Однако это требует дополнительных исследований и оценок, а также введения количественных и качественных ограничений. В качестве критерия для принятия решений при выборе формы регулирующих воздействий на рынок транспортных услуг следует принять минимум совокупных затрат, включающих в себя: эксплуатационные затраты на перевозки; потери от излишнего прилива капитала в отрасль и данный сектор экономики; потери, сдерживающие развитие других отраслей народного хозяйства, возникающие от недостатка провозных возможностей.
Повышение конкуренции ведёт к появлению избыточных мощностей, которые недоиспользуются, что также приводит к потерям национальных ресурсов. В том случае, когда существует недостаток провозных возможностей, возникают также потери в связи с необоснованным повышением цен на транспортные услуги за счёт фактора дефицитности и в результате сдерживания развития смежных отраслей, и экономики в целом[2].
Поскольку провозные возможности (Vо), соответствующие минимальному уровню совокупных затрат, больше провозных возможностей (Vс), соответствующих сложившемуся спросу, можно говорить о существовании коэффициента оптимального соотношения спроса и предложения на рынке, к которому следует стремиться:
Kопт. = (Vo – Vc) / Vc
Очевидно, что величина коэффициента будет зависеть от ряда факторов, в том числе и от динамики развития рынка. Оценить величину оптимального соотношения можно различными методами: экспериментальным путём; на основе анализа опыта других стран в данной области; по аналогии с другими процессами; экспертным путём; путём моделирования экономических процессов.
Экспериментальный путь изучения экономических явлений очень дорогой и требует продолжительного периода времени для его реализации. Последствия при экономических экспериментах часто носят непредсказуемый характер и не соответствуют ожидаемым результатам.
Оптимальное соотношение спроса и предложения на транспортные услуги может быть ориентировочно оценено величиной 3 – 5% по аналогии с монетарным правилом Фридмана. Согласно данному правилу денежное предложение должно превышать спрос на 3 – 5% в год. Конечно, полной аналогии для этих процессов быть не может, но данные цифры могут служить определённым ориентиром.
Возможны различные варианты поиска оптимального соотношения спроса и предложения на транспортные услуги путём графического моделирования, которое показывает, что точка оптимального объёма зависит от следующих факторов:
- соотношения затрат на эксплуатацию используемых в данном секторе рынка автомобилей и цен на них;
- степени снижения затрат в связи с ростом конкуренции в данном секторе экономики[3];
Моделирование при различных значениях указанных факторов показывает, что оптимальное значение данного соотношения находится в пределах 5 – 25%. Моделирование происходит при следующих условиях: годовые затраты на эксплуатацию равны затратам на приобретение транспортных средств; при стопроцентном превышении провозных возможностей 50% парка автомобилей простаивают; снижение затрат на перевозки может быть достигнуто в условиях конкуренции за счёт снижения себестоимости перевозок более чем на 20%при повышении предложения над спросом в полтора раза. Оптимальное значение соотношения превышения провозных возможностей над спросом может быть определено и с помощью экономико-математических моделей.
При определении оптимального соотношения спроса и предложения на рынке транспортных услуг необходимо использовать несколько методов и на основании их делать комплексную оценку.
Библиографический список
Богдарецкий А.В. Основные направления в исследованиях рынка транспортных услуг, 2007.-281с.
Бачурин А.А. Маркетинг на автомобильном транспорте: учебное пособие, 2011.-208с.
Российский рынок транспортно-логистических услуг: тенденции и перспективы развития. // Экономика и жизнь, 2009.-№38.
Материал вычитан, цифры, факты, цитаты сверены с первоисточником.