О «НОВОЙ РОЛИ» КИТАЯ В ПОСТРОЕНИИ «ГАРМОНИЧНОГО МИРА» - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

О «НОВОЙ РОЛИ» КИТАЯ В ПОСТРОЕНИИ «ГАРМОНИЧНОГО МИРА»

Лю Ч._. 1, Абрамов В.А. 1
1Забайкальский государственный университет (ЗабГУ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение 14.B37.21.0977

На кафедре востоковедения Забайкальского государственного университета сложилась интересная и продуктивная научная традиция – выполнение студентами аналитических работ по различным учебным дисциплинам. Во время зарубежной стажировки студенты самостоятельно подбирают соответствующую научную литературу китайских авторов, осуществляют перевод монографий, статей с последующим их анализом. Помимо приобретения специальных практических навыков, требующихся в практической деятельности выпускников-регионоведов, кафедра через такую практику расширяет свой библиотечный фонд, который активно используется в учебном процессе и при написании кандидатских диссертаций.

В январе – феврале 2013 г. на кафедру представлены аналитические отчеты, содержащие анализ аутентичных китайских источников самой различной тематики. Особое внимание среди них привлекают многочисленные работы, представляющие теорию и практику построения «нового мирового порядка» по-китайски. Так, в работе известного ученого, ректора Института марксизма Ляонинского университета Фань Гуаньшуня «Марксистская теория построения «гармоничного мира» подробно исследуется роль Китая в формировании мирового порядка. Интерпретациям его инновационных взглядов на социальный мир предпошлем некоторые исторические пояснения.

Формирование основных принципов отношения китайских правителей с близкими и дальними соседями всегда происходило одновременно с процессом складывания государственности, оформления идеологических и политических основ китайского общества. Так, в эпоху династии Восточной Чжоу, включающей в себя периоды Чуньцю (Весны и осени») (VIII-V вв. до н.э.) и Чжаньго (Сражающиеся царства) (V-III вв. до н.э.) сложилась разнообразная практика иерархизированных отношений между «срединными государствами» чжоуского Китая с окружающими его соседями. Чжоуская доктрина о «Сыне Неба» как мироустроителе, владыке всей Вселенной и «варварской периферии» легла в основу учения Конфуция об исключительности «хуася». Под названием «Поднебесная» («Тянься») представал не только Китай, но и весь мир, состоявший из «острова» китайской культуры («нэй») и «моря» «варварской периферии» («вай»), причем «Внешнее» являлось частью «китайского мира», вступая во взаимодействие с «внутренним». Так исторически формировалась целостная система международных отношений Китая, существование и функционирование некого «китайского мирового порядка», претендующего на глобальную универсальность. Номы, правила и институты этой системы на протяжении многих веков выполняли функции. Обеспечения устойчивости и предсказуемости ситуации в китайском суперрегионе.

Но современная китайская система внешнеполитических отношений в известной мере копирует иерархическую систему социальных взаимосвязей прошлого, в период «реформ и открытости» трансформируется, обеспечивая Китаю выполнение его новой «миссии» («шимин») или «новой роли» в построении нового мирового порядка – «гармоничного мира». «Теория гармоничного мира», – пишет Фань Гуаньшунь, – стала упорядоченной теорией и международных отношений,…., наполняя своим новым содержанием политическую культуру…»[1]. Политическая культура Китая, являясь инструментом управления [2], через «мягкую силу» транслирует внутри страны и другим народам эти новые правила и установки: осуществление гармоничного сосуществования стран и создание демократического мира; гармоничного развития глобальной экономики и построение справедливого мира; гармоничного прогресса различных культур и создание толерантного мира; гармоничной безопасности всех стран и создание гармоничного мира. Исходной точкой теории «гармоничного мира» Фань Гуаньшунь считает «упорное отстаивание основных интересов китайского народа»…, воплощение «в международных отношениях характерных национальных особенностей страны…».

Таким образом, осмысление и адекватная оценка современного внешнеполитического курса Китая, самоощущения китайцами себя и места в глобализирующемся мире, формирующихся международных отношениях, немыслимы без углубленного ретроспективного социокультурного анализа, что успешно демонстрируют молодые ученые и студенты кафедры востоковедения, исследуя данные проблемы, в том числе, в контексте трансграничья [3] и приграничья [4].

Литература

1.Фань Гуаньшунь. Макэсычжуи хэсе шицзе цзяньшэ лунь = Марксистская теория построения гармоничного мира. Бэцзин: Жэньминь чубаньшэ, 2011. С.7-37, 145-147.

2. Абрамова Н.А. Политическая культура Китая. Традиции и современность. М.: «Муравей», 2001, 320 с.

3.Кучинская Т.Н. Социокультурное пространство трансграничья как ресурс соразвития России и Китая (региональные практики Забайкальского края и Северо-Восточного региона КНР). М.: Восточная книга, 2012, 232 с..

4. Морозова В.С. Феномен региональной культуры в социокультурном пространстве приграничного взаимодействия РФ-КНР. М.: ИД «Форум», 2011, 224 с.

Просмотров работы: 1494