Ученые, в частности, Заверина Л. Н., рассматривают ритм художественного произведения как «периодическое повторение каких-либо элементов текста через определенные промежутки» [5 c. 50]. Более того, ритмическая организация текста может служить фоном для стилизации повествования, средством создания различных социальных вариантов речи для разного рода художественных эффектов − благозвучия, динамики текста и т. п., т. е. выполнять определенную экспрессивную функцию.
Следует помнить, что ритм в художественном тексте является средством эмоционального и эстетического воздействия на читателя. Значительную роль в создании ритма прозы играет экспрессивный синтаксис.
В данном отношении интересны работы выдающегося филолога В. М. Жирмунского, основное положение теории которого сводится к тому, что главными факторами ритмической организации словесного материала являются синтаксический и грамматический параллелизм словесных рядов, усиленный различного рода лексическими повторами, в первую очередь, анафорами [4, с. 287]. В. М. Жирмунский небезосновательно заявляет, что основу ритмической организации прозы образуют не только звуковые повторы, но и различные формы грамматико-синтаксического параллелизма [4, с. 160]. К аналогичному выводу приходит и А. 3. Лежнев, доказывая, что элементами, образующими ритм прозы, являются протяженность фраз, взаимоотношение их структуры (параллелизм), связь фраз между собой, характер их окончаний, реже – начал. Также, по мнению ряда ученых (Гальперин И. Р.), основа экспрессивности лежит в существовании разнообразных ритмических единиц (ритмические группы, синтагмы, словосочетания, а в стихотворной речи еще и слог, строфа, строка). В рамках текста при этом возможно варьирование самого ритма (замена одного вида ритма на другой, например, плавного на неплавный, монотонного на отрывистый, быстрого ритма на медленный, четкого, чеканного на нечеткий, расплывчатый и т. д.). Так, особое ритмическое звучание предложению в прозе придает нередко инверсия. Однако, в отличие от поэтических произведений, в прозе не ритм вызывает инверсию, а инверсия, мотивированная целью высказывания, может придать ритм предложению [2, с. 184]. Обратимся для подтверждения к текстам произведений Р. Брэдбери:
1. Inthelightoftheelectricbulb they bent… [6, p. 238].
2. And off she rushed, squashing ants and kicking tops of dandelions… [6, p. 135].
параллелизм синтаксических конструкций. Создавая ритмическую организацию высказывания, благодаря своему однообразию, параллелизм служит фоном для эмфатического выделения нужного отрезка высказывания или слова, и несет художественно-эмоциональную нагрузку произведения [2, с. 233]:
He would freeze, gladly, in the hoar-frosted ice-house door. He would bake, happily, with ten thousand chickens, in Grandma’s kitchen [6, p. 14-15].
Повторы союзов и союзных речений, безусловно, придают ритмически организованный характер высказыванию. Порой ритм художественной прозы, вызванный многосоюзием, приближается к стихотворному. Союзы, известно, являются неударяемыми элементами предложения и, будучи поставленными между словами полнозначными, они (союзы) способны создавать особое ритмическое звучание, благодаря чередованию ударных и неударных элементов. Таким образом, многосоюзие выполняет и функцию ритмической организации высказывания:
1. Mrs. Elmira Brown’s foot hurt her in the middle of the night, so she got up and went down to the kitchen and ate some cold chicken and made a neat, painfully accurate list of things [6, p. 142].
2. In the morning Mrs. Elmira Brown was up early and down to the library and then to the drugstore and back to the house where she was busy…[6, p. 144].
Актуальным при этом видится замечание И. В. Арнольд о том, что «правильная ритмическая организация речи имеет очень большое значение для ее адекватного восприятия. Напротив, нарушение ритма его беспорядочность затрудняют восприятие речи» [1, с. 13].
Исследование процесса создания ритма англоязычной художественной прозы подводит нас к изучению особой роли здесь экспрессивного синтаксиса. Заметим, что в прозаическом тексте ритм является компонентом индивидуального стиля писателя. Ритмический характер художественного текста изменяется, в зависимости от движения сюжета, плана содержания. Выполняя в тексте связующую функцию, ритм обеспечивает его целостность. Ритм, построенный за счет средств экспрессивного синтаксиса, способствует созданию особого эмоционального настроя, необходимого для восприятия идейно-художественного замысла автора.
Литература