Социальная сеть - это социальная структура, которая образованная людьми или организациями. Она отражает разнообразные связи между ними с помощью разнообразных взаимоотношений, эти отношения начинаются со случайных знакомств и потом они заканчиваются тесными родственными узами.
Термин "Социальная сеть" впервые был предложен уже в 1954 году Дж. А. Барнесом (в его работе Class and Committees in a Norwegian Island Parish, «Human Relations»). В то время размер социальных сетей максимально составлял до 150 человек, а средний был около 123 ( Хилл и Данбери, 2002).
Анализ социальных сетей превратился в основной метод исследований в психологии, информатике и исследовании организаций, а также распространенную тему для исследований и дискуссий. Данные исследования показали, что социальные сети очень сильно действуютна многих уровнях, начиная от семей, и заканчивая целыми нациями, и также социальные сети играют важную роль в том, как решаются проблемы, работают организации, и добиваются успеха на пути к собственным целям индивиды.
Социальные сети, также, используются для исследования того, как взаимодействуют компании, характеризуя много неформальных связей, которые объединяют между собой представителей руководств, а также ассоциации и связи между отдельными рабочими в разных компаниях. Эти сети дают возможности компаниям собирать информацию, удерживать конкуренцию и даже тайно сговариваться об установлении цен или политик.
Социальные сети в Интернете
Первым интернет-сайтом, который предлагал возможности работы с социальными сетями, был classmates.com, который появился в 1995 году. В след за ним, в 1997 году появился SixDegrees.com. Начиная с 2001 года начали появляться сайты, в которых использовалась технология под названием Круг друзей. Эта форма социальных сетей, которая широко используется в виртуальных сообществах, получила широкую известность в 2002 году и расцвела с появлением сайта Friendster. Сейчас существует более 200 сайтов с возможностями организации социальных сетей. Популярность этих сайтов постоянно росло, и в 2005 году было больше просмотров страниц сайта MySpace, чем сайта Google. В 2004 году была создана крупнейшая на сегодняшний день социальная сеть в мире Facebook. Google также предлагает веб-сайт с возможностями работы с социальными сетями orkut, который был запущен в 2004 году. Социальные сети стали рассматриваться как составляющая интернет стратегии примерно в то же время: в марте 2005, Yahoo запустила Yahoo! 360 °, а в июле 2005 News Corportaion запустила MySpace.
На сегодняшний день можно перечислить наиболее многочисленные социальные сети и их рейтинг по количеству зарегистрированных пользователей от общего числа пользователей сети Интернет( по данным сайта http://www.bestpersons.ru/top):
1.Livejournal 9.1%
2. Twitter 7.6%
3. вконтакте 3.6%
4. LiveInternet 2.8%
5. Facebook 2.7%
6. blogspot.com 2.3%
7. YouTube 2.1%
8. Блоги@Mail.Ru 2.0%
9. Одноклассники 2.0%
10. LastFm 1.7%
11.Я.ру 1.5%
12.Diary 1.3%
13. Мой круг 1.1%
14. Blog.ru 1.0%
15. MySpace 0.9%
Данные о популярности социальных сетей среди россиян предоставляет Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 3-4 апреля 2010 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%. По данным опроса:
Социальные сети посещает каждый второй пользователь Интернета (52%). Типичный пользователь подобных ресурсов - это житель Северо-Западного округа (71%), 18-24-летний (75%), с высоким уровнем образования (57%) и материального положения (65%). 3% сообщили, что прекратили пользоваться социальными сетями. 35% никогда не посещали подобные ресурсы, а 8% не знают, что это такое.
Самая популярная социальная сеть - «Вконтакте», ее ежедневно посещает каждый третий пользователь Интернета (31%), а еще 23% делают это еженедельно. На втором месте - «Одноклассники» (21 и 28% соответственно).
Что касается остальных социальных сетей, то ими большинство опрошенных не пользуются: это Twitter (87%), Blog.ru (86%), Facebook, MySpace (по 85%), Liveinternet (84%), Livejournal и Mamba (по 83%), Я.ру и Мой круг (по 81%), Блоги@Mail.ru (67%).
Регистрация в самых популярных социальных сетях была наиболее распространена с 2007 по 2009 годы: в этот период зарегистрировалось большинство пользователей «Одноклассников» (50%) и «Вконтакте» (47%). Вторая волна регистрации в этих ресурсах приходится на последний год - полгода : в этот период регистрация в сети «Вконтакте» была даже более активной (28% против 23% соответственно). Далее, с большим отрывом следуют сети «Мой Мир» (в ней от года до трех лет назад зарегистрировались 34%, от года до полугода назад - 31%) и «Мой круг» (28 и 13% соответственно).
Что касается остальных социальных сетей, то большинство их пользователей не могут вспомнить, как давно они зарегистрированы на этих ресурсах (55-84%).
В ситуации выбора одной социальной сети из множества существующих, большинство опрошенных выбрали бы «Вконтакте» (35%). 27% предпочли бы пользоваться «Одноклассниками». Прочие социальные сети выбрали бы не более 2% опрошенных. «Вконтакте» выбирают, в первую очередь, 18-24-летние сограждане (51%), «Одноклассники» - 45-59-летние респонденты (40%).
Социальная сеть – это место общения большого количества людей, многие из них и не думают о необходимости защиты своей информации и своего компьютера. Это дает повод к действию и различным мошенникам.
Угрозы могут быть самыми разными — от простой спам-рекламы, которую мы временами обнаруживаем в своем электронном почтовом ящике, до более изощренных видов интернет-мошенничества, созданных специально для кражи регистрационных данных пользователей социальных сетей или, например, для заражения компьютеров троянской программой-бэкдором. В результате пользователь не только теряет свою личную информацию и деньги, он подвергает угрозе компьютерного заражения окружающих.
Нашей группой так же было проведено исследование среди студентов педагогического факультета Старооскольского филиала «Белгородского государственного национального исследовательского университета». Опрос касался вопросов вовлечения в различные социальные сети и безопасности в социальных сетях.
Было опрошено 189 студентов очного отделения, что составляет 80% от общего их количества. Студенты пятых курсов в это время находились на педагогической практике. В следующей таблице приведены категории опрошенных студентов:
Таблица 1
Группы |
Количество опрошенных |
110 |
30 |
210 |
14 |
310 |
18 |
410 |
18 |
510 |
9 |
120 |
12 |
220 |
7 |
320 |
9 |
420 |
6 |
520 |
23 |
130 |
9 |
230 |
5 |
330 |
12 |
430 |
13 |
531 |
4 |
На заданные вопросы были даны следующие ответы:
Вопрос 1. В каких социальных сетях вы зарегистрированы?
Варианты ответов |
Кол-во ответов |
Кол-во ответов , % |
Одноклассники |
80 |
42 |
Мой Мир |
57 |
30 |
В контакте |
150 |
79 |
|
56 |
30 |
|
13 |
7 |
ICQ |
2 |
1 |
Предполагалось, что можно выбрать несколько вариантов ответов. На диаграмме показано, какие социальные сети пользуются наибольшей популярностью.
Таким образом, 79% из опрошенных нами студентов зарегистрированы в «Вконтакте», на втором месте по популярности «Одноклассники»
Вопрос 2. Сколько времени Вы тратите на общение в социальных сетях?
Варианты ответов |
Кол-во ответов |
Кол-во ответов , % |
Несколько часов в неделю |
27 |
14 |
Не более 1 часа в день |
28 |
15 |
От 1 до 3 часов в день |
75 |
40 |
Более 3 часов в день |
57 |
30 |
Согласно обработанным данным, 40% из опрошенных посвящают общению в социальных сетях от 1 до 3 часов в день, а 30% опрошенных более 3-х часов.
Вопрос 3. Знаете ли Вы об угрозах безопасности информации в компьютерных сетях?
Варианты ответов |
Кол-во ответов |
Кол-во ответов , % |
Да |
155 |
82.5 |
Нет |
33 |
17.5 |
82% из опрошенных студентов знают, что в социальных сетях их личная информация подвергается угрозам. Лишь 17% ответили, что не знают об этом.
Вопрос 4. С какими перечисленными ситуациями Вы сталкивались?
Варианты ответов |
Кол-во ответов |
Кол-во ответов , % |
Заражение компьютера компьютерными вирусами при работе в сети Интернет |
106 |
56 |
Порча личной информации в сети |
45 |
24 |
Исчезновение личной информации в сети |
35 |
19 |
Получение спама |
128 |
68 |
Агрессия в социальных сетях |
57 |
30 |
Четвертый вопрос предполагал выяснить, насколько реально наши студентами сталкивались с угрозами безопасности информации в социальных сетях. Как показали результаты опроса, все опрошенные имели такой опыт. 68% сталкивались со спамом, 30% с агрессией в социальных сетях, 56% заражались компьютерными вирусами при работе в сети, у 24% происходила порча личной информации, а у 19% личная информация исчезала.
Вопрос 5. Знаете ли Вы как бороться с перечисленными угрозами в социальных сетях?
Варианты ответов |
Кол-во ответов |
Кол-во ответов , % |
Да |
86 |
46 |
Нет |
96 |
51 |
Имеют представление о том, как обезопасить свой компьютер и свои личные данные при работе в социальной сети знают 51% опрошенных студентов и 46% не имеют представления о способах борьбы.
Вопрос 6. Если Ваш ответ «Да», то перечислите способы борьбы.
В шестом вопросе мы попросили студентов самостоятельно перечислить способы борьбы с угрозами в социальных сетях. Некоторые студенты называли несколько таких способов. Мы попытались сгруппировать ответы следующим образом:
Варианты ответов |
Кол-во ответов |
Кол-во ответов , % |
Установка антивирусной программы |
42 |
22 |
Игнорирование и удаление подозрительной информации |
17 |
9 |
Смена пароля |
9 |
5 |
Переустановка системы |
5 |
3 |
Посещение проверенных сайтов |
4 |
2 |
Без ответа |
122 |
65 |
Таким образом, 22% осведомлены, что для защиты информации в компьютере необходимо установить антивирусный пакет. 9% знают о том, что необходимо игнорировать подозрительные сообщения. 5% считают, что необходимо периодически менять пароли для входа в сеть, 2% уверены, что посещать нужно только проверенные сайты.
65% от общего количества опрошенных не могут назвать способы борьбы с угроза безопасности информации.
По результатам анализа ответов студентов нашего филиала можно сказать, что все студенты активно пользуются услугами социальных сетей, большая часть из них знает, что личная информация в сети может подвергаться угрозам исчезновения или использования мошенниками. Но лишь небольшая группа опрошенных студентов представляет как можно обезопасить себя от угроз в социальных сетях.
Следующим шагом нашего исследования будет выработка рекомендаций по безопасному поведению в социальных сетях.