Медицинская сестра в современном здравоохранении должна уметь работать с пациентом как с личностью, а не как с объектом для манипуляционных действий. Постоянное присутствие и контакт с пациентом делают медицинскую сестру основным связующим звеном между пациентом и внешним миром. В свою очередь, ведение сестринской документации требует значительных усилий со стороны всего медицинского персонала, поэтому решение о внедрении того или иного элемента сестринского процесса должно быть поддержано медицинскими работниками, а также влиять на качество ухода и удовлетворенность пациентов.
Поэтому целью данного исследования является – анализ мнения медицинских сестёр о возможности внедрения листа сестринского наблюдения в практическую деятельность отделения.
Для достижения данной цели мы поставили и решили следующие задачи:
Провести теоретический анализ литературы по проблеме внедрения сестринской документации в практическое здравоохранение в России и за рубежом.
Разработать анкеты для медицинских сестер, с целью выявления мнений о внедрении листа наблюдения в практическую деятельность.
Разработать анкету для выявления мнения о степени удовлетворенности пациентов сестринскому уходу в данном отделении.
Провести анкетирование среди медицинского персонала и пациентов.
Провести анализ результатов анкетирование.
Исследование проводилось на базе Федерального Государственного Бюджетного Учреждения «Российского Научного Центра Хирургии имени Академика Бориса Васильевича Петровского Российской Академии Медицинских Наук» отделения Кардиохирургического с 17.09.12 по 15.10.12.
При решении первой задачи мы получили следующие выводы:
В США организация сестринского дела, безусловно, получила больший опыт в развитии, чем в России. К началу 90-х гг. XX в. высшее сестринское образование существовало уже в большинстве стран Европы и других регионов мира.
В России же первые два факультета ВСО были созданы только в 1991 г. в Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова и Самарском государственном медицинском университете.
В настоящее время в отечественное здравоохранение активно внедряются элементы сестринского процесса, такие как сестринская история болезни, сестринский диагноз, должность медицинская сестра-координатор, которая планирует и организует сестринский уход. Как показывают результаты внедрения удовлетворённость пациентов качеством сестринского ухода стали выше, а также отмечается моральная удовлетворённость медицинских сестёр своей профессиональной деятельностью, меняется отношение к их деятельности со стороны врачей и пациентов.
При решении второй и третей задачи мы разработали анкеты для медицинских сестре, и пациентов.
При решении четвертой и пятой задачи мы проанкетировали 30 медицинских сестер получили следующие результаты:
1) Более 1/3 группы респондентов (40%) имеют возраст в диапазоне от 25 до 35 лет, 1/3 группы (33%) - от 35 до 45 лет.
2)Больше половины группы респондентов (67%) работают в должности медицинская сестра, более 1/3 части группы (33%) опрошенных являются старшими медицинскими сёстрами. Большая часть группы респондентов (75%) имеют среднее образование.
3) Большая часть респондентов (63%) знают, что такое сестринский процесс.
4)Около половины части группы респондентов (47%) полагают, что ведение сестринского листа наблюдения – это дополнительная «бумажная» работа. Однако медицинские сестры, которые считают, что введение сестринского листа наблюдения – это способ повышения качества сестринского процесса имеют, в основном, высшее сестринское образование (71%).
5) Большая часть респондентов (67%) считает, что медсестра должна тратить на заполнение сестринского листа наблюдения не более 1-3 минуты.
6) Более половины части группы респондентов (60%) сомневаются в эффективности сестринского листа наблюдения для выявления потребностей пациента, более 1/3 части группы респондентов (40%) считает, что информация, полученная из листа сестринского наблюдения, может помочь сестре эффективнее производить уход и выявлять потребности пациента.
Можно отметить, что более половины части группы респондентов, которые считают, что сестринский лист наблюдения эффективен в уходе и может помочь медицинской сестре в выявлении потребностей пациента имеют высшее сестринское образование (67%).
8) Основная часть группы респондентов (93%) хочет видеть лист сестринского наблюдения, как вкладыш во врачебную историю болезни.
9) Более 1/3 части группы респондентов (40%) считают, что внедрение листа сестринского наблюдения за пациентами увеличит нагрузку на медицинский персонал, так же более 1/3 части из группы полагают, что внедрение листа сестринского наблюдения не изменит нагрузки на медицинскую сестру, 27% анкетируемых из группы полагает, что нагрузки станет меньше. Основная часть группы респондентов (75%), которые полагают, что нагрузки станет меньше – это сестры, имеющие высшее образование и закончившие факультет ВСО.
10) Более 1/3 части группы респондентов (40%) считают, что внедрение листа сестринского наблюдения нужно для организации качественной медицинской помощи. Более половины группы респондентов (67%), полагающие, что внедрение листа сестринского наблюдения нужно для организации качественной медицинской помощи – это сестры, имеющие высшее образование и закончившие факультет ВСО.
По результатам анкетирования 30 пациентов, с целью выявления их мнения о удовлетворенности сестринским уходом мы получили следующие результаты:
1)Основная часть группы анкетируемых пациентов (70%) довольны отношением медицинских сестёр к ним, однако 1/3 часть группы анкетируемых пациентов лишь частично довольны сложившимися отношениями.
2)Основная часть группы респондентов (70%) считает, что им был обеспечен необходимый уход, однако 1/3 часть группы анкетируемых пациентов удовлетворены уходом в отделении лишь частично.
3)Более половины части группы анкетируемых пациентов (60%) удовлетворены вниманием со стороны медицинских сестёр, однако более 1/3 части группы анкетируемых пациентов (40%) лишь частично удовлетворены вниманием со стороны медицинских сестёр.
4)Больше половины группы респондентов (57%) оценивают осуществляющих уход за ним по пятибалльной шкале на 4 балла (хорошо).
5) У основной части группы респондентов (70%) отсутствуют жалобы связанные с уходом, осуществляющимся медицинскими сёстрами.
6)Большая часть группы респондентов (63%) имеют общее представление о сестринской истории болезни.
Таким образом обобщая результаты исследования можно сделать следующие выводы:
медицинские сестры знают о сестринском процессе и сестринском листе наблюдения, но считают внедрение её в отделение будет лишней бумажной работой для них. Однако медицинские сестры с высшим сестринским образованием считают, что использования сестринских листов наблюдения может улучшить качество сестринского ухода.
пациенты отделения кардиохирургического в основном имеют общее представление о сестринской истории болезни и ее назначении Однако их не полностью удовлетворяет сестринский уход в отделении, есть жалобы. Поэтому, по мнению автора данной статьи, внедрение сестринского листа наблюдения в отделение кардиохирургии, возможно, поможет повысить удовлетворённость пациентов качеством сестринского ухода.
Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского
дела. – М., ГЭОТАР – Медиа, 2011. – 32с.
Ролько В.Т. Современные технологии сестринского процесса –
Медицинская сестра. - № 2,2004.- 36-39с.
Гарелик П.В., Жук И.Г., Иодковский К.М. Перспективы развития
сестринского образования в России. - Гродно, 2006.- 52-54с.
Яромич И.В. История сестринского дела в России и за рубежом – Оникс – 2010. - 464 с.