Можно предположить, что оценка качества состояния или функционирования той или иной системы представляют собой последовательность следующих фраз:
- разделение системы на совокупность элементарных составляющих, доступную для полной и объективной оценки на каждом из уровней;
- выбор показателей для оценки каждой из рассматриваемых составляющих;
-оценка взаимосвязи показателей, входящих в исследуемую совокупность;
- установление базисного значения каждого показателя;
- установление фактических значений показателей качества элементарных составляющих и описание их взаимосвязей;
- определение фактического уровня качества каждой из составляющих, а также взаимосвязей между ними;
- интегрирование базисных значений, показателей качества элементов системы и их связей в комплексный базисный определитель качества системы в целом;
- расчет комплексного фактического показателя качества состояния функционирования системы;
- определение фактического уровня качества системы путём сравнения фактического значения показателя качества системы с его базисным значением.
Иногда комплексный показатель качества имеет значение, близкое к оптимальному. При дальнейшем его анализе может оказаться, что данное значение получено при высоких уровнях отдельных составляющих, которые сглаживают недопустимо низкие значения фактических уровней других элементарных составляющих. В этом случае, несмотря на дифференцированный подход к определению весомых параметров отдельных показателей, можно получить значительное искажение оценки качества состояния. Кроме того, при применении комплексного показателя по тем же причинам затруднено определение возможных путей и методов повышение качества работы всей системы. Поэтому необходимо крайне осторожное обращение с совокупным показателем качества, а в ряде случаев от него следует вообще отказаться и производить оценку по каждой из элементарных составляющих отдельно.
Применение последнего способа целесообразно, когда каждый элемент качества имеет важное значение, а их взаимосвязи не имеют определяющей роли в функционировании системы в целом и ими можно пренебречь.
Итак, оценка качества состояния или функционирования той или иной системы опирается на показатели качества её отдельных структурных составляющих, или, говоря другими словами, определение перечня и значений этих показателей и составляют суть самой оценки.
При перемещении пассажиров в городском транспорте показатель качества представляет собой количественную характеристику одного из свойств, составляющих качество пассажирских перевозок, рассматриваемую применительно к определённым условиям их организации и осуществления. К показателям, с помощью которых можно оценить качество перевозок, можно отнести:
- время передвижения;
- комфортабельность поездки и ожидания;
-безопасность поездки;
Если обратиться к зарубежному опыту, то можно увидеть, что, например, во Франции специалисты по оценке качества, помимо выше-перечисленных, используют более углублённые показатели, такие как средний возраст подвижного состава; продолжительность функционирования; уровень капитальных вложений, субсидий и компенсаций и др.
Ввиду особой значимости комплекса оценочных показателей в управлении качеством городских автобусных перевозок непосредственное внимание необходимо уделить тому, что оценочные показатели должны удовлетворять следующему ряду требований:
- оценка фактического уровня качества пассажирских перевозок должна быть объективной;
- оценка качества должна быть полной и всесторонней, т. е. учитывать все структурные составляющие качества перевозок;
- оценочные показатели должны предусматривать оперативный контроль качества: за год, квартал, месяц, неделю, сутки, причем дифференцированно в часы «пик» и «межпиковый» период;
- получаемая оценка должна обладать определённой степенью достоверности и точности;
- показатели оценки должны быть просты для исчисления и использования;
- определение натуральных показателей должно строиться на минимальном количестве исходной информации, при этом оно должно базироваться на имеющихся в настоящее время данных оперативного и текущего учета;
- показатели должны формироваться таким образом, чтобы с их помощью можно было судить о степени участия автотранспортного предприятия в деле повышения качества перевозочного процесса, т. е. разграничивать стороны качества, зависящие и независящие от деятельности АТП.
Использование показателей, разработанных на основе перечисленных требований, в процессе управления пассажирскими автотранспортными предприятиями в значительной степени может способствовать повышению качества обслуживания населения городскими пассажирскими перевозками.
Библиографический список
1. Распоряжения Правительства Российской Федерации «О транспортной стратегии РФ на период до 2030 года » от 22 ноября 2008г №1734-р [Электронный источник] – Режим доступа к ст.: http://www.rosavtodor.ru/doc/transstrateg_22112008_r.zip
2. Межах З.П. Экономико-математическое моделирование транспортных процессов. М.: 2011
Материал вычитан, цифры, факты, цитаты сверены с первоисточником.