ОБЗОР МЕТОДИК МОНИТОРИНГА ПАССАЖИРОПОТОКОВ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОБЗОР МЕТОДИК МОНИТОРИНГА ПАССАЖИРОПОТОКОВ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Для улучшения качества транспортного обслуживания населения и, снижения затрат на эксплуатацию подвижного состава пассажирского автомобильного транспорта необходимо осуществлять мониторинг пассажиропотоков пригородных и междугородных направлений.

Основным нормативным документом, регламентирующим проведении мониторинга пассажиропотоков автомобильного транспорта, является «Правила организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте», утвержденные приказом №200 Минавтотранса РСФСФ от 31.12.1981 (в дальнейшем «Правила…»). «Правила…» определяют необходимость сплошных обследований не реже одного раза в три года, выборочного и на отдельных маршрутах – два раза в год (в осеннее-зимний и весеннее-летний периоды).

Существующие методы мониторинга подразделяют на отчетно-статистические и натурные. Отчетно-статистический метод применяется при анализе данных о выручке от перевозки пассажиров на маршрутах и проданных билетах.

Систематический анализ этим методом отчетных данных о проданных билетах и выручке не только не исключает периодического проведения натурных обследований пассажиропотоков, но является основой для их организации.

Натурное обследование проводится анкетным, талонным, счетно-табличным, таблично-опросным или глазомерным методами

Табличный метод, основанный на опросе пассажиров в автобусе. Позволяет получить наиболее полные сведения о пассажиропотоках и может применяться при обследованиях на междугородных, пригородных и городских маршрутах. Помимо данных, обеспечиваемых табличным методом, основанным на подсчете пассажиров в автобусе, он позволяет дополнительно получить сведения о корреспонденциях поездок пассажиров между остановочными пунктами, данные об их пересадках на другой вид транспорта или маршрут, а также сведения о своевременности осуществления перевозок.

По сравнению с анкетным и талонным этот метод является универсальным и более простым в подготовке и проведении обследования, обработке полученных материалов, менее трудоемким и более дешевым по проведению.

Глазомерный метод основан на учете непосредственно автобусной бригадой наполнения автобуса и оценке его по пятибалльной системе. Он позволяет получить лишь приближенные данные о пассажиропотоках. Однако, он же является наименее затратным и наиболее простым в современных условиях, т.к. позволяет получать данные на направлениях с высокой интенсивностью движения и при большом количестве подвижного состава малой вместимости.

Учитывая, что «Правила…» не обновлялись уже более 30 лет, были разработаны «Методологические рекомендации по проведению обследования по определению степени использования общественного транспорта различными категориями граждан (транспортной подвижности граждан)», утвержденные Госкомстатом России 19 декабря 2001г (в дальнейшем «Рекомендации…»). «Рекомендации…» предназначены для методического обеспечения статистических обследований перевозок пассажиров автобусным и наземным городским электрическим транспортом (трамвай, троллейбус) в городском и пригородном сообщениях и степени использования общественного пассажирского транспорта различными категориями граждан, и, содержат:

рекомендации по организации подготовки статистического обследования перевозок пассажиров;

методологические рекомендации по выбору объектов, методов и сроков проведения статистических обследований, а также по определению необходимых для этого трудовых, материальных и финансовых ресурсов;

методику расчета объема репрезентативной выборки для проведения выборочного обследования перевозок пассажиров;

методологию учета перевозимых пассажиров и обследования транспортной подвижности различных категорий граждан при проведении обследования перевозок пассажиров автобусным и наземным городским электрическим транспортом анкетным, талонным и табличным методами;

методику определения степени использования общественного транспорта различными категориями граждан (расчета нормативных показателей транспортной подвижности граждан);

методику статистической оценки объемов перевозок пассажиров и пассажирооборота, выполняемых автобусным транспортом в городском и пригородном сообщениях и наземным городским электротранспортом, с использованием полученных по результатам обследования нормативных показателей;

рекомендации по организации проведения статистических обследований и обработке его материалов.

Таким образом, проводить мониторинг пассажиропотоков автомобильного транспорта необходимо учитывая требования как «Правил…», так и «Рекомедаций…».

Просмотров работы: 3523