ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С МОЛОДЫМ ПОПОЛНЕНИЕМ В ВОИНСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С МОЛОДЫМ ПОПОЛНЕНИЕМ В ВОИНСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Ефимова С.М. 1, Лебедева С.А. 2
1Шуйский филиал Ивановского государственного университета, г. Шуя, Россия
2Шуйский филиал Ивановского государственного университета, г. Шуя, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Российская армия – пожалуй, единственная армия в мире, где непосредственное ведение боевых действий всецело возложено на плечи еще неокрепших подростков, которые ни психологически, ни физически еще к этому не готовы. Соответственно, и боеспособность российской армии при подобном способе комплектования оставляет желать лучшего. Актуальность проблемы адаптации и дальнейшей службы в армии молодого пополнения очевидна. Важность эффективного психологического сопровождения молодого воина не оставляет никаких сомнений.

Одной из отличительных особенностей современных Вооружённых Сил является появление в их рядах большого отряда войсковых психологов. Тем самым в практическую плоскость поставлена проблема прикладной военной психологии. Однако жизнь и опыт работы подсказывал, что этого не достаточно, необходим ещё один, неординарный вид психологической помощи – практический.

Таким образом, были созданы Центры (пункты) психологической помощи и реабилитации в соединениях и воинских частях, где стали работать гражданские лица с высшим образованием по специальности «психолог-практик», имеющие соответствующий опыт работы.

Психолог пункта психологической помощи и реабилитации сталкивается с широким кругом специфических вопросов, которые решают военнослужащие различных воинских частей соединения, но требующих компетентного, незамедлительного решения.

Это вопросы, связанные с психодиагностикой индивидуальных и групповых качеств личности на психическом, социально-психологическом и социальных уровнях, адаптацией молодых воинов, прежде всего военнослужащих нового пополнения в период их прибытия в воинский коллектив.

Сущность социально-психологической адаптации личности к условиям армейской деятельности (как одного из видов адаптации к измененным условиям) состоит в том, что это двухсторонний процесс взаимодействия между личностью и коллективом, опосредованного совместной воинской деятельностью, результатом которого является адаптированность личности и принятие коллективом нового члена. Следовательно, адаптированность отражает уровень и содержание фактических достижений человека во взаимодействии с социальной средой; определяет адекватное заданным условиям среды поведение человека, его эффективное взаимодействие со средой и успешную деятельность без значительного нервно-психического напряжения.

В своей исследовательской и научно-практической деятельности мы исходим из того, чтоэффективность системы работы войскового психолога, по осуществлению сопровождения молодого пополнения в воинском коллективе будет определяться следующими условиями:

- качественно проведенной диагностикой личности лица поступающего на воинскую службу;

- разработкой и осуществлением программы сопровождения лица, поступающего на воинскую службу;

- взаимодействием психолога с другими специалистами системы сопровождения.

На основе анализа исследований можно сделать вывод, что насколько будет успешной военная служба у молодых людей, призванных в ряды Вооруженных Сил, зависит в большей мере от успешности их адаптации к армейским условиям.

Цель исследования - является изучение особенностей работы психолога с молодым пополнением в воинском коллективе.

Наше исследование проводилось в период с мая по август 2012 года на базе воинской части дислоцирующейся в городе Тейково Ивановской области. Категория военнослужащих, привлеченных к исследованию - это солдаты в возрасте 18 лет, призванные в ряды Вооруженных сил в апреле 2012 года. Прибыло в часть 20 человек, изучено - 20.

На начальном этапе исследования диагностическая процедура была направлена на определение адаптивных возможностей каждого солдата. В качестве диагностического инструментария использовались следующие методики: восьмицветовой тест Люшера, опросник НПН-А, методика “ Адаптивность “, опросник Шмишека, Тест незаконченных предложений.

В качестве дополнительного инструмента для подтверждения диагностированных признаков адаптационных затруднений (нарушений) применена индивидуальная беседа.

Методики разработаны на основе имеющейся в нашем распоряжении литературы и представляют собой опросники с возможными вариантами ответов, которые позволяют измерить психофизиологическое состояние человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности. Помогают определить причины психологического стресса, который может привести к появлению физиологических симптомов. Определяют уровень адаптационных возможностей индивида на основе оценки некоторых психофизиологических и социально-психологических характеристик личности, отражающих интегративные особенности психического и социального развития. Выявляют тип и степень выраженности акцентуаций человека. При изучении социально-психологической адаптации молодого пополнения, в состав группы низкой адаптации вошло 18 %, от общего числа респондентов, группу неустойчивой (удовлетворительной) адаптации составили 46 % , группа нормальной адаптации - 36 %

Таким образом, нами были выделены две группы военнослужащих: группа нормальной адаптации (условно названа группой «Норма»); группа неустойчивой и низкой адаптации (условно - группа «Сопровождение»).

Для уточнения возможных тенденций дезадаптации проводилась индивидуальная беседа. Всю полученную информацию мы обобщили и по каждому военнослужащему составили предварительные заключения об индивидуально-психологических особенностях.

Так, для респондентов группы «Норма» характерны такие особенности:

  • - Адаптационные способности имеют высокие показатели;

  • - Нервно-психическая устойчивость имеет хорошую степень;

  • - отсутствие агрессивных тенденций;

  • - выраженная мотивация на освоение новой военно-учетной специальности (группа охраны и обороны);

  • - адекватная самооценка;

  • - стратегии поведения в основном «коммуникативность» и «лидерство»

Для военнослужащих из группы «Сопровождение» характерно следующее:

  • - Адаптационные способности имеют низкие показатели;

  • - Нервно-психическая устойчивость имеет удовлетворительный и неудовлетворительный уровни;

  • - неоднозначное отношение к военной службе, вплоть до негативизма;

  • - затруднения в общении, боязнь социальных контактов;

  • - спонтанные колебания настроения;

  • - замкнутость;

  • - низкая самооценка;

  • - много жалоб со стороны соматического здоровья (порой не оправданных);

  • - пассивная жизненная позиция.

Полученные данные легли в основу составления программы коррекционно-развивающего этапа реализации модели психологического сопровождения социально-психологической адаптации молодого пополнения.

Литература:

  1. Александрович П.И., Малютин А.Г., Сенокосов Ж.Г. Психологический анализ трудностей адаптации военнослужащих к армейской жизнедеятельности. - Рига: Изд-во РижВВПКУ, 1991

  2. Варваров В.И. Командир и подчиненные/ Варваров В.И., Мерзляк Л.Е.- М.: Воениздат, 1986.

  3. Зуева Н. Психолого-педагогическое сопровождение - модель школьной психологической службы / Н.Зуева // Народное образование. – 1999

  4. Караяни А.Г. Психологическое обеспечение боевой деятельности / А.Г.Караяни // Военная психология: методология, теория, практика. Учебно-методич. пособие. - М.: Изд-во Воен.ун-та, 1996.

  5. Мартюшев Д. Психологическая адаптация призывников к условиям военной службы / Мартюшев Д. // журнал «Ориентир»

Просмотров работы: 4684