ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Инклюзивное образование представляет собой процесс развития общего образования, главным критерием которого является доступность. Цель данного вида образования – обеспечение детей с особыми потребностями доступа к образованию. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаёт особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Речь идет, прежде всего, о детях с ограниченными возможностями здоровья. В основе интегрированного обучения положено совместное обучение и воспитание детей в образовательных учреждениях, среди которых детский сад, школа, учреждения дополнительного образования.

На сегодняшний день со стороны государства уделяется много внимания процессу развития инклюзивного образования, издаются акты, постановления, касающиеся внедрения новой формы обучения в образовательный процесс, осведомляются образовательные учреждения, подготавливаются кадры для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и здоровыми детьми в одной среде. Наряду с имеющимися внедрениями появляется ряд проблем, с которыми сталкиваются специалисты, родители и, прежде всего, сами дети.

Сознание современного общества не готово к восприятию инклюзии в целом и инклюзивного образования в частности. Большое количество учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей с ограниченными возможностями в процесс обучения в классах; родители испытывают страх перед системой образования и социальной поддержкой; архитектура учебных заведений, включая внутреннюю и внешнюю, недоступна детям с особыми потребностями. Наряду с этими трудностями, одной из актуальных является психологическое восприятие здоровыми детьми детей с ограниченными возможностями. И хотя задачи реализации интеграционного обучения детей с ограниченными возможностями уже приняты и приведены в силу, они не имеют необходимой духовной и нравственной поддержки. Существует целый ряд проблем, без решения которых призывы к принятию детьми других детей с особыми потребностями останутся на нерешенном уровне.

Среди них:

- дети с ограниченными возможностями здоровья имеют неадекватную социальную идентификацию;

- дети с ограниченными возможностями здоровья подвержены эмоциональной перегрузке, связанной с изоляцией и непринятием;

- для детей с ограниченными возможностями здоровья характерен жизненный стиль, не направленный на вклад в общество, что ограничивает их социальные сети и связи, снижает самооценку и не способствует саморазвитию;

- проблемы социума, возникающие в связи с инвалидностью значительной части людей, заключаются в том, что функциональная дифференциация институтов государства и общества в сторону отторжения этой группы детей не способствует его интеграции и развитию;

- процесс социализации всех членов общества, исключающий их взаимодействие с «нетипичными людьми», присутствующими в социуме, не может быть полноценным;

- общность детей с инвалидностью воспринимается как иждивенческий балласт, что влечет за собой негативное отношение к ним других членов сообщества и способствует созданию негативных образцов жизненных стилей.

Если говорить об отношении общества к детям с ограниченными возможностями здоровья, основанном на опыте взаимодействия, то наиболее показательным примером такого отношения является совместное обучение детей с ограниченными возможностями и детей, не имеющих инвалидность. Возникает вопрос: как решить эту проблему по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья?

На сегодняшний день существуют различные программы, способствующие возможности «особенным» детям чувствовать себя равноправными членами общества, быть уверенными в реализации своих возможностей. Дети с ограниченными возможностями здоровья должны знать, что у них есть возможность добиться собственных целей, есть специалисты, к которым можно всегда обратиться, есть средства помощи, а главное, - они доступны. Поэтому, только от личных качеств и большого желания, а главное, большого усердия и труда зависит реализация возможностей. Только активное участие и активный диалог способны реализовать идею равных возможностей. Результаты массового опроса подтверждают наличие в современной России практики изоляции инвалидов в социальном пространстве, так, согласно данным количественного исследования, проведенного в 2011 году, у большинства россиян (62%) в ближайшем окружении нет людей, имеющих видимую инвалидность. Каждый второй редко видит инвалидов в общественных местах или не встречает их вообще (45%).

Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда к элементарному образованию. Так же отмечается проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей данной категории. Проблемы усугубляет тот факт, что педагоги иногда сами интолерантно относятся к таким детям. В связи с этим, одной из центральных задач в развитии толерантности по отношению к детям с особыми потребностями является формирование педагогической толерантности, т. е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения. Также необходимо воспитывать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Анализируя результаты практической деятельности специалиста коррекционной общеобразовательной школы г. Перми Потаниной О.С., можно сделать вывод, что уровень информированности населения о детях с ограниченными возможностями на данный момент остается на довольно низком уровне. Следовательно, подробной информацией об этих детях, их жизни, проблемах обладают лишь те, кто непосредственно с ними общается в повседневной жизни – это родители и родственники, друзья, специалисты, работающие с такими детьми. Существование изоляции детей с ограниченными в современном российском обществе является следствием не только слабого развития инфраструктуры для этой категории населения, наличием специализированных, закрытых учебных заведений, но и отношением окружающих, к людям с ограниченными возможностями здоровья. По мнению различных специалистов, дети с ограниченными возможностями сами «стараются избегать взаимодействия с окружающими, предпочитая жить в своем собственном мире, общаясь с узким кругом людей (родственники, одноклассники, учителя, врачи)». Нежелание детей с ограниченными возможностями здоровья лишний раз выходить на улицу, взаимодействовать с обществом объясняется тем, что дети опасаются выражения жалости, непонимания, недовольства, а порой и агрессии со стороны окружающих по отношению к ним. К основным представлениям, формирующим отношение населения к детям с ограниченными возможностями можно отнести следующие: «дети-инвалиды чаще всего рождаются в неблагополучных семьях» и «дети-инвалиды кардинально отличаются по своим человеческим качествам от обычных детей». Не зная наверняка о причинах возникновения заболеваний, вызывающих инвалидность, люди полагают, что рождение детей с ограниченными возможностями связано с неблагополучием семей – в первую очередь, с плохой наследственностью или неправильным образом жизни родителей (алкоголь, наркотики и т.п.), что в большинстве случаев не соответствует действительности. Большинство экспертов, а также родителей детей-инвалидов говорят о том, что инклюзивная система образования – это оптимальный способ воспитания, который имеет положительные последствия как для одних, так и для других детей.

Среди преимуществ интегративного обучения для личности и когнитивного развития как детей с ограниченными возможностями здоровья, так и детей без подобных ограничений отмечаются:

- преимущества социального характера: развитие самостоятельности всех детей через предоставление помощи; обогащение социального (коммуникативного и нравственного) опыта детей; развитие толерантности, терпения, умение проявлять сочувствие и гуманность;

- преимущества психологического характера: исключение формирования чувства превосходства или развития комплекса неполноценности;

- преимущества медицинского характера: подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме конкретного социума; исключение социальной изоляции детей, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей»;

- преимущества педагогического характера: рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом); активизация когнитивного развития через социальные акты коммуникации и имитации.

Толерантность это не только милосердие, терпимость, главное, это уважение прав человека. Это признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность.

На данный момент в России проживает около 1,6 миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети, имеющие инвалидность, являются наиболее социально незащищенной группой населения, которая наиболее часто подвергается жестокости со стороны окружающих их людей. Информация о жизнедеятельности данной категории детей остается для большинства неизвестной в силу их изоляции от социума. Мониторинг рассматриваемой ситуации показал, что школьники, учащиеся массовых школ, учреждений среднего профессионального образования не знакомы с «Декларацией принципов толерантности», плохо осведомлены с положениями «Конвенции о правах ребенка». Воспитание в духе толерантности в образовательной среде просто необходимо, оно должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим, а также на формирование у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработке суждений, основанных на моральных ценностях.

Формирование толерантности в сложившейся форме образования занимает значимое место. Создавая благоприятную атмосферу в детском коллективе, в котором учатся разные дети, мы одновременно можем не только успешно организовать учебно-познавательную деятельность, но уже с раннего возраста привить детям гуманистические ценности – человечность, уважение, взаимоподдержка.Потребность и готовность детей включиться в инклюзивный процесс, а также принимать участников деятельности, в том числе имеющих ограниченные возможности здоровья формирует огромный потенциал в развитии общества в целом.

Просмотров работы: 5368