ВЫБОР ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ВЫБОР ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Качество любого явления, события, процесса, а также той или иной системы можно оценить, используя группу определённых показателей. Причем вовсе не обязательно, чтобы все они были взаимосвязаны между собой. Скорее наоборот, автономность показателей позволяет точно и полно оценить качество каждой из элементарных составляющих явлений или процесса, их взаимосвязь и дать обобщённую характеристику.

Можно предположить, что оценка качества состояния или функционирования той или иной системы представляют собой последовательность следующих фраз:

- разделение системы на совокупность элементарных составляющих, доступную для полной и объективной оценки на каждом из уровней;

- выбор показателей для оценки каждой из рассматриваемых составляющих;

-оценка взаимосвязи показателей, входящих в исследуемую совокупность;

- установление базисного значения каждого показателя;

- установление фактических значений показателей качества элементарных составляющих и описание их взаимосвязей;

- определение фактического уровня качества каждой из составляющих, а также взаимосвязей между ними;

- интегрирование базисных значений, показателей качества элементов системы и их связей в комплексный базисный определитель качества системы в целом;

- расчет комплексного фактического показателя качества состояния функционирования системы;

- определение фактического уровня качества системы путём сравнения фактического значения показателя качества системы с его базисным значением.

Иногда комплексный показатель качества имеет значение, близкое к оптимальному. При дальнейшем его анализе может оказаться, что данное значение получено при высоких уровнях отдельных составляющих, которые сглаживают недопустимо низкие значения фактических уровней других элементарных составляющих. В этом случае, несмотря на дифференцированный подход к определению весомых параметров отдельных показателей, можно получить значительное искажение оценки качества состояния. Кроме того, при применении комплексного показателя по тем же причинам затруднено определение возможных путей и методов повышение качества работы всей системы. Поэтому необходимо крайне осторожное обращение с совокупным показателем качества, а в ряде случаев от него следует вообще отказаться и производить оценку по каждой из элементарных составляющих отдельно.

Применение последнего способа целесообразно, когда каждый элемент качества имеет важное значение, а их взаимосвязи не имеют определяющей роли в функционировании системы в целом и ими можно пренебречь.

Итак, оценка качества состояния или функционирования той или иной системы опирается на показатели качества её отдельных структурных составляющих, или, говоря другими словами, определение перечня и значений этих показателей и составляют суть самой оценки.

При перемещении пассажиров в городском транспорте показатель качества представляет собой количественную характеристику одного из свойств, составляющих качество пассажирских перевозок, рассматриваемую применительно к определённым условиям их организации и осуществления. К показателям, с помощью которых можно оценить качество перевозок, можно отнести:

- время передвижения;

- комфортабельность поездки и ожидания;

-безопасность поездки;

Если обратиться к зарубежному опыту, то можно увидеть, что, например, во Франции специалисты по оценке качества, помимо выше-перечисленных, используют более углублённые показатели, такие как средний возраст подвижного состава; продолжительность функционирования; уровень капитальных вложений, субсидий и компенсаций и др.

Ввиду особой значимости комплекса оценочных показателей в управлении качеством городских автобусных перевозок непосредственное внимание необходимо уделить тому, что оценочные показатели должны удовлетворять следующему ряду требований:

- оценка фактического уровня качества пассажирских перевозок должна быть объективной;

- оценка качества должна быть полной и всесторонней, т. е. учитывать все структурные составляющие качества перевозок;

- оценочные показатели должны предусматривать оперативный контроль качества: за год, квартал, месяц, неделю, сутки, причем дифференцированно в часы «пик» и «межпиковый» период;

- получаемая оценка должна обладать определённой степенью достоверности и точности;

- показатели оценки должны быть просты для исчисления и использования;

- определение натуральных показателей должно строиться на минимальном количестве исходной информации, при этом оно должно базироваться на имеющихся в настоящее время данных оперативного и текущего учета;

- показатели должны формироваться таким образом, чтобы с их помощью можно было судить о степени участия автотранспортного предприятия в деле повышения качества перевозочного процесса, т. е. разграничивать стороны качества, зависящие и независящие от деятельности АТП.

Использование показателей, разработанных на основе перечисленных требований, в процессе управления пассажирскими автотранспортными предприятиями в значительной степени может способствовать повышению качества обслуживания населения городскими пассажирскими перевозками.

Библиографический список

1. Распоряжения Правительства Российской Федерации «О транспортной стратегии РФ на период до 2030 года » от 22 ноября 2008г №1734-р [Электронный источник] – Режим доступа к ст.: http://www.rosavtodor.ru/doc/transstrateg_22112008_r.zip

2. Межах З.П. Экономико-математическое моделирование транспортных процессов. М.: 2011

Материал вычитан, цифры, факты, цитаты сверены с первоисточником.

Просмотров работы: 4825