На сегодняшний день со стороны государства уделяется много внимания процессу развития инклюзивного образования, издаются акты, постановления, касающиеся внедрения новой формы обучения в образовательный процесс, осведомляются образовательные учреждения, подготавливаются кадры для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и здоровыми детьми в одной среде. Наряду с имеющимися внедрениями появляется ряд проблем, с которыми сталкиваются специалисты, родители и, прежде всего, сами дети.
Сознание современного общества не готово к восприятию инклюзии в целом и инклюзивного образования в частности. Большое количество учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей с ограниченными возможностями в процесс обучения в классах; родители испытывают страх перед системой образования и социальной поддержкой; архитектура учебных заведений, включая внутреннюю и внешнюю, недоступна детям с особыми потребностями. Наряду с этими трудностями, одной из актуальных является психологическое восприятие здоровыми детьми детей с ограниченными возможностями. И хотя задачи реализации интеграционного обучения детей с ограниченными возможностями уже приняты и приведены в силу, они не имеют необходимой духовной и нравственной поддержки. Существует целый ряд проблем, без решения которых призывы к принятию детьми других детей с особыми потребностями останутся на нерешенном уровне.
Среди них:
- дети с ограниченными возможностями здоровья имеют неадекватную социальную идентификацию;
- дети с ограниченными возможностями здоровья подвержены эмоциональной перегрузке, связанной с изоляцией и непринятием;
- для детей с ограниченными возможностями здоровья характерен жизненный стиль, не направленный на вклад в общество, что ограничивает их социальные сети и связи, снижает самооценку и не способствует саморазвитию;
- проблемы социума, возникающие в связи с инвалидностью значительной части людей, заключаются в том, что функциональная дифференциация институтов государства и общества в сторону отторжения этой группы детей не способствует его интеграции и развитию;
- процесс социализации всех членов общества, исключающий их взаимодействие с «нетипичными людьми», присутствующими в социуме, не может быть полноценным;
- общность детей с инвалидностью воспринимается как иждивенческий балласт, что влечет за собой негативное отношение к ним других членов сообщества и способствует созданию негативных образцов жизненных стилей.
Если говорить об отношении общества к детям с ограниченными возможностями здоровья, основанном на опыте взаимодействия, то наиболее показательным примером такого отношения является совместное обучение детей с ограниченными возможностями и детей, не имеющих инвалидность. Возникает вопрос: как решить эту проблему по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья?
На сегодняшний день существуют различные программы, способствующие возможности «особенным» детям чувствовать себя равноправными членами общества, быть уверенными в реализации своих возможностей. Дети с ограниченными возможностями здоровья должны знать, что у них есть возможность добиться собственных целей, есть специалисты, к которым можно всегда обратиться, есть средства помощи, а главное, - они доступны. Поэтому, только от личных качеств и большого желания, а главное, большого усердия и труда зависит реализация возможностей. Только активное участие и активный диалог способны реализовать идею равных возможностей. Результаты массового опроса подтверждают наличие в современной России практики изоляции инвалидов в социальном пространстве, так, согласно данным количественного исследования, проведенного в 2011 году, у большинства россиян (62%) в ближайшем окружении нет людей, имеющих видимую инвалидность. Каждый второй редко видит инвалидов в общественных местах или не встречает их вообще (45%).
Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда — к элементарному образованию. Так же отмечается проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей данной категории. Проблемы усугубляет тот факт, что педагоги иногда сами интолерантно относятся к таким детям. В связи с этим, одной из центральных задач в развитии толерантности по отношению к детям с особыми потребностями является формирование педагогической толерантности, т. е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения. Также необходимо воспитывать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Анализируя результаты практической деятельности специалиста коррекционной общеобразовательной школы г. Перми Потаниной О.С., можно сделать вывод, что уровень информированности населения о детях с ограниченными возможностями на данный момент остается на довольно низком уровне. Следовательно, подробной информацией об этих детях, их жизни, проблемах обладают лишь те, кто непосредственно с ними общается в повседневной жизни – это родители и родственники, друзья, специалисты, работающие с такими детьми. Существование изоляции детей с ограниченными в современном российском обществе является следствием не только слабого развития инфраструктуры для этой категории населения, наличием специализированных, закрытых учебных заведений, но и отношением окружающих, к людям с ограниченными возможностями здоровья. По мнению различных специалистов, дети с ограниченными возможностями сами «стараются избегать взаимодействия с окружающими, предпочитая жить в своем собственном мире, общаясь с узким кругом людей (родственники, одноклассники, учителя, врачи)». Нежелание детей с ограниченными возможностями здоровья лишний раз выходить на улицу, взаимодействовать с обществом объясняется тем, что дети опасаются выражения жалости, непонимания, недовольства, а порой и агрессии со стороны окружающих по отношению к ним. К основным представлениям, формирующим отношение населения к детям с ограниченными возможностями можно отнести следующие: «дети-инвалиды чаще всего рождаются в неблагополучных семьях» и «дети-инвалиды кардинально отличаются по своим человеческим качествам от обычных детей». Не зная наверняка о причинах возникновения заболеваний, вызывающих инвалидность, люди полагают, что рождение детей с ограниченными возможностями связано с неблагополучием семей – в первую очередь, с плохой наследственностью или неправильным образом жизни родителей (алкоголь, наркотики и т.п.), что в большинстве случаев не соответствует действительности. Большинство экспертов, а также родителей детей-инвалидов говорят о том, что инклюзивная система образования – это оптимальный способ воспитания, который имеет положительные последствия как для одних, так и для других детей.
Среди преимуществ интегративного обучения для личности и когнитивного развития как детей с ограниченными возможностями здоровья, так и детей без подобных ограничений отмечаются:
- преимущества социального характера: развитие самостоятельности всех детей через предоставление помощи; обогащение социального (коммуникативного и нравственного) опыта детей; развитие толерантности, терпения, умение проявлять сочувствие и гуманность;
- преимущества психологического характера: исключение формирования чувства превосходства или развития комплекса неполноценности;
- преимущества медицинского характера: подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме конкретного социума; исключение социальной изоляции детей, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей»;
- преимущества педагогического характера: рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом); активизация когнитивного развития через социальные акты коммуникации и имитации.
Толерантность — это не только милосердие, терпимость, главное, это уважение прав человека. Это признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность.
На данный момент в России проживает около 1,6 миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети, имеющие инвалидность, являются наиболее социально незащищенной группой населения, которая наиболее часто подвергается жестокости со стороны окружающих их людей. Информация о жизнедеятельности данной категории детей остается для большинства неизвестной в силу их изоляции от социума. Мониторинг рассматриваемой ситуации показал, что школьники, учащиеся массовых школ, учреждений среднего профессионального образования не знакомы с «Декларацией принципов толерантности», плохо осведомлены с положениями «Конвенции о правах ребенка». Воспитание в духе толерантности в образовательной среде просто необходимо, оно должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим, а также на формирование у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработке суждений, основанных на моральных ценностях.
Формирование толерантности в сложившейся форме образования занимает значимое место. Создавая благоприятную атмосферу в детском коллективе, в котором учатся разные дети, мы одновременно можем не только успешно организовать учебно-познавательную деятельность, но уже с раннего возраста привить детям гуманистические ценности – человечность, уважение, взаимоподдержка.Потребность и готовность детей включиться в инклюзивный процесс, а также принимать участников деятельности, в том числе имеющих ограниченные возможности здоровья формирует огромный потенциал в развитии общества в целом.