КОНСТРУКТОР ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

КОНСТРУКТОР ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время стремительно возрастает роль образования, усиливается его влияние на все сферы социальной жизни. Усиление роли знаний в общественном развитии, постепенное превращение информации в основной капитал принципиально изменяют роль образования в структуре общественной жизни современного мира. Эти процессы в значительной степени опираются на использование и развитие образовательных систем различного уровня: от обычного общеобразовательного учреждения до международных проектов, охватывающих своим влиянием не только несколько стран, но и даже целые континенты.

Специфика современной системы образования состоит в том, что она должна быть способна не только вооружать обучающегося знаниями, но и формировать у него потребность в непрерывном самостоятельном и творческом подходе к овладению новыми знаниями, создавать возможности для отработки умений и навыков самообразования. Современные тенденции социально-экономического развития России заставляют переосмыслить цели школьного образования, соответственно по-новому сформулировать и планируемые результаты образования.

Также инновации требуют изменения деятельности современного учителя, в том числе и организации его работы.

Одним из направлений модернизации является необходимость введения дополнительных инноваций в школьную практику. К числу дополнительных инновационных изменений относится портфель индивидуальных достижений – портфолио, которое нужно не только учащимся, но и учителю для оценки своей работы. Портфолио, в отличие от традиционных контрольно-оценочных средств, содержит более объективные данные, показывающие всестороннюю деятельность учителя: занятия на курсах, участие в социальной практике, в различных мероприятиях и т.д.

Не секрет, что современному педагогу необходимо быть конкурентоспособным, уметь позиционировать себя в условиях школьного учреждения. В этом ему сможет помочь подборка материалов, характеризующая уровень его квалификации и содержащая основные направления профессионального роста.

Специалисту, претендующему на высшую категорию, необходимо создать свое портфолио и отразить в нем информацию, показывающую, что он действительно достиг более высокого уровня в своем профессиональном развитии.

Основанием для составления портфолио могут также послужить желание и умение педагога предложить свой положительный опыт для ознакомления и внедрения в педагогическую практику. Ведь не секрет, что в деятельности педагога приходит такой момент, когда ему есть чем поделиться с другими, и он желает делать это.

В настоящее время существует большая активность современного учителя, следовательно, педагогу все чаще приходиться выполнять огромное количество различных проектов, печатных работ, принимать участие на окружных и городских мероприятиях, выступать на конференциях, демонстрировать свои методические разработки и т.д. Все это необходимо обобщить и систематизировать, чтобы верно выстроить стратегию дальнейшего профессионального роста и развития.

Необходимо также отметить тот факт, что современная школа нуждается в «новом» типе учителя - творчески думающего, владеющего современными методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат. В связи с этим актуальной становится система инновационной оценки труда педагога портфолио.

Проблеме создания портфолио педагога посвящены работы Брауна С.Б., Джонсона Р.Л., Запорожко В.В, Калмыковой И.Р., Красильниковой В.А., Кузнецовой А.А, Сизовой Л.М.

В портфолио могут быть зафиксированы личные профессиональные достижения педагога в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования России. Портфолио обеспечивает интеграцию количественной и качественной оценок, являясь при этом:

- средством мониторинга профессионального роста учителя, отражающим уровень его компетентности и конкурентоспособности;

- коллекцией дидактических, методических, инновационных, творческих материалов, предназначенных для более совершенной организации учебного процесса;

- хорошим механизмом повышения качества школьного образования.

Именно поэтому на современном этапе российского образования возникла необходимость использования портфолио как систематизации работы педагога и как технологии, позволяющей помочь решить проблему, связанную с объективным оцениванием профессионального роста учителя.

Спектр деятельности современного педагога может быть настолько широк, что собрать воедино все результаты учебной и результаты внеурочной деятельности в одном документе просто невозможно. В этом случае необходимо создать электронное портфолио, которое объединит весь набор работ учителя и представит все аспекты его деятельности в виде полной картины. Так как далеко не каждый учитель сможет разработать электронный вариант самостоятельно, то есть потребность в разработке конструктора такого портфолио.

Актуальность проблемы исследования обусловлена задачами улучшения качества подготовки и переподготовки учительских кадров. Новизна и практическая значимость заключается в том, что портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

На основе выделенной проблемы была сформулирована тема работы: «Конструктор электронного портфолио учителя».

Уровень конструктора в равной степени определяется не только программой, но и аппаратной составляющей. К основным компонентам аппаратно-программной среды отнесем компьютер, редактор графической информации, офисное приложение MS Word, а также среду программирования Borland Delphi 7.0.

Основным достоинством данного электронного конструктора является его логическая структура и взаимосвязь отдельных разделов структуры и содержания портфолио, удобство доступа к информационно-справочным материалам, достаточно простой и легко воспринимаемый интерфейс.

После запуска программы перед пользователем появляется основная форма с девятью вкладками, которые отражают основные разделы портфолио учителя:

- общие сведения об учителе;

- результаты педагогической деятельности;

- научно методическая деятельность (НМД);

- внеурочная деятельность по предмету;

- учебно-материальная база;

- работа учителя как классного руководителя;

- самооценка результатов педагогической деятельности;

- отзывы.

Данные вкладки реализованы с помощью компонента PageControl.

В верхней части основной формы расположено главное меню и панель инструментов для быстрого доступа к некоторым функциям. Центральная часть формы содержит структурированные таблицы для заполнения каждого из разделов. Также на основной форме предусмотрена возможность загрузки личного фото, для чего используются компонент Image, находящийся во вкладке Additional и компонент Button, расположенной во вкладке Standard. Компонент OpenDialog позволит пользователю открыть папку для выбора фото, после чего оно появится на главной форме (рис. 1):

Рис. 1. Основная форма конструктора электронного портфолио

Во вкладке Личные данные, расположенной на основной форме пользователю необходимо заполнить предложенные ему поля, собранные в отдельные группы:

- личные данные;

- образование;

- стаж;

- повышение квалификации.

При переходе на следующую вкладку открывается форма для заполнения раздела о результатах педагогической деятельности учителя (рис. 2):

Рис. 2. Раздел конструктора электронного портфолио о результатах педагогической деятельности

В данном разделе преподавателю предлагается рассказать о результатах проверочных работ, а именно: обозначить дисциплину, вид работы, год, класс, а также успеваемость и качество проделанной работы. После введения данных, которое осуществляется с помощью компонента Edit, необходимо нажать на кнопку «Добавить» для того, чтобы введенные данные поместились в структурированную таблицу, сформированную про помощи компонента StringGrid.

Здесь же необходимо отразить участие воспитанников в олимпиадах и конкурсах: год, статус (школьный, районный, городской, региональный или всероссийский), количество и занявшее место. И также с помощью кнопки «Добавить» перенести данные в таблицу. При необходимости можно воспользоваться кнопкой «Удалить». При этом программный код выглядит так:

procedure TForm1.Button9Click (Sender: TObject);

begin

ClearStringGrid (Sender,StringGrid1);

end;

После нажатия на данную кнопку ненужные данные будут удалены из таблицы. Информация о выпускниках, в каком году поступили, на какой основе (бюджетной или по предметной направленности) и количество медалистов заполняется подобным образом.

При переходе на следующую вкладку конструктора Научно-методическая деятельность перед пользователем появляется следующее окно (рис. 3):

В верхней части окна пользователю необходимо заполнить информацию о проведенных им уроках и различных мероприятиях. Также при желании педагог может загрузить фото-отчет к проведенным урокам. Для загрузки плана и анализа урока мы использовали многострочное поле ввода RichEdit. При нажатии кнопки «Загрузить», реализованной компонентом Button, появиться окно выбора файла. Как только пользователь выберет необходимый ему документ и загрузит его, он появится на экране в поле ввода.

Важно отметить, что загружаемые файлы должны быть только в формате .rtf. Это отразим следующим кодом программы:

procedureTForm1.OpenDoc (RichEdit:TRichEdit);

begin

OpenDialog1.Filter:='rich text format documents (*.rtf)|*.rtf| text documents (*.txt)|*.txt';

if OpenDialog1.Execute then

begin

RichEdit.Lines.LoadFromFile (OpenDialog1.FileName);

OpenDialog1. FileName:='';

end;

end;

В нижней части окна заполняется информация о научной деятельности педагога: о его методических разработках и публикациях. Ввод данных реализуется посредством однострочного поля ввода Edit. С помощью кнопки «Добавить» введенные данные мы поместим в таблицу StringGrid.

В разделе Внеурочная деятельность по предмету пользователем вводится информация о внеклассной и кружковой работе, о творческих работах учеников, их достижениях, а также о проведенных мероприятиях в классе: их сценарии и фото. Для загрузки фотографий будем использовать компоненты Image и OpenDialog. Причем строка адреса, загружаемой фотографии, будет отражаться в однострочном поле ввода Edit. Данные вводятся подобно предыдущим разделам и добавляются в созданную с помощью компонента StringGrid таблицу.

В следующих вкладках Учебно-материальная база и Работа учителя как классного руководителя с помощью компонентов однострочного и многострочного поля ввода Edit и RichEdit, таблицы StringGrid, компонента открытия файлов OpenDialog, а также GroupBox, посредством которого все компоненты структурированы и сгруппированы, пользователь осуществляет заполнение полей, представленных на рисунке.

При выборе вкладки Перспективный план перед пользователем появляется окно с расположенным на всю форму компонентом Memo–несложным текстовым редактором. С его помощью учитель сможет ввести с клавиатуры информацию о своих планах на будущее и рассмотреть пути их реализации.

При переходе на вкладку Отзывы появится окно для загрузки четырех самым ярких и запоминающихся отзывов от родителей учеников, от самих учеников, а также от коллег и администрации:

Во вкладке конструктора электронного портфолио Награды пользователь путем добавления в таблицу, где будет отражаться только адрес файла, загружает заслуженные и полученные им награды, дипломы, листы благодарности и т.д.

После заполнения всех разделов конструктора электронного портфолио учителя необходимо сформировать само портфолио, которое будет представлено в виде сайта и будет открываться через тот браузер, который установлен на компьютере пользователя. Для этого в нижней части окна нажмем кнопку «Сформировать портфолио». После нажатия появиться сообщение о том, что портфолио сформировано.

Рассмотрим фрагмент программного кода, отвечающий за создание html-приложения раздела «Работа учителя как классного руководителя»:

tempstr:='';

if IsNonCleanTable(StringGrid9) then

begin

tempstr:='

Разработки классных часов и родительских собраний

';

 

for i:=1 to StringGrid9.RowCount-1 do

begin

tempstr:=tempstr+'

';

 

for j:=0 to 4 do

if Trim(StringGrid9.Cells[j,i]) '' then

begin

if j

Вид мероприятия Тема Класс Дата встречи План-конспект

 

Просмотров работы: 4101