ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Финансовое регулирование социальной сферы является, безусловно, актуальной темой исследования для широкого круга экономистов. Особо остро этот вопрос стоит перед российским здравоохранением. Несмотря на это количество научных публикаций незначительно, даже теоретическая составляющая данного вопроса не раскрыта и имеет множество дискуссионных моментов.

Специфика российских реалий обусловливает особую важность переосмысления положений финансовой науки, и прежде всего тех вопросов, которые связаны с пониманием роли финансов в жизнедеятельности общественной системы в целом, с выявлением возможностей их использования для решения насущных воспроизводственных проблем, с разработкой методологических подходов к организации процесса финансового регулирования социальной сферы в условиях недостаточности информационного обеспечения и нестабильности параметров развития [1].

Как известно, финансовое регулирование социальной сферы – это воздействие на социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других [2]. Соответственно, регулирование сфера здравоохранения – это применение государством различных методов, в том числе и финансовых, для устранения имеющихся недостатков.

В основном, здравоохранение в России регулируется с помощью расходов бюджета, а также фонда обязательного медицинского страхования. На сайте Минфина опубликованы «Основные направления бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов». Расходы по статье «Здравоохранение» будут сокращаться просто пугающими темпами.

В 2013 году на него потратят на 8,7% меньше, чем в этом году, а в 2015 году расходы на здравоохранение снизятся сразу на 17,8%. В целом за три года здравоохранение теряет в реальном выражении 21,9%.

Цены на нефть растут, расходы на здравоохранение в доле от ВВП уменьшаются: в 2009 году – 3,5%, в 2010 году – 3,2%, в 2011-м – и вовсе 2,9%.

Впрочем, по официальным данным, затраты на медицину с каждым годом растут. В 2008 году программа госгарантий стоила 1,18 трлн. руб., в 2009-м – 1,37 трлн. руб., в 2010-м – 1,45 трлн. руб., в 2011 году – 1,62 трлн. руб. В 72 российских регионах, то есть в большинстве, зафиксирован дефицит финансирования государственной программы всех видов бесплатной медицинской помощи.

Медицинских учреждений, оказывающих бесплатные услуги, становится все меньше. В 2009 году в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС) их было 11,5 тыс., в 2010 году – 11,3 тыс., в 2011 году – 11 тыс.

По данным Росстата, за десятилетие – с 2000 по 2010 год – количество больниц уменьшилось на 40%, поликлиник – на 20%. Объяснение, что население сократилось, а потому и столько лечебных учреждений не требуется, несостоятельно: население России за этот период, увы, действительно уменьшилось, но не настолько – лишь на 2% [3].

Как итог – нехватка высококвалифицированных кадров, снижение качества оказываемых медицинских услуг и здоровья нации. Однако лишь повышением финансирования выделенные проблемы не решить.

В связи с существующими проблемами можно предложить следующие пути решения в сфере здравоохранения:

1) Реформирование системы финансирования здравоохранения;

2) Создание условий (правовых, экономических и организационных) для предоставления медицинских услуг, для того, чтобы виды, качество и объемы которых могли соответствовать запросам населения, современному уровню медицинской науки, а также ресурсам, располагаемым государством и гражданами.

3) Создание мотивационной структуры для медицинского персонала. Это поможет решить проблему утечки квалифицированных кадров за рубеж.

Отечественной системе финансового регулирования здравоохранения для выхода из затянувшегося кризиса предстоит пройти немало этапов реформ, но для качественных изменений упор необходимо делать на человеческий фактор.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Финансы [Текст] : учебник для студ. вузов / под ред. А.Г. Грязновой, Маркиной Е.В. - М. : Финансы и статистика : ИНФРА-М, 2010. - 494 с.

2. Финансово-кредитный энциклопедический словарь [Текст] / под общ. ред. А.Г. Грязновой. - М. : Финансы и статистика, 2002. - 1168 с.

3. http://kprf.ru/crisis/edros/109777.html

Просмотров работы: 3997