В рыночных условиях при высокой конкуренции предприятие должно знать правила поведения на рынке, закономерности рыночного процесса и уметь предугадывать различные изменения, которые возможны на рынке автотранспортных услуг.
В условиях рынка перед АТП стоят следующие основные задачи: структурные изменения в отрасли и на АТП, создание новых автотранспортных услуг; изучение РАТУ и его сегментация; предоставление автотранспортных услуг с учетом потребностей и интересов клиентуры; создание методологических основ маркетинга в коммерческой деятельности АТП: целей, задач. Принципов, системы показателей и т.д.; подготовка кадров, приспособленных к работе в рыночных условиях.
Деятельность предприятия в условиях рынка осуществляется по двум направлениям:
-формирование спроса на автотранспортные услуги;
-организация эффективной продажи автотранспортных услуг на основе максимального удовлетворения потребностей клиентуры.
В рыночных условиях преобладающим элементом транспортного рынка является рынок клиента, который диктует автотранспортному предприятию условия транспортного обслуживания. При этом рынок клиента возникает тогда, когда предложение превышает спрос на перевозки и услуги и возникает конкуренция между автотранспортными предприятиями различных форм собственности.
Потребители (клиентура) на РАТУ сравнивают между собой разные АТУ, предоставляемые предприятием, оценивают соответствие между своими желаниями и потребительскими свойствами услуг и между этими свойствами и ценой (тарифом).
Анализ среды обычно считается необходимым процессом стратегического планирования, так как он обеспечивает базу для проведения миссии и целей предприятия, для выбора стратегии поведения, позволяющих предприятию выполнить свои миссию и цели. Причем он должен включать в себя анализ как внешней, так и внутренней среды АТП.
В ходе исследования рынка транспортных услуг необходимо:
-провести сегментацию рынка транспортных услуг;
-определить основных конкурентов АТП;
-провести SWOT-анализ. В ходе анализа выявить сильные и слабые стороны, угрозы и возможности предприятия.
Сильные стороны предполагают возможности предприятия. Слабые стороны предприятия определяют направления, в которых необходимо совершенствовать деятельность предприятия. Для определения стратегии предприятия необходимо определить возможности и угрозы на РАТУ.
Таблица 1
Сильные и слабые стороны АТП
Сильные стороны |
Слабые стороны |
|
|
Таблица 2
Возможности и угрозы АТП
Возможности |
Угрозы |
|
|
Для оценки конкурентоспособности АТП на РАТУ необходимо выявлять возможности предприятия и угрозы, возникающие во внешней среде деятельности предприятия:
-исследовать состав оборота предприятия по видам и потребителям. Этот этап проводится с целью выявления наиболее доходных видов деятельности и ранжирования приоритетной клиентуры по объему услуг.
-исследовать маршрутную сеть АТП;
-проследить динамику объемных показателей АТП.
На основе анализа такого объема информации о внешней и внутренней среде АТП можно будет перейти к следующим этапам формирования инвестиционной стратегии предприятия и составить грамотное обоснование инвесторам.
Библиографический список
1. Петренко М.С. Транспортная система России, современное состояние и проблемы развития [электронный источник]-UBL:http: //www. strategplann.ru
2. Рой О.М. Система государственного и муниципального регулирования: учебное пособие. 3-е изд. / Рой О.М. – СПб.: Питер, 2009. – 368с.
3. Распоряжение Правительства РФ от 17 октября 2009 г. № 1555-р