УРОКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА ДЛЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

УРОКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА ДЛЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Для развития экономики транспорт имеет первостепенное значение. Без улучшений в этой области невозможен устойчивый прогресс в товарном обмене, промышленности и сельском хозяйстве. Развитие транспорта – это залог развития страны, рыночных и культурных связей. Для России, государства огромных расстояний, ситуация с транспортом имеет колоссальное значение.

До начала в 2008 г. глобального экономического кризиса развитие российского транспорта происходило с явным отставанием от роста экономики. В значительной мере государственные структуры работали на поддержание, а не развитие коммуникационной системы страны. Была разработана транспортная стратегия по развитию. Стратегия содержала немало обещаний, среди которых особое место занимал проект поднять объем транзитных перевозок через Россию до 90–100 млн. т/г.

Транспортная стратегия, а также другие проекты остались не выполненными из-за наступления финансового кризиса в 2008 г. Мировой экономический кризис существенно повлиял на развитие транспортной системы России, в частности на объем грузооборота, который резко снизился в первой фазе кризиса 2008-2009 гг., при этом появились существенные ограничения роста экономики, обусловленные недостаточным развитием транспортной системы [1].

В России транспортные компании ощутили на себе мировой экономический кризис лишь осенью 2008 года, как следствие снижения оборотов промышленности, строительства и спада на потребительском рынке России. Поскольку грузоперевозки относятся к вторичному рынку – рынку оказания услуг, – то и пик спада пришелся как раз на середину 2009 года, в то время как в отраслях производства в это время уже отмечалось постепенное оживление.

В структуре коммерческих перевозок грузов в России преобладает доля автомобильного и железнодорожного транспорта (58,3% и 36,5% соответственно). При этом сохранялась тенденция роста доли автомобильного транспорта, который смог более или менее удержать свои позиции, и сокращения доли перевозок железнодорожным транспортом (в 2007 году доля автомобильного транспорта составляла 56,3% и железнодорожного – 38,5%). За 2008 год более всего пострадали авиакомпании, в основном, из–за перехода клиентов в режим экономии. Снизились показатели как по объему, упав до уровня 2000 года, так и по обороту, но не в столь значительной степени, «затормозив» на показателях начала 2007 года. Меньше всего от кризиса пострадал сегмент морских и речных грузоперевозок (рис.3). Так, объемы перевозок морским транспортом в 2008 году выросли почти на треть (27%) и составили 35,7 млн тонн.

В период острой фазы экономического кризиса, который пришелся на конец 2008 года и фактически на весь 2009 год, автомобильные грузовые перевозки упали в грузообороте на 16,7% и в объеме на 24% (рисунок 1), железнодорожные перевозки упали на 11,8% в грузообороте и в объеме на 15%, грузовые авиаперевозки снизились в объеме на 30%, а в грузообороте на 5,5%. Так же экономический кризис ослабил позиции российских авиакомпаний. Между большим числом областных городов, крупных административных и культурных центров страны прямое авиационное сообщение утрачено[3]. Справедливости ради надо отметить, что в 2009 году авиационную отрасль поддержало существенное падение цен на авиакеросин. А все вместе взятое привело к тому, что в 2009 году число участников рынка грузоперевозок упало на 18%.

Рисунок 1. Изменение грузооборота автотранспорта

Еще одной проблемой в результате финансового кризиса в России стало затруднение входа на рынок грузоперевозок новых игроков. Оформление кредита на машину очень усложнилось, что для начинающих предпринимателей является препятствием уже в самом начале «пути».

С другой стороны, были компании, которые смогли воспользоваться сложившейся ситуацией. Некоторые грузовладельцы, ссылаясь на кризис, уменьшали цену на услуги грузоперевозок, тем самым заставляя грузоперевозчиков осуществлять невыгодные рейсы.

В тоже время, кризис заставил грузоперевозчиков искать пути решения возникших проблем. Руководство транспортных компаний начало заниматься антикризисным управлением – сокращать собственные эксплуатационные расходы, устанавливать более жёсткий контроль за использованием материально-технических ресурсов, исключать их неоправданный перерасход. Сложившаяся ситуация заставила автоперевозчиков «бороться» за свои грузы, конкурируя с другими видами транспорта, в условиях усилившейся конкуренции, улучшать качество предоставляемых услуг.

Из-за возникновения экономического кризиса, на низком уровне остается инновационная составляющая в развитии парков подвижного состава и технических средств транспорта, особенно при осуществлении внутренних перевозок. По-прежнему существенно отставание по экологическим параметрам работы транспорта. Так же остается низким уровень безопасности транспортной деятельности, в первую очередь на автомобильном и воздушном транспорте.

Существует несколько основных проблем, с которыми столкнулись перевозчики. Проблема первая – большое количество устаревшего подвижного состава. Проблема вторая – снижение лизинговых операций по грузовому транспорту после кризиса. Проблема третья – дороговизна топлива – бензина и дизтоплива. Проблема четвертая – отечественные дороги, которые требуют как обновления покрытия, так и расширения вблизи крупных узлов распределения груза. Проблема пятая – слабая сеть придорожных большегрузных автосервисов, то есть, их вообще нет. Проблема шестая – попытка нагрузить дополнительным налогом владельцев большегрузного транспорта для латания дыр в дорожном фонде. Проблема седьмая – необходимость стабилизации тарифных ставок на начальном этапе и отсутствие грамотной политики по регулированию стоимости услуг.

Российская транспортная политика нуждается в постоянной финансовой поддержке и требует радикальных перемен. Деятельность Министерства транспорта РФ не удовлетворяет экономическим потребностям страны. Проблемы транспортной сферы России требуется незамедлительно решать, а процесс транспортного развития ускорить. России необходима качественно иная экономическая и антикризисная политика, что неотделимо от выработки нового подхода к транспорту. Ему необходимо вернуть значение кровеносной системы экономики, от состояния и работы которой зависит все общественное развитие.

Библиографический список:

1. Е.А. Попова: Транспорт России: застой и деградация [текст]// Журнал «Дайджест-финансы», № 8-2011, с. 76-77.

2. И.Полякова: Клиент скорее жив.[текст] // Журнал «Транспорт России» №14-2012, с. 7-9.

3. М.С. Петренко: Транспортная система России: современное состояние и проблемы развития [электронный источник]- URL:http://www.strategplann.ru Дата обращения 14.06.2012.

Материал вычитан, цифры, факты, цитаты сверены с первоисточником

Просмотров работы: 1841