Для достижения эффективности тренировочного процесса необходимо четко и конкретно планировать подготовку прыгунов в высоту. Планирование включает установление целей, задач и определение основных показателей: спортивных результатов, контрольных нормативов, основных тренировочных и соревновательных нагрузок и восстановительных мероприятий. При составлении планов тренер должен учитывать: календарь спортивных соревнований, условия организации и проведения учебно-тренировочного процесса на местах, централизированную форму подготовки, комплекс восстановительных и культурно-массовых мероприятий.
Объект исследования. Учебно-тренировочный процесс подготовки квалифицированных прыгунов в высоту.
Предмет исследования. Планирование подготовки прыгунов в высоту в годичном цикле.
Цель исследования. Совершенствование условий планирования подготовки прыгунов в высоту в годичном цикле.
Гипотеза исследования. Предполагается, что сравнение данных, полученных в ходе анкетирования тренеров-преподавателей готовящих прыгунов в высоту (квалификация - 1 спортивный разряд и выше) и данных анализа литературы, позволят определить наиболее эффективную методику планирования подготовки данного контингента в годичном цикле тренировки.
Задачи исследования:
1) Изучить по данным литературных источников проблему планирования подготовки прыгунов в высоту.
2) Определить наиболее эффективную методику планирования подготовки квалифицированных прыгунов в годичном цикле.
3) Выявить наиболее используемые методы психической регуляции и средства восстановления работоспособности прыгунов в высоту.
Исследование проходило в несколько этапов. На первом этапе проводился анализ литературных источников по проблеме планирования подготовки спортсменов. Рассматривались общие основы планирования в спорте, многолетнее, годовое, оперативное планирование подготовки легкоатлетов и, в частности, прыгунов в высоту различной квалификации. На основании анализа литературы были определены объект и предмет исследования, разработана гипотеза исследования, поставлена цель и выдвинуты ряд задач для ее решения.
На втором этапе исследования была разработаны вопросы для анкетирования тренеров-преподавателей, занимающихся с прыгунами в высоту 1 спортивного разряда и выше. В анкетировании приняли участие 8 тренеров, работающих в ДЮСШ. Из них 4 тренера высшей категории со стажем работы более 20 лет и 4 молодых тренера со стажем работы 5 лет. Проводился анализ документов годичного планирования и журналов групп.
На третьем этапе исследования были разработаны вопросы анкеты для определения методов регуляции психического состояния прыгунов в высоту в процессе соревновательной деятельности, а также вопросы анкеты, определяющие наиболее применяемые средства восстановления квалифицированных прыгунов в высоту. В исследовании приняли участие 10 спортсменов (из них 3 женщины, 7 мужчин), занимающиеся прыжками в высоту и имеющих следующую спортивную квалификацию: МС – 2 человек, КМС – 5 человек, 1 разряд – 3 человека. Возраст спортсменов: 1 человек – 23 года, 2ч. – 20лет, 4ч. – 18лет, 2ч. – 17 лет, 1ч – 16 лет. Стаж занятий спортом варьирует от 3 лет до 10 лет.
На заключительном этапе исследования обрабатывались данные, полученные в ходе анкетирования, и анализировалась динамика результатов в прыжках в высоту прыгунов в годичном цикле. На основании анализа результатов были сделаны выводы.
Анкетирование проводилось среди тренеров разного стажа работы по подготовке прыгунов в высоту в годичном цикле. Всего в исследовании приняло участие 8 тренеров, из них 4 тренера высшей категории, мастера спорта международного класса и со стажем более 20 лет, и 4 молодых тренера со званиями мастера спорта и стажем не менее 5 лет.
Анкета включала 16 вопросов. Все вопросы анкеты были систематизированы в 2 блока.
В 1 блок вошли вопросы о структуре построения тренировочного процесса в годичном цикле, формах занятий, планирования специальной физической подготовки, распределение нагрузки в микроцикле и микроцикле тренировки, по развитию двигательных качеств, по самостоятельной работе.
Во второй блок были объединены вопросы о планировании предсоревновательной подготовки, в которую включались психологическая подготовка и развитие волевых качеств у прыгунов, планирование форм контроля и учета в подготовке прыгунов.
На вопрос: «Какого варианта планирования вы придерживаетесь в построении круглогодичной тренировки?», все 100% опрошенных придерживаются одного большого цикла в году.
На вопрос: «Какие формы занятий вы применяете», 75% тренеров считают, что с прыгунами надо заниматься индивидуально, и 25% за групповые занятия с учениками.
На вопрос: «Какова примерная продолжительность основных тренировочных занятий?», мнения у тренеров разошлись, как в длительности тренировочных занятий в подготовительном, так и в соревновательном периоде. 25% тренеров считают, что в подготовительном периоде тренировки занятия должны проходить не менее 3 часов, 25% считают, что не более 2 часов и 50% тренеров считают, что в подготовительном периоде тренировки должны проходить не менее 4 часов, но с большими интервалами между упражнениями. Все тренеры считают, что наименьшая нагрузка в отдельных тренировках наблюдается на тренировочных сборах за счет увеличения количества тренировочных занятий, где созданы все условия для этого.
На вопрос: «Развиваете ли вы у своих учеников специальную выносливость», то мнения у тренеров разделились- 50% высказались за развитие ее в подготовительном периоде и 50% в соревновательном.
На вопрос: «Считаете ли вы нужным за 24 часа до соревнований делать разминку», 50% тренеров высказались, что за сутки до соревнований надо делать разминку, 25% - тренироваться с уменьшенной нагрузкой и 25% тренеров остановились на отдыхе.
На вопрос: «Какие изменения вы вносите в структуру построения тренировки на этапе непосредственной предсоревновательной подготовки», то изменения вносятся в построение микроцикла с учетом предстоящих соревнований. За это высказалось 50% тренеров и за проведение тренировки с согласованием суточного режима со временем предстоящего старта 50%
На вопрос: «Считаете ли вы нужным развивать гибкость у прыгунов в высоту», все тренеры согласились, что упражнения на гибкость следует выполнять на каждом тренировочном занятии (100%).
На вопрос: «Какие средства вы применяете для развития быстроты движений?», 50% тренеров используют спринтерский бег и 50% бег с гандикапом.
На вопрос: «Применяете ли вы в подготовке упражнения с отягощениями на поясе?», все 100% уверенны, что упражнения с отягощениями на поясе эффективно развивают мышечную силу в сочетании с быстротой ее проявления, и способствуют повышению мобилизационной готовности спортсмена.
На вопрос: «Даете ли вы задания ученикам для самостоятельного выполнения в свободное время», 50% тренеров дают задания по физической подготовке, 25% - по технической подготовке и 25% вообще не дают задания - предпочитая отдых.
На вопрос: «Какие формы контроля за подготовленностью учеников вы используете?», единое мнение тренеров за использование контроля за подготовленностью учеников 100% сводится к периодическому применению контрольных упражнений с подключением врачебного контроля.
На вопрос: «Применяете ли вы в переходном периоде активный или пассивный отдых», 75% тренеров считают, что отдых должен быть активным и 25% что тренировки должны проходить по программе подготовительного периода.
На вопрос: «Осуществляете ли вы воспитание волевых качеств у своих учеников», то 50% тренеров старшего поколения убеждены, что воспитание воли происходит путем участия во многих соревнованиях, и 25% считают, что надо проводить тренировки в условиях сходных с предстоящими соревнованиями и остальные 25% считают, что воспитание волевых качеств происходит в более трудных условиях, чем в соревнованиях.
На вопрос: «Как вы считаете, из каких факторов складывается психологическая готовность прыгуна», 50% тренеров с большим стажем работы, придерживаются мнения, что при подготовке в годичном цикле большое внимание уделяется концентрации внимания на отдельных элементах прыжка. Более молодые тренеры с меньшем стажем работы - 50% придерживаются мнения, что при подготовке не малую роль уделяют эмоциональному подъему.
На вопрос: «Какой ход динамики результатов вы считаете наилучшим на этапе непосредственной предсоревновательной подготовки», 50% тренеров старшего поколения за то чтобы результаты надо поддерживать равномерно на одном уровне, а молодые тренеры за то чтобы надо постепенно и равномерно повышать результаты - 50%.
В ходе исследования была проанализирована динамика результатов в прыжке в высоту по годам у спортсменов, занимающихся у опытных тренеров (группа А) и молодых тренеров (группа Б) (таблица 1).
Таблица 1
Динамика средних результатов прыжков в высоту
Группы |
Средние результаты в прыжке в высоту (M±m) |
|||||
Возраст, лет |
||||||
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
|
А |
140±9,70 |
157,5±3,12 |
176,25±4,28 |
181,25±2,42 |
192,5±2,42 |
191,25±4,64 |
Б |
134±2,98 |
157,5±5,42 |
170±2,46 |
181,25±4,17 |
192,5±2,04 |
191,25±2,42 |
Все |
136,8±9,88 |
156,8±3,95 |
173,1±5,92 |
185,3±1,97 |
194±1,97 |
196,25±3,95 |
Следует отметить, что на возраст 15 лет приходится выполнение 2 спортивного разряда спортсменами обеих групп. Прыгуны, занимающиеся как у опытных, так и у молодых тренеров достигают норматива 1 спортивного разряда в возрасте 17 лет.
По данным литературных источников (Н.Г. Озолин, В.И. Воронкин, Ю.Н. Примаков, 1989 г.) спортивный результат 1 разряда должен достигаться к концу этапа начальной подготовки в 15 лет. Отмечается более позднее достижение результата в среднем на 1-2 года.
Результаты прыгунов в высоту, занимающихся у опытных и молодых тренеров имеет похожую плавную динамику, без резких скачков (рисунок 1). Такая динамика, на наш взгляд, отражает правильно построенный тренировочный процесс.
В исследовании приняли участие 10 спортсменов (из них 3 женщины, 7 мужчин), занимающиеся прыжками в высоту и имеющих следующую спортивную квалификацию: МС – 2 человек, КМС – 5 человек, 1 разряд – 3 человека. Возраст спортсменов: 1 человек – 23 года, 2ч. – 20лет, 4ч. – 18лет, 2ч. – 17 лет, 1ч – 16 лет. Стаж занятий спортом варьирует от 3 лет до 10 лет.
При ответе на вопросы анкеты были выявлены наиболее широко применяемые средства восстановления.
Рис. 1. Динамика результатов у прыгунов-высотников первого спортивного разряда
Все 100% респондентов в независимости от возраста, стажа тренировочных занятий и квалификации используют баню, душ, ванны, ручной массаж и самомассаж, плавание, правильное питание, фармакологические препараты, активный и пассивный отдых, переключение на другой вид деятельности, что составило 50% от всех средств восстановления предложенных в анкете. Из фармакологических препаратов в основном используют витамины (в поликомплексах и инъекциях), спортивные напитки (как правило, энергетические), адаптогены: препараты женьшеня, лимонника китайского, радиолы розовой, элеутерококка; аминокислоты.
Следующим по значимости оказалось использование сеансов мануальной терапии – 70% ответов, причем эту процедуру выбрали спортсмены высоких разрядов. Инфракрасное и ультрафиолетовое облучение выбрали 30% респондентов, все 3 спортсменки, участвовавшие в опросе, которые помимо этого воздействия посещают солярий.
Такие средства восстановления, как вибромассаж, световые и тепловые процедуры (кварц), специальные дыхательные упражнения и внушение не были отмечены вовсе – 16,7% от общего количества средств восстановления.
Ряд спортсменов (30%) указали, что используют музыку как восстановительное средство в процессе тренировочных занятий.
Отвечая на вопросы анкеты о методах психорегуляции 100% испытуемых выбрали: беседы с тренером до и после соревнований; самоубеждение и использование ритуалов до и во время соревнований. 50% прыгунов в высоту используют внушение тренера перед соревнованиями. Аутогенная и идеомоторная тренировки используют 10% спортсменов, причем аутогенную тренировку используют до и после соревнований, а идеомоторную – до и во время соревнований. Как большинство спортсменов прыгуны в высоту являются суеверными людьми, до и во время соревнований они используют ритуалы: ношение счастливых талисманов (50%), таких как мягкие игрушки, в основном женщины, и счастливой спортивной формы (90%), мужчины (20%) – не бреются во время соревнований.
Такие методы психорегуляции, как внушение психолога, гипноз, электросон, дыхательные упражнения не выбрал никто из испытуемых.
Психофармакологические средства регуляции состояния прыгунов в высоту используют все спортсмены. Было достаточно сложно определить к какой из пяти групп относятся те или иные препараты, так как прыгуны применяют их в виде биологически активных добавок (например «Гинкго билоба»). Наиболее применяемыми явились адаптогены – применяют 100% испытуемых до, во время и после соревнований. Адаптогены с преобладанием успокаивающих свойств, таких как препараты женьшеня и элеутеррокока, используют после соревнований – 40% прыгунов, а адаптогены с выраженными стимулирующими свойствами (препараты китайского лимонника, левзеи, родиолы розовой) используют до и во время соревнований – 70% испытуемых. Психостимуляторы спортсмены используют осторожно, так как во многих из них присутствуют субстанции которые на допингконтроле определяются как запрещенные (джинотропин), поэтому их применяют – 20% прыгунов когда на соревнованиях нет допингконтроля. Наиболее распространенными психостимуляторами являются препараты, содержащие кофеин, их используют 100% высотников, в основном это энергосодержащие напитки. Ноотропы применяют 50% испытуемых в тренировочном процессе в качестве оптимизации к умственной деятельности и повышения адаптации к длительным психическим нагрузкам. Такие психофармакологические средства, как транквилизаторы и антидепрессанты не указал никто из испытуемых.
Таким образом, прыгуны в высоту используют до соревнований следующие методы психорегуляции: беседа с тренером – 100% и внушение тренера – 50%; аутогенная тренировка – 10%, самоубеждение – 100%, использование ритуалов – 100%, идеомоторная тренировка – 10%. Из психофармакологических препаратов до соревнований используются адаптогены со стимулирующим эффектом – 70% испытуемых.
Во время соревнований используются: самоубеждение -100%, использование ритуалов – 100%, идеомоторная тренировка – 10%, использование психостимуляторов и адаптогенов стимулирующего характера – 60%. После соревнований прыгуны в высоту используют: беседа с тренером – 100%, аутогенная тренировка – 10%.