НОРМАТИВНЫЙ АСПЕКТ БЕЗОПАСНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ И КРЕПЛЕНИЯ ГРУЗОВ В КУЗОВЕ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

НОРМАТИВНЫЙ АСПЕКТ БЕЗОПАСНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ И КРЕПЛЕНИЯ ГРУЗОВ В КУЗОВЕ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Автомобиль, и тем более грузовой, является источником повышенной опасности. Однако, не только сам автомобиль представляет собой угрозу для безопасности окружающих, не меньшую угрозу несет груз – неправильно расположенный и закрепленный в кузове этого автомобиля. Это может послужить причиной увеличения тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий (ДТП), равно как и их причиной. По оценкам независимых экспертов причиной 40% ДТП, происходящих с участием одного транспортного средства, является потеря его управляемости в связи со смещением плохо закрепленного груза [1].

В настоящее время, в России вопросам безопасного размещения и крепления грузов уделяется мало внимания. Не малую роль здесь сыграло состояние рынка грузовых перевозок, а именно огромное количество транспортно-экспедиционных компаний, в которых вопросы безопасности занимают далеко не первое место, а персонал зачастую не обладает достаточной квалификацией, чтобы обеспечить безопасность перевозки груза. Однако, данную проблему невозможно решить простым повышением квалификации работников, так как причины ее возникновения находятся совсем в другой плоскости.

Настоящая проблема заключается в том, что даже при условии выполнения всех существующих на данный момент правил перевозки и соблюдения соответствующих нормативных документов, безопасность любой грузовой перевозки все равно остается под вопросом. Это следствие того, что существующая нормативная база не дает исчерпывающего ответа на вопрос,– как правильно разместить и закрепить груз в кузове автомобиля. Таких документов в Российской Федерации официально не существует. На текущий момент перевозчик может руководствоваться иностранными стандартами и правилами, например европейским стандартом EN 12195-1[1], немецким стандартом VDI 2700 [2] или правилами, разработанными в Республике Беларусь «Правила безопасного размещения и крепления грузов в кузове автомобильного транспортного средства» [3]. В России подобного документа не разработано, а иностранные используются лишь по инициативе заинтересованных лиц.

Между тем, если бы приведенные выше стандарты имели статус обязательных на территории Российской Федерации, то все участники перевозочного процесса на территории нашей страны обладали бы конкретным руководством по безопасному креплению и размещению грузов. Это также решило бы проблему унификации европейских и российских стандартов, что облегчило бы осуществление международных перевозок.

Другой путь – разработать собственные правила, или правила, основанные на европейских стандартах и ввести контроль за их исполнением. Именно по такому пути пошла Республика Беларусь, которая разработала собственные правила на основе европейского стандарта EN 12195-1.

Разработка и введение таких правил не только устранит вакуум в вопросах размещения и крепления груза, но и послужит главной цели – снизит число ДТП, происходящих по причине неправильного крепления груза. Или как минимум позволит выявить те случаи, в которых ДТП произошло именно по этой причине. Это немаловажная деталь, так как в настоящее время при ДТП с участием грузового транспорта, неправильное размещение и крепление груза не рассматривается как одна из основных причин. И это понятно, так как, во-первых, никто точно не знает, как груз должен быть закреплен и как это могло повлиять на безопасность автомобиля во время движения, во-вторых, гораздо проще указать в качестве причины «не справился с управлением» или «неправильно выбранный скоростной режим».

Необходимость заполнить пробел в законодательстве по этой проблеме очевидна. Это в первую очередь поможет снизить число ДТП, а следовательно снизит экономические потери и поможет избежать человеческих жертв. Например, в Австралии введение подобного документа в 1986 году на 74% снизило количество аварий, происходящих по причине неправильного крепления груза [1].

Подводя итог, можно сказать, Российская Федерация в настоящий момент находится в ситуации, когда многие ее соседи уже приняли подобные стандарты и перевозят грузы по новым правилам. Это служит дополнительным стимулом для введения подобных стандартов и в нашей стране. Для этого надо предпринять несколько шагов: провести анализ существующего иностранного законодательства по этой теме; разработать собственный стандарт, максимально унифицировав его с существующими зарубежными аналогами, и ввести контроль за его исполнением; определить сферу действия нового стандарта и ответственных за его выполнение; обеспечить профессиональную подготовку водителей, инженеров, перевозчиков и других специалистов, участвующих в процессе размещения и крепления груза.

Если вышеуказанные предложения будут реализованы на практике, безопасность перевозок грузов автомобильным транспортом значительно повысится и выйдет на качественно новый уровень.

Библиографический список

  1. Шмелев А. В. Крепление грузов [Электронный ресурс] / Анатолий В. Шмелев – М.: Научный центр Управление перевозками грузов автомобильным транспортом,2010 – Режим доступа: http://www.kapitanshmelev.ru, свободный.

  2. DIN EN 12195-1: Load restraining on road vehicles - Safety - Part 1: Calculation of securing forces, 2003.

  3. Правила безопасного размещения и крепления грузов в кузове автомобильного транспортного средства [Электронный ресурс]: утверждены постановлением Министерством транспорта и коммуникаций республики Беларусь от 10 октября 2005 г. №58.

Просмотров работы: 3023