 17-18лет, прирост результатов был самым минимальным за год как у опытных, так и у молодых тренеров и составил 5,75см и 1,25см соответственно.

Следует отметить, что на возраст 15 лет приходится выполнение 2 спортивного разряда спортсменами обеих групп. Прыгуны, занимающиеся как у опытных, так и у молодых тренеров достигают норматива 1 спортивного разряда в возрасте 17 лет.

По данным литературных источников (Н.Г. Озолин, В.И. Воронкин, Ю.Н. Примаков, 1989 г.) спортивный результат 1 разряда должен достигаться к концу этапа начальной подготовки в 15 лет. Отмечается более позднее достижение результата в среднем на 1-2 года.

Результаты прыгунов в высоту, занимающихся у опытных и молодых тренеров имеет похожую плавную динамику, без резких скачков (рисунок 1). Такая динамика, на наш взгляд, отражает правильно построенный тренировочный процесс.

В исследовании приняли участие 10 спортсменов (из них 3 женщины, 7 мужчин), занимающиеся прыжками в высоту и имеющих следующую спортивную квалификацию: МС – 2 человек, КМС – 5 человек, 1 разряд – 3 человека. Возраст спортсменов: 1 человек – 23 года, 2ч. – 20лет, 4ч. – 18лет, 2ч. – 17 лет, 1ч – 16 лет. Стаж занятий спортом варьирует от 3 лет до 10 лет.

При ответе на вопросы анкеты были выявлены наиболее широко применяемые средства восстановления.

Рис. 1. Динамика результатов у прыгунов-высотников первого спортивного разряда

Все 100% респондентов в независимости от возраста, стажа тренировочных занятий и квалификации используют баню, душ, ванны, ручной массаж и самомассаж, плавание, правильное питание, фармакологические препараты, активный и пассивный отдых, переключение на другой вид деятельности, что составило 50% от всех средств восстановления предложенных в анкете. Из фармакологических препаратов в основном используют витамины (в поликомплексах и инъекциях), спортивные напитки (как правило, энергетические), адаптогены: препараты женьшеня, лимонника китайского, радиолы розовой, элеутерококка; аминокислоты.

Следующим по значимости оказалось использование сеансов мануальной терапии – 70% ответов, причем эту процедуру выбрали спортсмены высоких разрядов. Инфракрасное и ультрафиолетовое облучение выбрали 30% респондентов, все 3 спортсменки, участвовавшие в опросе, которые помимо этого воздействия посещают солярий.

Такие средства восстановления, как вибромассаж, световые и тепловые процедуры (кварц), специальные дыхательные упражнения и внушение не были отмечены вовсе – 16,7% от общего количества средств восстановления.

Ряд спортсменов (30%) указали, что используют музыку как восстановительное средство в процессе тренировочных занятий.

Отвечая на вопросы анкеты о методах психорегуляции 100% испытуемых выбрали: беседы с тренером до и после соревнований; самоубеждение и использование ритуалов до и во время соревнований. 50% прыгунов в высоту используют внушение тренера перед соревнованиями. Аутогенная и идеомоторная тренировки используют 10% спортсменов, причем аутогенную тренировку используют до и после соревнований, а идеомоторную – до и во время соревнований. Как большинство спортсменов прыгуны в высоту являются суеверными людьми, до и во время соревнований они используют ритуалы: ношение счастливых талисманов (50%), таких как мягкие игрушки, в основном женщины, и счастливой спортивной формы (90%), мужчины (20%) – не бреются во время соревнований.

Такие методы психорегуляции, как внушение психолога, гипноз, электросон, дыхательные упражнения не выбрал никто из испытуемых.

Психофармакологические средства регуляции состояния прыгунов в высоту используют все спортсмены. Было достаточно сложно определить к какой из пяти групп относятся те или иные препараты, так как прыгуны применяют их в виде биологически активных добавок (например «Гинкго билоба»). Наиболее применяемыми явились адаптогены – применяют 100% испытуемых до, во время и после соревнований. Адаптогены с преобладанием успокаивающих свойств, таких как препараты женьшеня и элеутеррокока, используют после соревнований – 40% прыгунов, а адаптогены с выраженными стимулирующими свойствами (препараты китайского лимонника, левзеи, родиолы розовой) используют до и во время соревнований – 70% испытуемых. Психостимуляторы спортсмены используют осторожно, так как во многих из них присутствуют субстанции которые на допингконтроле определяются как запрещенные (джинотропин), поэтому их применяют – 20% прыгунов когда на соревнованиях нет допингконтроля. Наиболее распространенными психостимуляторами являются препараты, содержащие кофеин, их используют 100% высотников, в основном это энергосодержащие напитки. Ноотропы применяют 50% испытуемых в тренировочном процессе в качестве оптимизации к умственной деятельности и повышения адаптации к длительным психическим нагрузкам. Такие психофармакологические средства, как транквилизаторы и антидепрессанты не указал никто из испытуемых.

Таким образом, прыгуны в высоту используют до соревнований следующие методы психорегуляции: беседа с тренером – 100% и внушение тренера – 50%; аутогенная тренировка – 10%, самоубеждение – 100%, использование ритуалов – 100%, идеомоторная тренировка – 10%. Из психофармакологических препаратов до соревнований используются адаптогены со стимулирующим эффектом – 70% испытуемых.

Во время соревнований используются: самоубеждение -100%, использование ритуалов – 100%, идеомоторная тренировка – 10%, использование психостимуляторов и адаптогенов стимулирующего характера – 60%. После соревнований прыгуны в высоту используют: беседа с тренером – 100%, аутогенная тренировка – 10%.

Просмотров работы: 2854