Эмоциональная отзывчивость является основой полноценного развития личности. Она определяется как способность переживания своего отношения к себе, к другим, к окружающему миру, ориентирующая ребенка на положительные качества, на нравственные нормы и ценности в контексте реальной жизни. [2]
В психолого-педагогической литературе, посвященной проблемам воспитания детей дошкольного возраста, указывается на то, что эмоциональная отзывчивость особенно поддается развитию в раннем детстве (Т.С. Бабаджан, В.М. Бехтерев и др.). В этом возрастном периоде, в связи с развитием и усложнением эмоциональной сферы, усложняется и содержание эмоционального общения. Мотивы такого общения полностью сливаются с эмоциональным состоятием ребенка. На рубеже раннего и дошкольного возрастов оно может сохраняться длительно и оставлять более глубокий след в психике ребенка (Г.М. Лямина, Г.В. Пантюхина, А.М. Фонарев и др.). Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни, не всегда умеют распознавать эмоции и выражение чувств другого человека, особенно, когда речь идет об эмоциональной отзывчивости на эмоции и чувства другого – взрослого или сверстника.[2]
А.В. Запорожец, Я.З. Неверович понимают отзывчивость как эмоциональную реакцию дошкольника на состояние другого человека, как основную форму проявления действенного эмоционального отношения к другим людям, включающую сопереживание и сочувствие. М.С. Лисина, А.Е. Ольшанникова рассматривают отзывчивость в качестве главной эмоциональной единицы, проявляющейся в отношениях и общении между людьми. Т.П. Гаврилова считает, что отзывчивость является составляющим компонентом эмпатии и проявляется в сопереживании, сочувствии другому человеку. В.В. Абраменкова рассматривает отзывчивость в качестве показателя развития гуманных чувств и коллективистских отношений.[3]
Решающая роль в становлении эмоциональной отзывчивости принадлежит конкретным условиям, в которых живет и воспитывается ребенок, и тому широкому практическому опыту, который он приобретает в этих условиях. Формирование отзывчивости и простейших видов взаимопомощи должно протекать на широкой гуманистической основе детского взаимного расположения, в атмосфере, поддерживающей положительное эмоциональное состояние дошкольников, при постоянной опоре на пример взрослого, его отзывчивого и внимательного отношения к детям.
Показателями эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста выступают: ребенок проявляет интерес к эмоциональному состоянию других; эмоционально реагирует на состояние другого, заражается им; тонко реагирует на настроение другого: идентифицируется с эмоциональным состоянием другого, выражает сочувствие, сопереживание; проявляет заботу по отношению к сверстникам, младшим детям, животным; осуществляет эмоционально-утешительные действия. [2]
Решение проблемы развития эмоциональной отзывчивости является насущной необходимостью современной педагогической теории и практики. Развитие этого значимого качества личности особенно важно в детском возрасте, когда закладывается базис личностной культуры, формируется эмоционально-чувственная направленность ребенка на мир другого человека. Существенную помощь в этом процессе оказывает искусство, в том числе и музыка. Будучи временным видом искусства, она обладает возможностью передавать смену настроений, переживаний, динамику эмоционально-психологических состояний, богатство чувств, существующих в реальной жизни и тем самым непосредственно воздействовать на эмоциональную, интеллектуальную, коммуникативную, социально-нравственную сферы ребенка.
Литература:
Дошкольная педагогика / Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина. – М.: Просвежение, 1978.
Щетинина А.М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте: Учебное пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004.
Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада /А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева и др.; Под ред. А. Д. Кошелевой, - М.: Просвещение, 1985.