МЕТОДИКА СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ПОДРОСТКОВ 14-15 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПАУЭРЛИФТИНГОМ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

МЕТОДИКА СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ПОДРОСТКОВ 14-15 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПАУЭРЛИФТИНГОМ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность данного исследования заключается в недостаточном и разноречивых рекомендациях по методике силовой подготовки подростков. Особенно это важно при силовой подготовке подростков, специализирующихся в пауэрлифтинге, так как у них ещё не полностью сформированы функциональные системы и опорно-двигательный аппарат, а специфика вида предполагает акцент на воспитании максимальной силы.

Проблема исследования заключается в решении противоречия между необходимостью использования силовых упражнений и отсутствием конкретных методических рекомендаций по составлению тренировочных комплексов для развития силовых качеств у подростков 14-15 лет.

Объект исследования – физическая подготовка подростков.

Предмет исследования - методика силовой подготовки подростков 14-15 лет, занимающихся пауэрлифтингом.

Цель исследования разработать и экспериментально проверить методику силовой подготовки подростков 14-15 лет, занимающихся пауэрлифтингом.

Гипотеза исследования - предполагается, что использование в силовой подготовке подростков методики, построенной на комплексном сочетании изометрического и повторного методов, будет более результативным для развития силовых качеств, чем использование только метода повторных усилий.

Для достижения цели были сформулированы следующие задачи исследования: на основе анализа и обобщения данных научно-методической литературы выявить возрастные особенности построения занятий силовыми упражнениями лиц подросткового возраста; осуществить экспериментальную проверку методики силовой подготовки подростков 14-15 лет, занимающихся пауэрлифтингом, построенной на комплексном сочетании изометрического и повторного методов; разработать практические рекомендации по повышению результативности занятий с отягощениями подростков 14-15 лет.

Для решения поставленных в работе задач были использованы следующие методы исследования: анализ научно-методических литературных источников, тестирование двигательных способностей, - антропометрия, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

В общей и специальной подготовке юных лыжников-гонщиков 13-14 лет необходимо учитывать как итоговые, так и промежуточные контрольные нормативы, с помощью которых определяется специальная подготовленность юных спортсменов.

Для решения первой задачи, поставленной в работе использовался метод анализа и обобщения литературных источников, затрагивающих различные аспекты рассматриваемой проблемы: развитие силовых качеств в процессе занятий пауэрлифтингом, анатомо-физиологические особенности подросткового возраста. Подробно изучалось влияние физических упражнений, в том числе силовых на организм подростка.

При исследовании уровня развития силовых способностей подростков 14-15 лет, специализирующихся в силовом троеборье применялся метод педагогического тестирования.

Анализируя физическое развитие, особое внимание обращалось на изменения в процессе спортивной подготовки роста, веса и окружности грудной клетки. Для этого проводились контрольные измерения этих показателей. Также антропометрия включила в себя замеры обхватов талии, бедра и рук занимающихся. В табл. 1 приведены результаты первых антропометрических исследований занимающихся. Помимо этого учитывалась степень полового созревания подростков, которая в наших условиях определялась на основании развития вторичных половых признаков по так называемой "половой формуле". Проведенные исследования показали, что подростки одного и того же возраста значительно отличаются по биологической зрелости друг от друга.

В первые три месяца тренировок были фактически выявлены лишь исходные показатели физического состояния спортсменов. Основной формой оценки физической подготовленности юных спортсменов является исследование их индивидуальных особенностей, спортивных задатков, двигательных и функциональных возможностей организма при выполнении различных по тренирующему воздействию нагрузок (силового, скоростно-силового характера и в плане общей выносливости). Тестирование двигательных способностей включало в себя следующие контрольные упражнения: жим штанги, лежа на горизонтальной скамье - показатель максимальной силы больших грудных мышц, трехглавых мышц плеча (трицепсов) и дельтовидных (передние пучки); подтягивание на перекладине в висе - показатель силовой выносливости мышц верхнего плечевого пояса, мышц средней части спины, двуглавых плеча; подъем туловища из положения лежа за 30 секунд - показатель силовой выносливости мышц брюшного пресса, прыжок в длину с места - показатель взрывной силы мышц ног; удержание в висе на согнутых руках - показатель силовой выносливости рук; удержание «угла» в висе - показатель силовой выносливости мышц брюшного пресса и мышц ног.

Методы математической статистики применялись для обработки полученных результатов оценки антропометрических показателей и показателей развития силовых способностей подростков 14-15 лет, занимающихся силовым троеборьем, в частности с помощью программы MS Excel рассчитывались значения средних арифметических, стандартных отклонений, границ доверительных интервалов на основе критических значений t-критерий Стьюдента.

В тестировании приняли участие подростки 14-15 лет, имеющих стаж организованных занятий в атлетическом зале не более двух месяцев, всего 12 человек.

Предварительное обследование занимающихся включало в себя тестирование двигательных способностей и измерение некоторых антропометрических данных. Тестирование двигательных способностей включало в себя следующие контрольные упражнения: жим штанги лежа на горизонтальной скамье - показатель максимальной силы больших грудных мышц, трехглавых мышц плеча (трицепсов) и дельтовидных (передние пучки); подтягивание на перекладине в висе - показатель силовой выносливости мышц верхнего плечевого пояса, мышц средней части спины, двуглавых плеча; подъем туловища из положения лежа за 30 секунд - показатель силовой выносливости мышц брюшного пресса, прыжок в длину с места - показатель взрывной силы мышц ног; удержание в висе на согнутых руках - показатель силовой выносливости рук; удержание «угла» в висе - показатель силовой выносливости мышц брюшного пресса и мышц ног. Антропометрия включала в себя замеры обхватов грудной клетки, талии, бедра и рук у занимающихся в обеих группах.

В педагогическом эксперименте приняли участие подростки 14-15 лет, имеющие стаж организованных занятий в атлетическом зале не более двух месяцев. В эксперименте приняли участие 12 человек, из них шесть составили контрольную группу и шесть экспериментальную группу. Предварительное и итоговое обследование занимающихся в обеих группах включало в себя идентичные тестирования двигательных способностей и измерения антропометрических данных.

Основными отличиями в методике занятий контрольной и экспериментальной групп было следующее: в экспериментальной группе в качестве средств силовой подготовки использовались упражнения со свободными отягощениями и с собственным весом, выполняемые в изометрическом режиме. Методика занятий в экспериментальной группе группе была разработана нами.

Комплекс упражнений специальной силовой подготовки для занимающихся контрольной группы включал в себя упражнения со свободными отягощениями и весом тела занимающихся, выполняемые в динамическом режиме. Подбор упражнений в обеих группах осуществлялся по принципу «анатомического атласа» т. е. упражнения подбирались таким образом, чтобы на отдельном тренировочном занятии были охвачены все основные группы мышц. Данный принцип рекомендуется начинающим атлета ведущими специалистами (Д. Уайдер, 1994; В. В. Ягодин, 1995).

Заключительный этап формирующего эксперимента включал в себя итоговое обследование указанных выше показателей у занимающихся обеих

групп. Результаты итогового тестирования обрабатывались с целью определения достоверности различий. Достоверными считались различия на 5% уровне значимости.

На первом этапе исследования анализу и обобщению подверглись литературные источники, затрагивающие различные аспекты рассматриваемой проблемы: развитие силовых качеств в процессе занятий атлетической гимнастикой, анатомо-физиологические особенности подросткового возраста. Подробно исследовалось влияние силовых упражнений на организм подростка.

На втором этапе исследования была предпринята попытка изучить исходный уровень антропометрических показателей и показателей развития силовых способностей юных спортсменов-пауэрлифтеров 14-15 лет.

Полученные результаты предварительного тестирования позволили нам сформировать контрольную и экспериментальную группы для дальнейшего проведения педагогического эксперимента по выявлению эффективности различных методик силовой подготовки подростков 14-15 лет, специализирующихся в силовом троеборье. Анализ статистических параметров исходных данных контрольной и экспериментальной групп показывает отсутствие надежных статистически значимых различий средних арифметических значений всех тестируемых показателей.

Таким образом, полученные результаты предварительного тестирования позволяют нам говорить о том, что сформированные контрольная и экспериментальная группы практически идентичны по антропометрическим показателям и уровню силовой подготовленности, что необходимо для дальнейшего проведения педагогического эксперимента по выявлению эффективности различных методик силовой подготовки подростков 14-15 лет, специализирующихся в силовом троеборье (рис. 1-10).

Как показывают данные, полученные в результате проведения педагогического эксперимента, достоверных приростов результатов показателей антропометрии, по окончании формирующего эксперимента не зафиксировано (ро˃0,05) (рис. 1-5). В то же время средние значения экспериментальной группы оказались выше в показателях массы тела, окружности бедра и плеча (рис. 1, 4, 5). Хотя мы не ставили задачу в ходе эксперимента увеличения гипертрофии мышц у подростков, т. к. в этом возрасте эта задача решается одной из последних.

Средние значения контрольной группы превзошли экспериментальную в показателях окружности грудной клетки и талии, однако все указанные различия антропометрических показателей не имеют достоверного характера.

Как показывают результаты педагогического эксперимента, прироста результатов по окончании формирующего эксперимента, достоверные различия в пользу занимающихся экспериментальной группы обнаружены в трех контрольных упражнениях из пяти: жим штанги лежа, подтягивания на перекладине, удержание угла (ро˂0,05-0,01) (рис. 6, 7, 10).

Так, в упражнении «удержание угла в висе» прирост результатов в экспериментальной группе составил 4,6 с, против 1,2 с в контрольной. Это мы объясняем использованием изометрических упражнений, направленных на повышение максимальной силы и силовой выносливости мышц спины, живота и сгибателей рук (ро˂0,05) (рис. 10).

Достоверное увеличение средне группового результата в подтягивании на перекладине в экспериментальной группе на 3,5 раза, а в контрольной – на 2,2 раза мы объясняем положительным влиянием изометрического метода на увеличение силовой динамической выносливости мышц спины и сгибателей рук (ро˂0,01) (рис. 7).

В жиме штанги лежа по сравнению с предварительным тестированием средний результат экспериментальной группы вырос на 11,3 кг, в то время, как контрольной только на 6,5 кг (ро˂0,05) (рис. 6).

По другим показателям достоверных различий между итоговыми показателями контрольной и экспериментальной групп не обнаружено, хотя отмечается увеличение средне групповых результатов в пользу занимающихся экспериментальной группы: в прыжках в длину с места, поднимании туловища (рис. 8,9).

Отсутствие достоверных различий по указанным показателям мы объясняем либо недостаточной продолжительностью формирующего эксперимента, либо незначительной разницей между типами воздействий контрольной и экспериментальной методик, применительно к данному возрасту занимающихся.

Рис. 1. Результаты оценки массы тела юных спортсменов-пауэрлифтеров 14-15 лет в процессе проведения педагогического эксперимента

Рис. 2. Результаты оценки окружности грудной клетки юных спортсменов-пауэрлифтеров 14-15 лет в процессе проведения педагогического эксперимента

Рис. 3. Результаты оценки окружности талии юных спортсменов-пауэрлифтеров 14-15 лет в процессе проведения педагогического эксперимента

Рис. 4. Результаты оценки окружности бедра юных спортсменов-пауэрлифтеров 14-15 лет в процессе проведения педагогического эксперимента

Рис. 5. Результаты оценки окружности плеча юных спортсменов-пауэрлифтеров 14-15 лет в процессе проведения педагогического эксперимента

Рис. 6. Результаты в жиме штанги лежа юных спортсменов-пауэрлифтеров

14-15 лет в процессе проведения педагогического эксперимента

Рис. 7. Результаты в подтягивании на перекладине юных спортсменов-пауэрлифтеров 14-15 лет в процессе проведения педагогического эксперимента

Рис. 8. Результаты в прыжках в длину с места юных спортсменов-пауэрлифтеров 14-15 лет в процессе проведения педагогического эксперимента

Рис. 9. Результаты теста «поднимание туловища за 30 с» юных спортсменов-пауэрлифтеров 14-15 лет в процессе проведения педагогического эксперимента

Рис. 10. Результаты теста «удержание угла» юных спортсменов-пауэрлифтеров 14-15 лет в процессе проведения педагогического эксперимента

Таким образом, в данном эксперименте более существенные изменения результатов в двигательных тестах и наиболее эффективные сдвиги в антропометрических показателях наблюдались в экспериментальной группе. Этот факт можно объяснить использованием изометрических упражнений, в тренировочном процессе юных спортсменов, направленных на повышение максимальной силы и силовой выносливости мышц.

Учитывая возрастные особенности развития юных спортсменов, следует предъявлять особые требования к организации тренировочной работы на различных этапах подготовки, так как создаются благоприятные условия для развития различных двигательных качеств. В тоже время, еще не сформировавшийся опорно-двигательный аппарат, невысокие возможности сердечно-сердечной системы и низкий уровень энергообеспечения мышечной деятельности заставляют искать средства и методы, способствующие перспективной подготовки юных спортсмен, при обеспечении их всестороннего развития, с незначительным использованием средств специальной силовой подготовки.

Как показывают данные, полученные в результате проведения педагогического эксперимента, достоверных приростов результатов показателей антропометрии, по окончании формирующего эксперимента не зафиксировано (ро˃0,05), в то же время средние значения экспериментальной группы оказались выше в показателях массы тела, окружности бедра и плеча.

Как показывают результаты педагогического эксперимента, прироста результатов по окончании формирующего эксперимента, достоверные различия в пользу занимающихся экспериментальной группы обнаружены в трех контрольных упражнениях из пяти: жим штанги лежа, подтягивания на перекладине, удержание угла (ро˂0,05-0,01).

Таким образом, формирующий эксперимент доказал более высокую эффективность экспериментальной методики силовой подготовки подростков 14-15 лет, занимающихся пауэрлифтингом.

Учитывая возрастные особенности развития юных спортсменов, следует предъявлять особые требования к организации тренировочной работы на различных этапах подготовки, так как создаются благоприятные условия для развития различных двигательных качеств.

В тоже время, еще не сформировавшийся опорно-двигательный аппарат, невысокие возможности сердечно-сердечной системы и низкий уровень энергообеспечения мышечной деятельности заставляют искать средства и методы, способствующие перспективной подготовки юных спортсмен, при обеспечении их всестороннего развития, с незначительным использованием средств специальной силовой подготовки.

В процессе работы над литературой, посвященной вопросам планирования тренировки юных спортсменов на начальных этапах подготовки, возрастным особенностям развития силы и другим вопросам, не удалось найти диссертационных исследований или научно-методической литературы, посвященных вопросам подготовки спортсменов в атлетической гимнастике. Относительно небольшое количество научно-методической литературы и исследований данной области в какой-то степени можно объяснить тем, что атлетическая гимнастика, бодибилдинг, силовое троеборье - относительно молодые виды спорта в России. Еще 20 лет назад мало кто слышал об этих видах спорта.

В результате экспериментальных исследований мы выяснили, что применение изометрических упражнений в тренировочном процессе является эффективным средством силовой подготовки. Мы считаем, что данную методику можно рекомендовать для тренировки начинающих атлетов 12-14 лет, чтобы добиться более высоких результатов в дальнейших спортивных достижениях.

В результате проведения педагогического эксперимента по выявлению эффективности различных методик силовой подготовки подростков 14-15 лет, специализирующихся в силовом троеборье, показано, что применение изометрического метода в тренировочном процессе позволяет добиться более высоких результатов в силовой подготовке спортсменов.

Таким образом, силовая подготовка, построенная на использовании изометрического метода в 12-14-летнем возрасте оказывает положительное влияние на показатели физической подготовленности и физического развития и может быть рекомендована для занятий с подростками, специализирующимися в пауэрлифтинге.

Просмотров работы: 5090