ТРЕНИНГ В ОБЩЕНИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ТРЕНИНГ В ОБЩЕНИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
При изучении общения я поняла, чтобы правильно понимать окружающих людей необходимо умело, в соответствии с духом сегодняшнего дня, с учетом требований времени общаться с ними.

Сделать это можно путем психологического тренинга, состоящего из групповых дискуссий, ролевых игр и самовоспитания.

Самовоспитание начинается с самооценки. Человек должен точно знать, какие качества следует воспитывать у себя. Самооценка формируется путем сравнения себя с другими людьми и путем сопоставления уровня своих притязаний с результатами своей деятельности. Адекватная самооценка позволяет правильно поставить цели воспитания, она формируется в тех случаях, когда субъект выявляет мнение о себе и своих поступках у людей, с которыми контактирует в семье, в учебном заведении, на отдыхе; критически сопоставляет себя с окружающими. Если результат этих контактов, заниженная самооценка, мы начинаем находить в каждом деле непреодолимые препятствия, теряем уверенность в себе, нам сложнее контактировать с товарищами, участвовать в общественной работе. Мы пришли к выводу, чтобы быть уверенным в общении, надо работать над собой.

Любой интеллигентный человек может высказать интересные мысли о самовоспитании, продемонстрировать глубокое суждение о том или ином приеме. Чаще всего он может подтвердить свои слова личной практикой, борьбой и победой над вредными привычками.

Самовоспитание направленно на формирование духовных потребностей. Незаменимую роль тут играют книги. Книги помогают познакомиться нам с интересными, глубокими людьми, общение с которыми делает нас лучше и чище. Познакомишься с героем хорошей книги - и в твоем окружении одним прекрасным человеком больше. Невольно, если он хороший человек, преподаватель, студент, просто восхищающий тебя человек, начинаешь сравнивать свое поведение с его поступками, перенимаешь у него некоторые черты поведения. В другой книге, наоборот, встречаешься с примером того как не надо вести себя, и это тоже полезно. Обогащаются знания в области общения, приобретается новый опыт.

Сформировавшиеся мотивы воспитания позволяют поставить перед процессом конкретную цель. Например: если мотивом воспитания – гармоническое духовное и физическое развитие, то цель – работа с литературой, ежедневное выполнение утренней зарядки, регулярные спортивные тренировки.

Чтобы эта работа была более эффективной, необходимо составить программу самовоспитания. Указать, чего именно хочешь добиться и что для этого нужно сделать. Программа сугубо индивидуальна. В ней учитывают особенности личности, уровень ее подготовленности, реальные возможности самовоспитания. Выполняя данную программу необходимо также верить в себя, никогда не откладывая решения намеченных проблем, быть терпеливым и мужественным. В случае неудач необходимо упорно повторять действия, ведущие к успеху, или искать более подходящие приемы самовоспитания.

В выработке нравственной культуры, широкой образованности, мужества, в формировании эрудиции, в умении руководить, немалую роль играют приемы самовоспитания: самооценка, самоприказ, самовнушение, самоободрение, саморегуляция, самостимулироваие и другие.

Самовоспитание начинается с самооценки. Человек должен точно знать, какие качества стоит воспитывать у себя. Самооценка формируется путем сравнения себя с другими людьми и путем сопоставления уровня своих притязаний с результатами своей деятельности. Адекватная самооценка позволяет правильно поставить цели самовоспитания. Она формируется в тех случаях, когда субъект выявляет мнение о себе и своих поступках у людей, с которыми контактирует в семье, в учебном заведении, на отдыхе; критически сопоставляя себя с окружающими. Если результат этих контактов - заниженная самооценка, человек начинает находить в каждом деле непреодолимые препятствия. Он теряет уверенность в себе. Ему становится труднее учиться, сложнее контактировать с товарищами, участвовать в общественной работе.

Студент с низкой самооценкой часто бывает не справедлив к другим, которых считает удачливее, умнее себя. Он, как правило, мнителен и отрицателен относится к тем, кто, как ему кажется, его не любит, не уважает. Он стремится к авторитарному стилю управления, к установлению жесткой дисциплины. Считает, что каждый подчиненный старается его обмануть, за глаза посмеяться над ним, отсюда появляется подозрительность, неверие в честность тружеников.

Завышенная самооценка отдаляет от коллег, мешает установлению нормальных деловых контактов, созданию положительного морально-психического климата в коллективе.

Несколько завышенная самооценка, если она не ведет к себялюбию, высокомерию, зазнайству, не страшна. Она обязательно способствует достижению успехов в любом виде деятельности. Вот пример: через два года после поступления в спортивную школу в ней остались только молодые люди, имевшие при поступлении завышенную самооценку.

Вырабатывая объективную самооценку, необходимо учитывать обстановку, в которой осуществляется эта работа. В эксперименте студенты ставили себе оценку за каждое из заданных экспериментатором качеств. В комнату входил элегантный, безупречно одетый, чисто выбритый, с дорогим дипломатом в руках человек. Оценка своего внешнего вида испытуемыми снижалась. Но когда в комнату входил небрежно, неаккуратно одетый, с нечищеной обувью и не наглаженными брюками гражданин, самооценка этих показателей испытуемыми становилась значительно более высокой.

Самоприказ - короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе: «Разговаривать спокойно!», «Не поддаваться на провокацию!», «Молчать, молчать!» помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики.

Применяется самоприказ, когда человек уже убедил себя, что надо вести себя определенный образом. Он ясно видит свои недостатки, но никак не может заставить себя выполнять намеченный план действий. В этот момент и появляется необходимость в приказной форме решительно потребовать от себя необходимого действия. В следующий раз выполнить такое действие будет легче. А в дальнейшем станет привычкой. Если самоприказ не помогает, необходимо повторить его несколько раз. Если это невозможно, повторить его вслух. Иногда приходится применять самоприказ несколько недель и даже несколько месяцев. В конце концов волевой человек всегда добивается успеха.

Самовнушение помогает вести себя не выходя из рамки принятых в данном обществе правил культурного поведения, владеть собой в самых трудных ситуациях. Оно может быть применено в процессе самовоспитания любых качеств личностей. В течение нескольких недель, а иногда и месяцев с целью изменения поведения в требуемую сторону по много раз в день произносится заранее подготовленная фраза: «Я ни при каких обстоятельствах не буду повышать голос!», «Я буду слушать собеседника, не перебивая, как бы трудно мне не было!» «Меня не выведут из себя никакие замечания окружающих!» Делается это повторение заученных формул до тех пор, пока уверенность не становится непоколебимой, не оставляя ни тени сомнений в возможности справиться с собой, вести себя в соответствии с самовнушением.

Так, например, много раз повторяя: «Я не чувствую боли!», можно избавится от болевых ощущений. И наоборот, можно внушить себе ощущение боли, причём даже не произнося каких-либо формул.

Особенно действенным самовнушение бывает в тех случаях, когда проводится перед сном и сразу же после утреннего пробуждения, лёжа в кровати. Какие-либо усилия, волевые действия здесь не нужны. Все формулы произносятся спокойно, без напряжения. Мысленно произносимые слова вызывают эффект самовнушением, который приводит к соответствующим изменениями в организме. Мысленные внушения должны быть простыми и краткими. Слова произносятся в медленном темпе, в такт дыханию. Эффективно воспитание самовнушением. Длительное время внушаешь себе: «Я правдив, я никогда не кривлю душой», можно приучить себя не лгать. К формулам самовнушения предъявляется одно требование – они должны представлять категорическое и обязательно положительное утверждение: «Я уверен в себе». «Я владею этим материалом» и т.п. Самовнушение особенно эффективно при нисколько заторможенном состоянии коры головного мозга, поэтому оно легче осуществляется в полусонном состоянии или при искусственном расслаблении (релаксации). Его хорошо проводить перед сном или сразу же после пробуждения. Оно особенно эффективно в процессе аутогенной тренировке.

Самоодобрение проявляется во многих жизненных ситуациях, когда целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в аналогичном положении. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяет уверенность в своих силах. Одобряя себя надо не бороться со своими недостатками, а изменять своё отношение к ним. Относиться, скажем, к длинному носу, оттопыренным ушам, лысине, низкому росту с юмором. «У меня самые красивые уши в Греции, - говорит Сократ. – Назначение ушей воспринимать звуки. Моя огромная оттопыренная ушная раковина позволяет делать это наиболее эффективно».

Определенную помощь в этой проблеме могут оказать одобряющие слова. Психологи называют их «зарядкой позитивного мышления». Д.Карнеги называет их «именно сегодня». Он предлагает чаще использовать следующие обороты речи: «Именно сегодня меня постигнет счастье», «Именно сегодня я начну приспосабливаться к той жизни, которая окружает меня», «Именно сегодня я позабочусь о своем организме, начну делать утреннюю зарядку», «Именно сегодня я займусь нравственным самосовершенствованием, сделаю кому-то что-то хорошее», «Именно сегодня я буду как все доброжелательны», «Именно сегодня я намечу программу своих дел, запишу, что собираюсь делать каждый час», «Именно сегодня я не буду бояться жизни и собственного счастья, я буду любить и верить».

Тщательно разработал программу «самоодобрения» - Г.Н.Сытин. Правда, он назвал её самокоррекцией и посветил ей книгу «Животворящая сила». Исцеляющие настрои Сытина позволяют лечить нервную систему человека, сердце и сосуды, печень и почки, систему дыхания, влиять на активность и продолжительность жизни человека.

Саморегуляция дает возможность регулировать накал страстей, приучает держать себя в руках, быстро успокаиваться в сложных ситуациях. Для этого заранее готовится и заучивается наизусть необходимая установка. Например, «Мне доставляет удовольствие спокойным и уверенным голосом вести спор, показывать образец выдержки и самообладания! Сейчас мне очень плохо, но это пройдет. Ведь когда дело дойдет до худшего, оно начнет изменяться к лучшему. Нет оснований расстраиваться!»

Надо чаще сравнивать себя с объектами замечаний, помнить, что идеальных людей не бывает, мобилизовать свой разум, что позволяет успешно регулировать свое эмоциональное состояние.

Самоконтроль служит умению сдержанно относиться к другим людям, терпимо воспринимать их недостатки, слабости, ошибки. Нередко гнев старшего не знает границ, когда ему не дает заснуть лающая соседская собака или шумящие дети. Но ведь гремящий гром, производящий не меньший шум, чем собака и дети, вместе взятые, не мешают ему отдыхать. Значит, дело не в раздражителях, а в том отношении, в каком раздражитель находится по отношению к пытающемуся заснуть человеку. Постоянный самоконтроль вырабатывает умение не раздражаться в самых критических ситуациях. Очень не просто управлять чувствами, обуздывать их, этому можно научиться. Необходима обыкновенная тренировка, как на стадионе. Сначала надо сдержаться один раз, потом второй, третий, десятый, двадцатый, двадцать пятый, а потом эти невидимые мускулы станут натренированны.

В саморегулировании большую роль играет рефлексия. В первую очередь необходимо интенсифицировать самосознание. Это часто позволяет обнаружить несовместимость своих принципов, мыслей, поступков и сравнительно легко наметить пути закрепления новых элементов поведения. При этом надо знать, что чем выше интеллект человека, тем точнее осуществляется самосознание, тем эффективнее функционирует саморегуляция.

В то же время не следует забывать, что волнение, переживание, неприятности зависят не столько от объективных, сколько от субъективных причин, (особенностей студента, его уверенность в себе, оценка ситуации). Величина волнения зависит не столько от того, что происходит, сколько от того, как мы реагируем на случившееся.

Самокорректировка дает возможность корректировать накал страстей, приучает держать себя в руках, быстро успокаиваться в сложных ситуациях. История необычайно богата примерами самокорректировки, помогающими выдающемуся человеку четко выполнять намеченную жизненную программу.

Всю жизнь упорно и настойчиво корректировал свое поведение Л.Н. Толстой. В дневнике он отмечает свои недостатки: «Неосновательность ( под этим я разумею: неприятный тяжелый характер, раздражительность, излишнее самолюбование, тщеславие; привычка к праздности» и намечает пути исследования своих недостатков: «Буду стараться постоянно наблюдать за этими тремя основными пороками и записывать всякий раз, что буду впадать в них».

Самокорректировка позволяет преобразовать хаос негативных мыслей и чувств, разрушающих жизненный потенциал. Если такое преображение происходит сознательно, оно приводит к более эффективному использованию жизненной энергии личности.

Первое знакомство с сомокорректировкой приводит к мысли, что ее осуществление требует размышление и недюженной воли. Но это не так. Многие привычки прививаются индивиду с раннего детства, и соответствующие действия выполняются без раздумья, автоматически. Так, каждый воспитанный человек, не секунды не раздумывая, бросается на помощь женщине, на которую напал негодяй, или врывается в горящий дом, чтобы спасти ребенка. Весь ход его предыдущей жизни и воспитание приучил его в таких ситуациях, действовать мгновенно, не раздумывая. Это действие стало психологическим навыком, который включается автоматически. Это ни что иное, как чувство долга, ответственности личности перед обществом - важнейшая форма самокорректировки. Таким образом, самокорректировка является одним из эффективных способов самосовершенствования.

Большую помощь в самовоспитании могут оказать методы самопоощрения и самонаказания. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Умница!», «Молодец!», «Здорово получилось!», «И дальше так!». А в случае неудачи мысленно выговаривать себе : «Плохо!», «очень плохо!», «Стыдно!».

Желательно чтобы реакция самонаказания регулировала наше поведение постоянно. Хотя прибегать к ним очевидно, необходимо в зависимости от ситуации. К сожалению, очень часто человек не получает положительной оценки своего поведения со стороны. А лишенее элементарное внимание без самоподкрепления интенсивной работы – одна из причин повышения нервозности, дипрессии.

Очень важно убедить себя в собственных возможностях уметь влиять на себя, изменять свои взгляды, укреплять свою нервную энергию, делать себя здоровым и сильным, но такая работа дает результат только в том случае, если требования к себе увеличиваются постепенно. Шестьдесят три года без перерывов вел свои дневники Л.Н. Толстой, постоянно увеличивая требования к себе, делая это строго последовательно, и постепенно.

Вот некоторые его правила «Каждое утро назначай себе все, что ты должен делать в продолжение всего дня, исполняй все назначения… Будь верен своему слову…Если ты что- то делаешь, то напрягай все свои телесные собственности, на тот предмет который ты делаешь.»

В наши дни вывод Л.Н. Толстого о больших перспективах систематической работы над собой подкрепляется представителями различных профессий, сильными и умными людьми.

Это Ирина Клементьева, которой после тяжелой травмы ампутировали ступню ноги, постепенно увеличивая нагрузки, девушка научилась бегать на коньках, ходить на лыжах, заниматься хореографией. И неожиданный финал. За танец индийской красавицы из балета Кара – Караева на смотре художественной самодеятельности в Ленинграде Ирина получила первую премию.

В работе над собой первостепенная роль должна отводится развитию и укреплению жизнерадостности, вере в людей, неизменной уверенности в успех дела, за который взялся. Жизненный успех не дается без труда, иногда без тяжелых потерь. Надо быть готовым с наименьшими страданиями пройти через град оскорблений обид, потерь, измен. Для этого следует приучить себя не пропускать сферу эмоций через себя, несущие боль и отрицание многих человеческих ценностей.

Конечно, несчастье родных, общественные катострофы, неудачи в работе, собственные промахи не могут не рассматриваться человеком, но не следует считать такие неудачи не поправимыми. Большая мудрость содержится в изучении: «Господи, дай мне терпения вынести то, что я не могу изменить, сил - изменить то, что могу, и разума, чтобы отличить одно от другого» Самовоспитание осуществляется в единстве с психологическим тренингом, прежде всего с его основной частью - групповой дискуссией.

Изучив психологию общения, я пришла к выводу, что современный человек должен обязательно заниматься самовоспитанием и работать над собой, так как в общественной жизни мы часто встречаемся с негативными явлениями, которые требуют их разрешения.

Просмотров работы: 1846