ОБРЯДОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОБРЯДОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Тюнина И.С. 1, Хименец Т.Б. 1
1ГБОУ ВПО "Белгородский государственный институт искусств и культуры"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сегодня не только Россия, но и мир в целом переживает кризис. Многие ученые, политики, деятели культуры говорят о том, что XXI век может просто не состояться, если приоритетами его не станут гуманизация и гармонизация как личности, так и социума. И процесс этот может идти только через возврат к духовным ценностям, через одухотворение личности.

Русский философ и богослов, ученый и священник П.А. Флоренский, считал, что достижения науки не могут формировать душу человека, что накопленные знания еще не создают богатый духовный мир личности. П.А. Флоренский писал, что самое страшное для человека бездуховность. В центре спасения мира от бездуховности стоит человек. Человек ответственен не только перед собой, но и перед тем будущим, частью которого он является.

«Дух – это то, в чем запечатлен образ и подобие Божие, то, что есть только у человека. Это начало творческое, начало мыслящее, самосознающее… Дух – это творчество, совесть, сознание» - говорил Отец Александр Мень в своих проповедях. Может, именно, творчество, совесть, сознание необходимо для процесса возрождения России в политическом, социально-экономическом, культурном отношении.

Впервые к рассмотрению традиционной народной культуры как явлению народного творчества обратился Воронов В.С. В своих исследованиях автор раскрывает содержание и смысл народного искусства, своеобразие его стиля. Воронов В.С. указал на то, что по своим принципам, по своей природе, народное художественное творчество несколько «наивно», как детское искусство. «Бытовое искусство русского крестьянства, как и всякое глубокое, и сложное культурное явление, для своего всестороннего познания требует настойчивого, внимательного и усердного изучения».

Народные традиции, обряды складывались веками, передавались из поколения в поколение как пример народного творчества, высокой моральной чистоты и целомудрия, образуя духовную связь времен. В связи с появлением наносных ценностей в культуре возникла необходимость изучения, сохранения и оптимизации по внедрению традиционной обрядовой культуры.

Белгородская область широко известна не только бережным отношением к традициям народной культуры, но и начинаниями по использованию этих традиций в современном образовательном процессе в различных типах учебных заведений.

Жители наших сел, поселков, городов обладают во многом близкими возможностями приобщения к разнообразным формам искусства, как серьезным, так и развлекательным. Благодаря кино, радио и, в первую очередь, - телевидению все музыкальные новинки быстро становятся общим культурным достоянием. И, разумеется, было бы нелепым отказаться от всех новомодных культурных течений, отгородиться от мира и законсервировать национальные художественные традиции.

Однако чрезвычайно обидно в результате увлечения яркими, необычными, неожиданными и потому кажущимися столь привлекательными отечественными и заморскими звуковыми новациями потерять, утратить огромные и ценнейшие богатства народной художественной культуры с ее традициями, обрядами, накопленные нашим народом на протяжении веков. Это может привести не только к невосполнимым культурным потерям, но и к нарушению национальных основ русского самосознания, к утрате чувства малой и большой Родины. Патриотические побуждения заставляют нас искать пути оптимизации по сохранению драгоценного национального достояния. Работа по собиранию и осмыслению традиционной, обрядовой культуры в наши дни продолжается как среди ученых, так и фольклористов, практиков (сценаристов, режиссеров) – непосредственных организаторов обрядности.

Стоит обратить внимание на один очень важный момент: принцип накапливания духовных ценностей. Это уважение опыта предков и максимальное его использование, таким образом, общество будет развиваться по принципу накапливания. Так как все новое возникло на основе развития старого и привлечения в него заимствованных элементов других культур, но ни в коей мере не отбрасывало старое. Это особенно актуально для сознания молодого поколения. Народная мудрость живет в традициях, обрядах и современникам не следует об этом забывать.

Необходимо переосмыслить проблему сохранения и внедрения народных обрядов, связать с современностью. Безусловно, невозможно повернуть время вспять и возродить к жизни, в силу многих обстоятельств, те естественные формы обрядовой культуры, сформированные на протяжении многих столетий. Ибо «…любые попытки возрождения народных традиций, обрядов, без восстановления исторической среды их обитания обречены на провал. Вне данной среды любая традиция, обряд будет существовать в виде экзотики, которую можно посмотреть, послушать, но не воспринимать как часть собственного национального самоощущения».

Обрядовая культура как одна из важных составляющих компонентов традиционной русской культуры и средств формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Традиционные русские обряды являются могущественным средством национального воспитания и сплочения народа в одно духовное целое. Обряд объединяет народ не только географически, но и исторически, образуя духовную связь, исходящую в глубь веков.

Только в атмосфере высокой гуманитарной культуры, широкой гуманизации школьного образования, будет происходить освоение богатств народной обрядовой культуры, которая сможет воспитать личность, стремящуюся к самоактуализации и обладающую чувством социальной ответственности, умеющую использовать, ценить духовные и материальные богатства общества , способствующую восстановлению и обогащению его духовности.

Используемая литература

1.Воронов, В.С. О крестьянском искусстве: Избранные труды / В.С.Воронов. – М., 1978. С. 79.

2.Мень А. Православное Богослужение. Таинство, слово и образ/А.Мень.-М.: СП «Слово»,1991. –С. 102.

3.Модестов Ф.Э. К проблеме возрождения народной культуры: Материалы «круглого стола». – М.,1997. -С.17.

4.Флоренский П.А. Культ, религия и культура. Богословские труды/ П.А.Флоренский. -М.,1976. Т.7.-С. 278.

Просмотров работы: 1637