РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Овсянникова О.С. 1, Мищенко В.А. 1
1Югорский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
XX век для всего мира является переворотным. В этот период случилось множество событий, которые изменили практически все стороны жизни людей. Это время у многих ассоциируется с негативными социальными явлениями: мировые войны и экономические кризисы. Последние наиболее важны для нашего исследования, т.к. именно экономические кризы повлияли на становление профессиональной мобильности во всем мире. Одними из самых известных экономических кризисов XX века являются Великая депрессия, которая затронула в основном Америку и Европу, и дефолт, который произошел в 1998 году в России. Все эти потрясения оказали огромное влияние на мировую экономику. В связи с этим стал появляться феномен профессиональной мобильности, в котором заключается возможность смены профессии и повышение социальной роли людей независимо от их происхождения.

К данному феномену проявляется интерес во многих областях научного знания (экономика, социология, психология, педагогика и др.). Особое внимание в науке уделяется процессу формирования профессиональной мобильности. Теоретические основы рассматриваются в трудах известных социологов (П.М. Бло, О.Д. Данкен, Э.Ф. Джексон, Э. Дюркгейм, Г.Д. Крокет, У. Мур, Т. Парсонс, П.А. Сорокин, Б. Шеффер, П. Штопка и др.); современные отечественные и зарубежные концепции социальной и профессиональной мобильности описаны в работах П.М. Блаца, М. Вебера, Д. Голдторпа, Т.И. Заславской, Ю.А. Карпова, С.А. Макеева, Р.М. Хаузера и др.; исследованию профессиональной мобильности в России посвящены труды Р.Г. Громовой, Л.Н. Лисохиной, М.Л. Максимовой, М.А. Ратниковой, Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Н.С. Пряжникова и др.). В педагогических исследованиях формирование профессиональной мобильности будущих специалистов, в том числе педагогов, раскрывается в контексте обучения в вузе (Л.А. Амирова, А.И. Архангельский, З.А. Багишаев, Л.В. Горюнова, Б.М. Игошев, Ю.И. Калиновский, С.Е. Каплина, Л.П. Меркулова, Л.М. Митина, В.А. Мищенко, Э.А. Морылева и др.). Именно на такого рода исследованиях мы построили данную работу.

В современной социокультурной ситуации педагогическое образование все чаще связывается с развитием личностных качеств будущего специалиста, его практических умений, необходимых для эффективного осуществления профессиональной деятельности. Данная позиция определяет цель образовательного процесса в вузе – подготовку специалиста, владеющего комплексом теоретических знаний и практическим опытом педагогической деятельности, единство которых определяет формирование важных профессионально-личностных качеств.

В связи со всем вышеперечисленным мы ставим целью нашего исследования теоретическое исследование педагогических условий формирования профессионально-педагогической мобильности (далее ППМ) у студентов в инновационной образовательной среде вуза. Для достижения поставленной цели были использованы теоретические методы (изучение и анализ социологической, педагогической и психологической литературы; сравнение и обобщение условий реальной действительности, результатов теоретических и экспериментальных исследований).

Анализ научной литературы и различных исследований по проблеме ППМ позволили выявить ее сущность. Она выражается в готовности личности саморазвиваться, осуществляя при этом самообразование и преобразование себя, построение конструкта своего профессионального «Я», готовности в процессе профессиональной деятельности успешно адаптироваться к меняющимся условиям профессионально-педагогической среды.

Анализ социологических и психолого-педагогических исследований показал, что существуют различные подходы к раскрытию структуры профессионально-педагогической мобильности.

Так, Л.А. Амирова [1] и З.А. Багишаев структуру профессионально-педагогической мобильности представляют как систему, состоящую из следующих компонентов:

  • профессионально-педагогическая деловитость, имеющая в своей основе личностную активность;

  • профессионально-педагогическая компетентность, основу которой составляет готовность как интегративное качество личности;

  • профессионально-педагогическая гибкость, базирующаяся на адаптивности как личностном свойстве;

  • профессионально-педагогическое новаторство, психологическим фундаментом которого является способность к творческой деятельности.

Б.М. Игошев в качестве структурных характеристик профессиональной мобильности педагога выделяет [4]:

  • открытость, обусловливающую склонности ко всему новому, неизвестному, непривычному, неожиданному, способность отказываться от стереотипов и шаблонов в восприятии действительности и в деятельности;

  • активность, обеспечивающую постоянную готовность к деятельности, внешнему проявлению намерений, освоению новых форм и видов деятельности и преобразованию внешней (профессиональной и социальной) среды и т. д.;

  • адаптивность как способность эффективно приспосабливаться к изменяющимся условиям профессиональной и социальной деятельности;

  • коммуникативность как способность и готовность устанавливать необходимые связи и контакты с субъектами образовательной деятельности;

  • креативность, обеспечивающую творческое, созидательное отношение к внешней среде и организации собственной деятельности, готовность к их целенаправленному и целесообразному преобразованию.

Таким образом, можно отметить, что в структуре профессионально-педагогической мобильности наиболее часто выделяются следующие составляющие:

  • активность, которая понимается как готовность к деятельности, освоению новых форм и видов деятельности; как основа профессионально-педагогической деловитости (Л.А. Амирова [1], З.А. Багишаев, Л.В. Горюнова [3], Б.М. Игошев [4]);

  • адаптивность, понимаемая как способность приспосабливаться к изменяющимся условиям деятельности; готовность изменить свою жизнь и деятельность; основа профессионально-педагогической гибкости (Л.А. Амирова, З.А. Багишаев, Б.М. Игошев);

  • открытость – склонность к новому, неизвестному, отказ от стереотипов (Б.М. Игошев [4], М.В. Пазюкова[6]);

  • коммуникативность – способность и готовность устанавливать новые связи и контакты с субъектами образовательной деятельности (Б.М. Игошев, С.Е. Каплина, Л.П. Меркулова, В.А. Мищенко [5]);

  • креативность – творческое отношение к среде и собственной деятельности, готовность к их преобразованию; фундамент профессионально-педагогического новаторства (Л.А. Амирова [1], З.А. Багишаев, Б.М. Игошев [4], В.А. Мищенко [5]);

  • компетентность – как способность гибко ориентироваться в профессии, готовность к продолжению обучения, самообучению, саморазвитию, самообразованию (Л.А. Амирова [1], З.А. Багишаев, Л.В. Горюнова [3]).

Для эффективного формирования профессиональной мобильности студентов мы должны выделить комплекс педагогических условий.

С позиции педагогической науки условия определяются через дидактические категории, отражающие основные элементы учебного процесса. Так, Н.М. Яковлева считает, что условия должны отражать не просто внешние обстоятельства по отношению к педагогическому процессу, но и включать в себя внутренние характеристики этого процесса [9]. Л.В. Трубайчук отмечает, что педагогические условия – это обстоятельства, способствующие достижению или, напротив, тормозящие ее достижения в образовательном процессе [8].

Для эффективного формирования профессиональной мобильности студентов педагогических специальностей мы выделяем следующие педагогические условия:

  • реализация структурно-содержательных компонентов профессионально-педагогической мобильности студентов;

  • осуществление профессиональной направленности содержания и методики преподавания дисциплин предметной подготовки;

  • разработка и внедрение средств технологического обеспечения образовательного процесса.

При формировании профессионально-педагогической мобильности у студентов очень важно соблюдение целого комплекса педагогических условий.

При определении таковых условий мы ориентировались на критерий их необходимости и достаточности. Необходимыми условиями мы называем те, без которых этот процесс не может реализоваться в полной мере. Критерий достаточности предполагает оптимальность выбора комплекса условий, из которого нельзя исключить ни одного компонента. Под оптимальностью, в свою очередь, понимается рациональный выбор такого сочетания компонентов, который обеспечивает в комплексе их эффективность.

Таким образом, для эффективного формирования профессиональной мобильности студентов педагогических специальностей мы выделяем следующие педагогические условия:

  • реализация структурно-содержательных компонентов профессиональной мобильности студентов;

  • осуществление профессиональной направленности содержания и методики преподавания дисциплин предметной подготовки;

  • разработка и внедрение средств технологического обеспечения образовательного процесса.

Первое педагогическое условие – реализация структурно-содержательных компонентов профессиональной мобильности студентов. Структура профессиональной мобильности студентов состоит из следующих компонентов: гносеологический (знания), аксиологический (отношения) и праксиологический (умения). Каждый из названных компонентов имеет определенное содержание тех знаний, умений, отношений, необходимых студентам в будущей профессиональной деятельности.

Гносеологический компонент профессиональной мобильности студентов определяет систему знаний, как множество связанных между собой элементов, представляющих между собой определенное целостное образование. Это знания педагогических и психологических дисциплин, история их развития, современное состояние науки, их достижения на сегодняшний день, знания иностранного языка и других дисциплин.

Аксиологический компонент профессиональной мобильности студентов соединяет в себе ценностные отношения, профессионально-ценностные ориентации, мотивы учебной и профессиональной деятельности, профессионально важные качества личности, готовность к самообразованию.

Праксиологический компонент профессиональной мобильности студентов заключает в себе профессиональные умения и навыки (гностические, коммуникативные, организаторские, позволяющие применять знания дисциплин предметной подготовки на практике), учебный и жизненный опыт.

Результативность деятельности обеспечивается взаимодействием всех названных компонентов. Следовательно, реализация структурно-содержательных компонентов при обучении дисциплинам предметной подготовки, по-нашему мнению, будет способствовать формированию профессиональной мобильности студентов педагогических специальностей только при наличии единства названных компонентов.

Второе педагогическое условие – осуществление профессиональной направленности содержания и методики преподавания дисциплин предметной подготовки.

Дисциплины предметной подготовки должны обеспечить общую теоретическую и практическую подготовку профессиональной мобильности студентов. Все виды, формы и методы учебных занятий дисциплин предметной подготовки должны проводиться с примерами из практической деятельности, где теория увязывается с будущей профессиональной деятельностью выпускника. Изучение предметных дисциплин в их совокупности с профессиональными модулями, со спецкурсами, практикумами и факультативными курсами позволяет обеспечить необходимый для будущего выпускника его уровень профессиональной мобильности.

Третье педагогическое условие – разработка и внедрение средств технологического обеспечения образовательного процесса.

Вуз должен создавать условия для интеллектуального, творческого и нравственного развития личности. И это задача используемых технологий обучения.

Технология (от греч. techne – искусство, мастерство, умения и logos –наука) – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Технология обучения, по определению В.А. Беликова, представляет собой способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей. [2]

С одной стороны, технология обучения – это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой – это наука о способах воздействия преподавателя на студентов в процессе обучения с использованием необходимых средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи. Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования и поставленными задачами, а также применить оптимальные методы и средства обучения.

В настоящее время существует множество различных технологий обучения. Условно их можно разделить на традиционные и инновационные.

Новация – (от англ. novation – нововведение) – замена чего-либо новым. Инновация (от англ. – innovation) – это изменение внутри системы, такое нововведение, которое осуществляется в системе за счет ее собственных (in ~ внутри) резервов. Инновации – это идеи и процессы, и средства, и результаты, взятые в единстве качественного совершенствования педагогической системы.

Традиционные технологии обучения – технологии, построенные на основе урочной организации и объяснительно-иллюстративного способа обучения, применяемые по традиции, часто не осмысленно, по образцу. По своему характеру и содержанию цели традиционной технологии обучения ориентированы на усвоение знаний, умений и навыков, а не на развитие личности и представляют собой авторитарную педагогику требований.

Как отмечает В.А. Сластенин [7], в сфере профессионального труда педагога существует противоречие между растущим объемом актуальной научной и социально-политической информации и старыми способами ее переработки, хранения и передачи, то есть традиционной технологией обучения. Отсюда возникает необходимость внедрения таких образовательных технологий, в основе которых лежали бы личностно-деятельностный подход, критическое мышление, умение видеть и анализировать проблемы, принимать решения, сотрудничать в коллективе.

Процесс обучения современного специалиста не должен заканчиваться в вузе, он должен стать непрерывным. Важно научить человека добывать знания самостоятельно, уметь интегрировать эти знания и применять их для получения новых знаний. Этого нельзя достигнуть при традиционной системе обучения, когда студент привыкает, что ему преподносят знания в готовом виде. Если же в процессе обучения используются различные технологии обучения, то каждый обучаемый вовлекается в активную познавательную деятельность, учится гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, критически мыслить, быть способным генерировать новые идеи, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности.

Таким образом, по нашему мнению, эффективность формирования профессиональной мобильности студентов вуза опирается на разработку и внедрение средств технологического обеспечения образовательного процесса.

Следующим компонентом формирования профессионально-педагогической мобильности является руководство преподавателя учебной деятельностью студентов. Руководство должно осуществляться с применением оптимального сочетания принципов, форм иметодов на различных этапах обучения. Эффективность учебного процесса возрастает, когда контроль преподавателя за ходом усвоения учебного материала сочетается с самоконтролем. Самоуправление студентами своей учебной деятельностью развивается и углубляется от элементарного уровня – выполнения работы по указанию преподавателя, под его контролем и оценкой, до полного осмысливания способов действий и осуществления самоконтроля.

Руководство учебной деятельностью студентов со стороны преподавателя включает в себя:

  • диагностику познавательных возможностей студентов; определение цели занятия и целей учебных действий;

  • определение содержания, характера, объема, степени сложности учебных задач и способов действий;

  • педагогический анализ учебной деятельности группы и студентов;

  • оценку результатов учебной работы;

  • соответствие достигнутого уровня усвоения учебного материала требованиям Государственного стандарта и возможностям студентов;

  • соответствующую коррекцию учебной деятельности студентов.

Подводя итог всему вышесказанному, мы можем утверждать, что проблема профессионально-педагогической мобильности решена не до конца. Это подтверждается тем, что интерес к данной проблеме не угасает, ежегодно проводятся различные исследования в данной области, защищаются диссертации и пишутся научные труды. Проведенный нами анализ научной литературы по проблеме исследования показывает, что выделенные нами педагогические условия формирования ППМ хоть и являются достаточными, но не являются исчерпывающими, т.к. на формирование ППМ могут влиять и другие личностные характеристики, которые проявляются при становлении педагога во время обучения в вузе.

Литература:

  1. Амирова, Л.А. Профессионально-педагогическая мобильность учителя как целевая установка высшего профессионального образования [Текст] / Л.А. Амирова, З.А. Багишаев // Alma mater. – 2004. - № 1. – с. 55-60.

  2. Беликов В.А. Философия образования личности: Деятельностный аспект: Монография /В.А. Беликов.- М.: Владос, 2004. - 357 с.

  3. Горюнова, Л.В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России [Текст]: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08 / Л.В. Горюнова. - Ростов-на-Дону, 2006 с. – 344 с.

  4. Игошев, Б.М. Системно-интегративная организация подготовки профессионально мобильных педагогов [Текст]: автореф. … док. пед. наук: 13.00.08. / Б.М. Игошев. - Москва, 2008. – 25 с.

  5. Мищенко, В.А. Формирование профессиональной мобильности в системе высшего профессионального образования [Текст] / В.А. Мищенко // – Ханты-Мансийск: ОАО «Информационно-издательский центр», 2010. – 215 с

  6. Пазюкова, М.В. Развитие социально-профессиональной мобильности у студентов педагогического колледжа [Текст]: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. / М.В. Пазюкова – Иркутск, 2003. – 205 с.

  7. Сластёнин В.А., И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко и др. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.: «Школа-Пресс», 1997. - 512 с.

  8. Словарь – справочник педагогических инноваций в образовательном процессе / Сост. Л.В. Трубайчук. – М.: Изд. Дом «Восток», 2001. – 81 с.

  9. Яковлева, Н.М. Формирование исследовательских умений у студентов педагогического вуза (на материале педагогики) [Текст]: дисс ... канд. пед наук / Н.М. Яковлева. – Челябинск, 1977. - 192 с.

Просмотров работы: 3065