ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

Харченко Е.А. 1
1филиал ЮФУ в Новошахтинске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Понятие пожилого возраста включает в себя не только биологические, но и социально-психологические характеристики. Современные исследователи различают несколько видов старости: хронологическую, физиологическую, психологическую и социальную и считают, что все её виды взаимообусловлены и оказывают определенное влияние друг на друга. Не существует четких границ и при определении хронологической старости, то есть того количества прожитых лет, после которого человека можно назвать пожилым или старым. В разных обществах в разные периоды его развития границы пожилого общества несколько смещались. Так, например, Пифагор полагал, что четырем временам года соответствуют четыре периода жизни человека, каждый из которых равен 20 годам: период становления (до 20 лет) молодой человек (от 20 до 40); расцвет сил (40-60 лет); старость (60-80 лет). Авиценна считал, что возраст 50-60 лет - это уже начало старости1.

Свой вариант определения возрастных границ пожилого возраста предлагает всемирная организация здравоохранения. Согласно этой классификации пожилые - это люди в возрасте от 60 до 74 лет, с 75 до 89 лет- старческий возраст, от 90 лет и старше -- возраст долгожителей2.

Однако, с точки зрения осмысления социальных проблем пожилых людей в России, кажется, более удобным считать началом пожилого возраста возраст выхода на пенсию по старости, то есть для женщин - 55 лет, для мужчин 60. Ведь именно формальный переход из категории трудоспособного населения в группу пенсионеров становится одной из основных причин усиления социальных проблем людей пожилого возраста.3

Социальные проблемы пожилых людей достаточно разнообразны, их спектр зависит как от объективных, так и от субъективных факторов, однако можно попытаться условно объединить их в несколько групп - это проблемы материально-финансового характера, медико-социальной реабилитации и психологического благополучия пожилых.

К материально-финансовым проблемам этой категории населения России, несомненно, относится низкий уровень пенсий, который, зачастую, находится ниже уровня бедности. Индексация пенсий только в последние годы стала проводиться, относительно регулярно, однако её коэффициент пока отстает от уровня инфляции. Несмотря на то, что в последние годы правительство неоднократно повышало пенсий, следует констатировать тот факт, что уровень размера пенсий является недостаточным для достойной жизни пожилых людей.

К психологическим проблемам можно отнести резкое сужение контактов пожилого человека, которое может привезти к полному одиночеству. Уменьшение возможностей для общения связано с тем, что человек «выпадает» из трудового коллектива, больше времени проводит дома. Особенно эта проблема актуальна для пожилых людей, живущих отдельно от своих взрослых детей.

Старение сопровождается неуклонным увеличением риска смерти, отражающим снижение жизнеспособности организма, его диапазона адаптационных возможностей. Достаточно острой является проблема ограничения жизнедеятельности, которая понимается, как «…полное или частичное отсутствие у человека способности или возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль над своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью». Престарелому человеку и его семье нужна помощь и поддержка - психологическая, медицинская, социальная. И цивилизованность сегодняшнего общества определяется в частности тем, насколько широка сеть специализированных учреждений, оказывающих помощь пожилым людям в решении их медико-социальных проблем – от обычных поликлиник и стационарных медицинских учреждений до специализированных геронтологических центров.4

Многие из вышеперечисленных проблем сегодня не являются актуальными для более развитых обществ западных стран. Но для российского социума решение этих проблем одна из первостепенных задач. Если меры по социальной защите любых категорий населения, в том числе и пенсионеров, не будут приниматься на государственном уровне, то неизбежны социальные потрясения.

Существуют 3 основных направления социальной работы с пожилыми людьми: социальное обеспечение, социальное страхование и социальное обслуживание. Социальное обеспечение включает в себя систему различных пенсий, пособий и льгот (например, пенсия по инвалидности, за выслугу лет, социальные пенсии).

Социальное обслуживание выражается в следующих формах:

1) социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);

2) полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;

3) стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);

4) срочное социальное обслуживание;

5) социально-консультативную помощь

Социальное страхование пожилых людей проявляется в основном в форме пенсионного страхования.5

Очень необходимы и полезны в третьем возрасте привычки социальной активности, полезной для общества и для самого пожилого человека, способствующей его хорошему физическому, моральному и социальному самочувствию. Эта активность может проявляться в какой-либо общественной деятельности, в образовательной деятельности, в проведении активного досуга, занятии спортом, любительская активность (огородничество и садоводство, разведение птиц, рыбок, декоративных растений, выпечка кондитерских изделий, шитье, столярные, токарные и другие работы, занятия живописью, музыкой и так далее).

Как в России, так и за рубежом существуют различные формы поддержки социальной активности пожилых людей. Более развита данная система в странах Европы и в США. В Германии и Скандинавских странах (Швеция, Финляндия, Дания, Норвегия) разработана целая образовательная система для лиц третьего возраста. Сфера образования пожилых людей в этих странах включает в себя государственные, общественные, частные формы обучения, разнообразные как по структуре, так и по программам обучения. Наряду с уже имеющимися центрами образования взрослых, государственными, кооперативными, общественными курсами созданы различные новые организационные формы обучения, например при высших учебных заведениях. И не только в форме институтов и факультетов повышения квалификации, но и центров непрерывного образования, народных университетов. Так же не стоит упускать из вида привлечение коммерческих и общественных организаций к созданию государственно-общественных и государственно-частных форм обучения взрослых на условиях социального партнерства. В Германии обучающие организации имеются при церквях, партиях, различных союзах и объединениях пожилых людей.6

Большую роль в повышении социальной активности пожилых граждан играют различные социокультурные учреждения, такие как клубы. Главной целью клубов пожилых людей является предоставление возможности выгодно и приятно проводить свободное время, удовлетворение разнообразных культурно – просветительских потребностей, а также пробуждение новых интересов, облегчение установления дружеских контактов. Эти учреждения должны предлагать пожилым людям определенные услуги, помощь, советы и организовывать их отдых и развлечения. Для наиболее активных людей они должны быть местом полезной и нужной окружающей деятельности. В целом, задачей клубов является удовлетворение различных духовных потребностей людей пожилого возраста. Данные клубы организуются по месту работы, преимущественно, при заводах и фабриках (для бывших работников предприятий) , а также по месту жительства (территориальные клубы). Клубная деятельность широко развита за рубежом, особенно в Германии и Великобритании. В отличие от России, где пожилые граждане пока с осторожностью относятся к данного рода организациям, в Германии и Великобритании очень высока посещаемость клубов для пожилых. Они являются неотъемлемым элементом активной старости.7

Также важную роль в повышении социальной активности пожилых людей являются всевозможные группы взаимопомощи, такие например, как общественные организации и объединения пожилых людей. Цели и задачи у таких организаций могут быть самые разные: защита прав и интересов членов организации, юридическая помощь, помощь при трудоустройстве, информационно-просветительская деятельность, военно-патриотическая деятельность, психологическая поддержка членов организации, денежная и материальная помощь, культурно-досуговая деятельность, медицинская помощь, продовольственная помощь, скидки на бытовые услуги и так далее.

В России самой массовой общественной организацией является Совет ветеранов. Также существует партия пенсионеров.

За рубежом также очень развита система создания групп взаимопомощи. В качестве примера можно привести Американскую Ассоциацию пенсионеров. Ее девиз провозглашает: «Содействие независимости, достоинству и целеустремленности пожилых людей». Организация считается некоммерческой и пользуется налоговыми льготами и щедрыми правительственными грантами. История появления организации пенсионеров связана с альтруистической инициативой ее основательницы, Этель Андрус, которая, выйдя на пенсию, не только продолжила вести активный образ жизни, но и стала продвигать идею «продуктивного старения» для других. . В 32 года она стала первой женщиной в штате Калифорния, дослужившейся до должности директора школы. Преподавательскую, а потом и управленческую деятельность она успешно совмещала с волонтерской работой, посвящая вечера и выходные благотворительным курсам для бедных. В 1927 году предметом забот Андрус стали вышедшие на пенсию учителя: размер пенсионных пособий американских педагогов оставлял тех из них, у кого не имелось дополнительных источников средств к существованию, за чертой бедности. В 1947-м году в результате усилий Этель Андрус появилась Национальная отставная ассоциация учителей8.

Для учителей пенсионного возраста Национальная отставная ассоциация учителей стала прежде всего организацией, через которую они могли приобрести медицинские полисы, но кроме педагогов схожие потребности имелись и у других пожилых американцев. Исходя из этого, в 1958 году Этель Андрус и Леонард Дэвис решили пойти дальше и создать ассоциацию, объединяющую всех пенсионеров Америки, которая и существует по сей день.

Таким образом, пожилые люди являются полноправными членами современного общества. Они имеют специфические проблемы, решением которых частично занимается система социальной защиты. Но, кроме решения материальной проблемы, необходимо также обеспечить гражданам третьего возраста активную и творческую старость. Для этого необходимо на основе государственных, общественных, коммерческих ресурсов стимулировать социальную активность пожилых граждан; необходимо развивать организационно-правовые основания стимулирования, развития и совершенствования форм и методов повышения социальной активности пожилых, а также усовершенствовать их организацию.

Сохранение социальной субъектности личности в пожилом возрасте способствует увеличению продолжительности активной жизни.

Существуют факторы, способствующие и препятствующие реализации социальной субъектности пожилого человека. Стимулами являются: необходимость заботиться о ком-либо (родственники); стремление продолжить карьеру, самореализоваться в любимом деле; предыдущая активная общественная деятельность, наличие свободного времени; пси­хологическая зрелость, высокая самодостаточность и ответственность, жиз­ненный опыт и рациональность, наличие сложившейся социальной сети. К препятствиям относятся: стереотипы старости и старения; геронтофобия; возрастные соматические риски; проблемная платежеспособность и недостаточно высокий уровень образования, ограничения в доступе к виртуальной информации, удаленность места проживания (сельская местность).9

Прослеживается угасание социальной субъектности с возрастом (особенно после 80 лет), также оно может быть вызвано травмирующим фактором, например, ущемлением достоинства в семье или на работе, надломом вследствие смерти супруга. Также к факторам, препятствующим развитию социальной субъектности пожилых людей относится невостребованность их на рынке труда.

Для развития и активизации социальной субъектности пожилых людей необходимо усовершенствование политических и общественных механизмов. Во-первых, нужно создать условия для реализации потенциала пожилых людей на рынке труда. Во–вторых, усилить обеспечение граждан третьего возраста информационными ресурсами, так как зачастую пожилые люди, особенно проживающие в сельской местности, не обладают достаточной информацией о способах самореализации и особенностях социально-активного образа жизни. И, в-третьих, необходимо обеспечение достойного финансирования общественных объединений, организаций и ассоциаций пожилых людей, а также социокультурной деятельности.

1 Яцемирская Р.С. Социальная геронтология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Р.С. Яцемирская, И.Г. Беленькая.-М.: Гуманитарное издательство, центр ВЛАДОС, 2003. - с. 17-20.

2 Альперович В.Д. Проблемы старения:демография, психология, социология/В.Д. Альперович.-М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2007. - с. 126.

3 Там же, с. 129.

4 Яцемирская Р.С. Социальная геронтология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Р.С. Яцемирская, И.Г. Беленькая.-М.: Гуманитарное издательство, центр ВЛАДОС, 2003. - с. 45-52.

5 Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: учебное пособие. / Е.И.Холостова. - М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. - с. 245-247.

6 Высоцкая И.В. Самостоятельная организация как образовательное учреждение в сфере образования пожилых людей в Германии / И.В. Высоцкая // Сибирский педагогический журнал . - 2012. - № 6. - с. 159-162.

7 Плеханова О.Е. Социально-культурная деятельность как средство реабилитации пожилых людей / О.Е.Плеханова // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2012. - № 1. - .с. 176-182.

8Ассоциация пенсионеров Америки - URL: www.goodmody.ru/ http://subscribe.ru/archive/socio.people.pojilomu/201207/14212736.html?fromissue=2

9 Старикова М.М. Социальная субъектность пожилых людей в основных сферах их жизнедеятельности. – URL: www.dissercat.com/ http://www.dissercat.com/content/sotsialnaya-subektnost-pozhilykh-lyudei-v-osnovnykh-sferakh-ikh-zhiznedeyatelnosti#ixzz2KHyZaxNX

8

Просмотров работы: 7643