Физическое развитие подчинено объективным биологическим закономерностям. Наиболее важным из этих законов является закон единства развития организма и среды. Предпосылкой физического развития являются природные задатки ребенка. Эти задатки передаются по наследству, поэтому высоких спортивных результатов может достичь не каждый ученик. Но, каждый занимающийся может хорошо развить себя физически при условии добросовестных, систематических, целенаправленных занятий.
Данные Ляха В.И. , Зациорского В.М., Гужаловского А.А. и др. позволяют более дифференцированно подходить к проблеме развития и совершенствования двигательных способностей у детей разного возраста, различных соматических типов.
Между тем остается открытым ряд вопросов: всегда ли большой эффект педагогических воздействий достигается в периоды, совмещенные во времени с фазами ускоренного развития тех или иных двигательных способностей; совпадают ли представления о сенситивных или критических периодах развития одинаковых двигательных способностей, полученных с помощью разных исследовательских (инструментальных, педагогических) методов и разными авторами или нет; изменяется ли картина сенситивных периодов в зависимости от региональных особенностей и таких факторов, как постановка физического воспитания в разных классах и школах. Это и определяет актуальность нашего исследования.
Цель работы: изучение возрастных особенностей совершенствования двигательных способностей юных волейболисток 14-15 лет.
Объект исследования – физическая подготовка волейболистов.
Предмет исследования - возрастные особенности совершенствования двигательных способностей юных волейболисток 14-15 лет
Задачи исследования:
Рассмотреть общее понятие о двигательных способностях.
Изучить возрастно-половые особенности развития и совершенствования двигательных способностей.
Определить физическую подготовленность волейболисток в возрасте 14-15 лет.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
Анализ и обобщение научно-методической литературы;
Педагогические контрольные испытания;
Констатирующий педагогический эксперимент;
Методы математической статистики.
Исследования проводились в 2 этапа: в период с сентября 2010 г. по июнь 2012 г. на базе МАОУ ДОД «ДЮСШ№5» города Кемерово. В испытаниях принимали участие девочки в возрасте 14 и 15 лет. Общее количество испытуемых - 24 человека по 12 человек каждой группы.
На первом этапе исследования (сентябрь 2010 г. – май 2011 г.) решение первой задачи осуществлялось посредством сбора текущей информации по проблеме исследования, посредством реферирования, конспектирования, обобщения и анализа публикаций научной и научно-методической литературы. Изучалась научно-методическая литература, анализировались учебные программы по волейболу. В результате проведения этого этапа исследования был получен методический материал по обозначенной проблеме исследования.
Второй этап исследования (сентябрь 2011 г. – апрель 2012 г.) включал в себя исследование по обозначенной проблеме, был проведен констатирующий педагогический эксперимент. Данный этап также включал в себя обобщение, анализ и систематизацию данных, полученных в ходе экспериментальной работы и обработку результатов методами математической статистики.
Третий этап исследования (май 2012 г. – июнь 2012 г.) - включал в себя устранение ошибок, редактирование, обзор литературы по проблеме исследования и оформление работы.
На основании изученного материала провели педагогические исследования по изучению уровня физической подготовленности волейболисток 14-15 лет. В исследовании использовались следующие педагогические тесты: прыжок в длину с места (см); бег на месте за 10 с; броски на животе набивного мяча в стену (1 кг) (кол-во раз за 1мин); метание набивного мяча (1кг) сидя из-за головы двумя руками (м).
В таблице 1 представлены исходные результаты тестирования физической подготовленности волейболисток в возрасте 14-15 лет.
Сопоставление результатов тестирования по контрольным упражнениям, представленные в таблице 1 показывает, что результаты неодинаковы, в группе 15-летних волейболисток показатели несколько выше в скоростно-силовых упражнениях значение критерия tst – выше прыжок в длину с места t = 15,6 при р