Они образуют в совокупности правовые средства, оказывающие двоякое стимулирование - положительное или отрицательное.
Стимулирование - это одно из тех диалектических понятий, которое выражает тождество, охватывает единство двух относительных противоположностей - поощрения и ответственности. Если ответственность является негативной стороной метода стимулирования, то поощрение представляет его позитивную сторону.
Правовыми стимулами можно считать:
1) Государственные премии.
Это одна из форм поощрения граждан за выдающиеся творческие достижения. В Российской Федерации установлены Государственные премии:
- в области науки и техники;
- в области литературы и искусства.
2) Государственные награды.
Это высшая форма поощрения граждан за выдающиеся заслуги в экономике, науке, культуре, искусстве, защите Отечества, государственном строительстве, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные заслуги перед государством.
3) Звания.
Это устанавливаемые и присваиваемые компетентным государственным органом наименования, свидетельствующие об официальном признании заслуг отдельного лица или коллектива либо о профессиональной, служебной, научной или иной квалификации. Это одна из форм признания государством заслуг отличившихся граждан.
4) Вознаграждения.
Это правовой стимул, под которым понимается получение лицом материальных и моральных благ в виде заработной платы, премии, стипендии и других денежных выплат.
Можно выделить несколько условий, при соблюдении которых, на наш взгляд, используется весь потенциал вознаграждений как правовых стимулов:
- Выплачиваемые суммы должны зависеть от реального и своевременного, качественного исполнения порученного дела (например: служебным приставам - исполнителям выплачивается 5 % от взысканной суммы или стоимости имущества, но не более 10 минимальных размеров оплаты труда).
- Необходимо учитывать ситуацию частичного выполнения работы по независящим от лица причинам (в этом случае вознаграждение выплачивается пропорционально взысканной сумме).
- Не следует искусственно ограничивать размеры выплачиваемого вознаграждения.
6) Преимущества (привилегии).
Это право на особые и лучшие условия получения какого-либо субъективного права.
Преимущества, предоставляемые определенному кругу лиц в силу занимаемой должности, называются привилегиями. Иными словами, привилегии связаны не с конкретной личностью, а с конкретной должностью, например: главы дипломатических представительств имеют такие привилегии, как право пользования флагом на своих зданиях и экипажах, право на прием с определенными почестями, право на собственные специальные средства связи.
7) Льготы и поощрения.
К числу основополагающих принципов, играющих роль руководящих положений при формулировании правовых стимулов, следует отнести такие известные принципы права, как принцип социальной справедливости, принцип равенства перед законом и судом, принцип гуманизма. Ведущее место среди них, на наш взгляд, занимает принцип социальной справедливости, так как именно он считается фундаментом правовой системы.
Все стимулы по содержанию делятся на моральные и материальные. В некоторых случаях моральные стимулы эффективнее и по степени, и по времени воздействия. В последние годы возрастает значение престижных стимулов, находящихся на стыке моральных и материальных.
Например, специалисты трудового права считают, что в основе моделирования правового стимулирования трудовой активности работников должна лежать концепция человеческого фактора (коммуникация, сотрудничество, конкуренция, достижение) и метод подкрепления результативного трудового поведения. Нужно создавать такие условия, при которых работать “спустя рукава” будет неуютно, невыгодно.
На наш взгляд, следует учесть в трудовом праве наметившуюся тенденцию возрастания значимости нематериальных стимулов к труду, среди которых можно выделить:
1) реализацию потенциала личности (люди предпочитают такую работу, которая развивает их способности и вызывает чувство удовлетворения);
2) самоутверждение (увлеченный работой и добившийся успехов в своей профессиональной деятельности человек ощущает себя полноценной личностью);
3) коллективизм и безопасность (хороший рабочий коллектив помогает реализовать потребность человека в общении, сотрудничестве и дружбе, а также почувствовать себя уверенным в своих силах и защищенным от жизненных неурядиц);
4) служение другому;
5) социальный статус (определяется стремлением освоить престижную для. данного общества и времени профессию).
Для каждой отрасли характерно свое особое сочетание простых правовых стимулов. Поэтому главная задача законодателя - найти именно тот правовой стимул, благодаря которому право сможет выполнить свое социальное назначение - быть нормативным регулятором общественных отношений, воспитателем законопослушных граждан.
Другой весьма сложный и интересный вопрос, от решения которого во многом на практике зависит эффективность механизма правового стимулирования: каково соотношение правовых стимулов и правовых режимов? Ответ зависит от понимания сущности данных правовых явлений. В юридической литературе правовой режим определяется:
- как порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования;
- как результат регулятивного воздействия на общественные отношения системы юридических средств, присущих конкретной отрасли права и обеспечивающих нормальное функционирование данного комплекса общественных отношений.
Эффективность осуществления правового режима регулирования во многом зависит от использования сложных правовых стимулов, благодаря которым возникающие взаимосвязи и диалектические противоречия создают область наибольшего благоприятствования. Сложные правовые стимулы - это ядро правового режима регулирования.