Одной из отличительных особенностей современных Вооружённых Сил является появление в их рядах большого отряда войсковых психологов. Тем самым в практическую плоскость поставлена проблема прикладной военной психологии. Однако жизнь и опыт работы подсказывал, что этого не достаточно, необходим ещё один, неординарный вид психологической помощи – практический.
Таким образом, были созданы Центры (пункты) психологической помощи и реабилитации в соединениях и воинских частях, где стали работать гражданские лица с высшим образованием по специальности «психолог-практик», имеющие соответствующий опыт работы.
Психолог пункта психологической помощи и реабилитации сталкивается с широким кругом специфических вопросов, которые решают военнослужащие различных воинских частей соединения, но требующих компетентного, незамедлительного решения.
Это вопросы, связанные с психодиагностикой индивидуальных и групповых качеств личности на психическом, социально-психологическом и социальных уровнях, адаптацией молодых воинов, прежде всего военнослужащих нового пополнения в период их прибытия в воинский коллектив.
Сущность социально-психологической адаптации личности к условиям армейской деятельности (как одного из видов адаптации к измененным условиям) состоит в том, что это двухсторонний процесс взаимодействия между личностью и коллективом, опосредованного совместной воинской деятельностью, результатом которого является адаптированность личности и принятие коллективом нового члена. Следовательно, адаптированность отражает уровень и содержание фактических достижений человека во взаимодействии с социальной средой; определяет адекватное заданным условиям среды поведение человека, его эффективное взаимодействие со средой и успешную деятельность без значительного нервно-психического напряжения.
В своей исследовательской и научно-практической деятельности мы исходим из того, чтоэффективность системы работы войскового психолога, по осуществлению сопровождения молодого пополнения в воинском коллективе будет определяться следующими условиями:
- качественно проведенной диагностикой личности лица поступающего на воинскую службу;
- разработкой и осуществлением программы сопровождения лица, поступающего на воинскую службу;
- взаимодействием психолога с другими специалистами системы сопровождения.
На основе анализа исследований можно сделать вывод, что насколько будет успешной военная служба у молодых людей, призванных в ряды Вооруженных Сил, зависит в большей мере от успешности их адаптации к армейским условиям.
Цель исследования - является изучение особенностей работы психолога с молодым пополнением в воинском коллективе.
Наше исследование проводилось в период с мая по август 2012 года на базе воинской части дислоцирующейся в городе Тейково Ивановской области. Категория военнослужащих, привлеченных к исследованию - это солдаты в возрасте 18 лет, призванные в ряды Вооруженных сил в апреле 2012 года. Прибыло в часть 20 человек, изучено - 20.
На начальном этапе исследования диагностическая процедура была направлена на определение адаптивных возможностей каждого солдата. В качестве диагностического инструментария использовались следующие методики: восьмицветовой тест Люшера, опросник НПН-А, методика “ Адаптивность “, опросник Шмишека, Тест незаконченных предложений.
В качестве дополнительного инструмента для подтверждения диагностированных признаков адаптационных затруднений (нарушений) применена индивидуальная беседа.
Методики разработаны на основе имеющейся в нашем распоряжении литературы и представляют собой опросники с возможными вариантами ответов, которые позволяют измерить психофизиологическое состояние человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности. Помогают определить причины психологического стресса, который может привести к появлению физиологических симптомов. Определяют уровень адаптационных возможностей индивида на основе оценки некоторых психофизиологических и социально-психологических характеристик личности, отражающих интегративные особенности психического и социального развития. Выявляют тип и степень выраженности акцентуаций человека. При изучении социально-психологической адаптации молодого пополнения, в состав группы низкой адаптации вошло 18 %, от общего числа респондентов, группу неустойчивой (удовлетворительной) адаптации составили 46 % , группа нормальной адаптации - 36 %
Таким образом, нами были выделены две группы военнослужащих: группа нормальной адаптации (условно названа группой «Норма»); группа неустойчивой и низкой адаптации (условно - группа «Сопровождение»).
Для уточнения возможных тенденций дезадаптации проводилась индивидуальная беседа. Всю полученную информацию мы обобщили и по каждому военнослужащему составили предварительные заключения об индивидуально-психологических особенностях.
Так, для респондентов группы «Норма» характерны такие особенности:
- Адаптационные способности имеют высокие показатели;
- Нервно-психическая устойчивость имеет хорошую степень;
- отсутствие агрессивных тенденций;
- выраженная мотивация на освоение новой военно-учетной специальности (группа охраны и обороны);
- адекватная самооценка;
- стратегии поведения в основном «коммуникативность» и «лидерство»
Для военнослужащих из группы «Сопровождение» характерно следующее:
- Адаптационные способности имеют низкие показатели;
- Нервно-психическая устойчивость имеет удовлетворительный и неудовлетворительный уровни;
- неоднозначное отношение к военной службе, вплоть до негативизма;
- затруднения в общении, боязнь социальных контактов;
- спонтанные колебания настроения;
- замкнутость;
- низкая самооценка;
- много жалоб со стороны соматического здоровья (порой не оправданных);
- пассивная жизненная позиция.
Полученные данные легли в основу составления программы коррекционно-развивающего этапа реализации модели психологического сопровождения социально-психологической адаптации молодого пополнения.
Литература:
Александрович П.И., Малютин А.Г., Сенокосов Ж.Г. Психологический анализ трудностей адаптации военнослужащих к армейской жизнедеятельности. - Рига: Изд-во РижВВПКУ, 1991
Варваров В.И. Командир и подчиненные/ Варваров В.И., Мерзляк Л.Е.- М.: Воениздат, 1986.
Зуева Н. Психолого-педагогическое сопровождение - модель школьной психологической службы / Н.Зуева // Народное образование. – 1999
Караяни А.Г. Психологическое обеспечение боевой деятельности / А.Г.Караяни // Военная психология: методология, теория, практика. Учебно-методич. пособие. - М.: Изд-во Воен.ун-та, 1996.
Мартюшев Д. Психологическая адаптация призывников к условиям военной службы / Мартюшев Д. // журнал «Ориентир»