ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО СРОКА ЗАМЕНЫ АВТОБУСОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО СРОКА ЗАМЕНЫ АВТОБУСОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Надежность функционирования логистической цепи пассажирских перевозок в значительной мере определяется надежностью работы транспорта как элемента логистической системы. Транспортные расходы, в том числе расходы на содержание транспортного средства, в структуре затрат на логистику занимают свыше 40%. Сократить эту статью расходов позволит своевременная замена транспортного средств. Так, согласно [1], имеют срок полезного использования:

автобусы особо малые и малые длиной до 7,5 м включительно – свыше 5лет до 7 лет включительно;

автобусов средние и большие длиной до 12 м включительно – свыше 7 лет до 10 лет включительно;

автобусы особо большие длиной свыше 16,5 до 24 м включительно – свыше 10 лет до 15 лет включительно.

Однако, истечение нормативного срока полезного использования транспортного средства не является основанием для списания, если они по своему техническому состоянию или после ремонта могут быть использованы для дальнейшей эксплуатации по прямому проектному назначению.

Согласно исследованию [2], в качестве интегрального критерия, определяющего ресурс транспортного средства может выступать его рыночная стоимость. Для оценки рыночной цены можно использовать существующие методические руководства [3], которые дают возможность оценить транспортное средство с учётом пробега, возраста, физического износа и др.

Рассмотрим вариант определения сроков оптимальной замены на основе критерия минимума общих затрат [4]. Для этого необходимо определить две следующие зависимости:

  1. f1x) — зависимость эксплуатационных расходов, приходящихся на единицу выполненной автомобилем работы, от количества выполненной работы;

  2. f2(x) — зависимость расхода капитала, приходящегося на единицу выполненной работы, от количества выполненной работы.

Найденные зависимости f1(x) и f2(x) позволят определить функцию F(x) — зависимость суммарных затрат, т. е. расходов на ремонт и расхода капитала, от величины пробега. Минимальное значение функции F(x) укажет срок замены транспортного средства.

Расчет точки замены рекомендуется выполнять по форме, представленной в табл. 1.

Таблица 1

Расчет точки минимума общих затрат

Год

Пробег

нарастающим

итогом,

км

Годовые эксплуатационные затраты, руб.

Эксплуатационные затраты нарастающим итогом, руб.

Удельные эксплуатационные затраты на 1км пробега руб. (функция

fl(x))

Рыночная

стоимость

машины

к

концу

периода,

руб.

Величина потребленного капитала к концу периода, руб.

Величина потребленного капитала на 1 км пробега, руб. (функция

f2(x))

Общие затраты на 1 км пробега, руб. (функция F(x))

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1-й

               

2-й

               

3-й

               

Заполнив все графы табл. 1, мы завершили определение функций f1(x), f2(x) и F(x) в табличной форме. Для лучшего же усвоения материала перечисленные зависимости рекомендуется оформлять и в графической форме (рис. 1).

Таким образом, зависимость f1 определяется путем учета эксплуатационных затрат, в то время как зависимость f2 можно определить используя методические руководства.

Данный метод удобен в случае отсутствия данных о доходах, приносимых данным автотранспортным средством.

В сложившихся рыночных условиях в качестве общего критерия при определении оптимального срока замены автобусов целесообразно считать эксплуатационную прибыль. Схематично теоретическая модель реализации целевой функции представлена на рис.2.

Рисунок 2 – Модель определения оптимального срока замены автобусов с учетом доходов от эксплуатации

Само значение целевой функции выразится как [2], руб./км,

PудL=DудL-СудL-H>0(1)

где Pуд(L) – чистая удельная прибыль, полученная пассажирским автотранспортным предприятием в определенном периоде времени; Dуд(L) – доход от реализации услуг по перевозке пассажиров; Cуд(L) – удельные текущие эксплуатационные затраты, которые несет пассажирское автотранспортное предприятие в процессе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности; Н – удельные расходы, связанные с уплатой налогов в соответствии с налоговым законодательством.

Данный критерий основывается на нахождении точки нулевой эксплуатационной прибыли, определяя тем самым максимальный пробег до замены автобуса.

  1. Налоговый кодекс РФ. [электронный ресурс] // СПС «Гарант», режим доступа http://base.garant.ru/10900200/

  2. Иголкин А.Н., Определения ресурсов городских автобусов. Автореф. дисс. канд. тех. наук. – Владимир, 2010.

  3. РД 37.009.015-98. Методическое руководство по определению стоимости транспортных средств с учетом естественного износа и учетом технического состояния на момент предъявления. (с изменениями №1, 2, 3, 4, 5, 6).

  4. Гаджинский А.М. Практикум по логистике / А.М Гаджинский – 8е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2012

Просмотров работы: 1707