Этимологически понятие сопровождение близко таким понятиям, как содействие, совместное передвижение, помощь одного человека другому в преодолении трудностей. В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. Ушакова «сопровождать — значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого». В словаре В. Даля сопровождение трактуется как действие по глаголу «сопровождать», то есть «провожать, сопутствовать, идти вместе для проводов, провожатым, следовать». В самом общем значении сопровождение— это встреча двух людей и совместное прохождение общего отрезка пути. Сопровождать — значить проходить с кем-либо часть его пути в качестве спутника или провожатого. В ситуации сопровождения можно выделить три основных компонента: путник, сопровождающий и путь, который они проходят вместе.
По В. Далю, путник — это путешественник, странник, который находится на перепутье.
Сопровождающий — это человек, который лишь временно находится рядом с путником. Среди его ролевых функций в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. Ушакова указываются не только достаточно нейтральные «попутчик, сопроводитель», но и — «спутник для указания пути, для охраны, защиты, для присмотра».
Путь,по В. Далю, — это не только дорога, но и процесс передвижения по ней, время, необходимое для прохода, способ или средство достижения цели. В русской культуре путь — это понятие-символ, в семантике которого присутствуют такие смыслы, как жизненный или духовный путь. Это придает понятию «сопровождение» духовный смысл — поддержка личности в переломные, кризисные периоды жизни. Сопровождающий предстает как человек, помогающий путнику в дороге и защищающий его от превратностей пути, помогающий справиться с ними.
Ю. Слюсарев понятие «сопровождение» употреблял для обозначения недирективной формы оказания здоровым людям психологической помощи, направленной «не просто на укрепление или достройку, а на развитие и саморазвитие самосознания личности», помощи, запускающей механизмы саморазвития и активизирующей собственные ресурсы человека [8].
Сегодня сопровождение понимается как поддержка психически здоровых людей, у которых на определенном этапе развития возникают личностные трудности. Многие исследователи отмечают, что сопровождение «предусматривает поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности». Более того, успешно организованное психологическое сопровождение открывает перспективы личностного роста, помогает человеку войти в ту «зону развития», которая ему пока еще недоступна [3].
Сущностной характеристикой психологического сопровождения является создание условий для перехода личности к самопомощи. Условно можно сказать, что в процессе психологического сопровождения специалист создает условия и оказывает необходимую и достаточную поддержку для перехода от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими жизненными трудностями».
Таким образом, можно сделать вывод, что психолого-педагогическое сопровождение - это оказание помощи, поддержки, либо создание условий для решения конкретных образовательных задач. Основное содержание сопровождения и его формы связаны, прежде всего, с особенностями деятельности (поведения, ситуации). В любом случае, необходим поиск ответов на вопросы: что сопровождать, почему, зачем и каким образом.
В педагогической психологии выделяют четыре категории одаренных детей: дети, интеллектуально одаренные; дети с ярким проявлением специальных способностей; дети, академически одаренные; дети с высокой креативностью [4].
Наличие в общеобразовательной школе большого количества детей с высоким уровнем общих и специальных способностей предполагает комплексную работу по их развитию и поддержке. Такая работа может быть эффективной только в условиях сотрудничества всех субъектов образовательного процесса – педагогов, родителей, самих детей и психолога.
Целевая программа работы МБОУ «СОШ №17» города Нижневартовска по данной проблеме включает в себя несколько блоков: диагностический, статистический, развивающий и коррекционный, а также система контроля, анализа и прогноза.
Сопровождение детей с признаками одаренности строится по схеме: педагогическая и психологическая диагностика – составление банка данных – анализ информации – поддержка, развитие и коррекция трудностей.
В самом общем виде система сопровождения включает в себя следующие основные направления работы школы:
углубленная психолого-педагогическая диагностика степени одаренности ребенка;
составление и ведение банка данных по одаренным детям;
индивидуальное и групповое консультирование для всех участников образовательного процесса;
индивидуальное систематическое руководство опытного специалиста развитием выдающегося ученика;
организация и проведение предметных декад, конкурсов, смотров и интеллектуальных марафонов;
психолого-педагогическая подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам различного уровня;
содействие в реализации школьниками своих потенциальных возможностей и специальных способностей через разнообразные формы внеурочной деятельности;
привлечение детей к работе в системе школьного самоуправления;
специальные развивающие психологические занятия.
По возможности одаренным ученикам надо оставлять больше свободного времени, которым они могли бы распорядиться по своему усмотрению для самостоятельных занятий в соответствии со своими склонностями. Одаренный ребенок, по-настоящему увлеченный каким-то делом, способен относиться к такой льготе ответственно и использовать ее по прямому назначению.
Работая с одарёнными детьми, следует выделить несколько моментов в области мотивации таких детей:
постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение одарённых детей к саморазвитию и самореализации через работу в зоне ближайшего развития, создание ситуаций успеха, обеспечение психологического и физического здоровья школьников, гигиены труда;
стимулировать мотивацию учения через удовлетворение потребностей школьников в общении и деловом сотрудничестве с учителями и одноклассниками;
способствовать развитию творческого потенциала школьников, сохранять их эмоциональное благополучие [7].
У одарённых детей – высокая познавательная активность, и не всем учителям под силу отвечать на их настойчивые вопросы. Поэтому особое внимание следует уделять личности учителя, его профессиональной компетентности, к которой можно отнести психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения психологии и педагогики одарённости. Так же немало важной составляющей профессиональной компетентности являются и профессионально значимые личностные качества педагогов:
высокие уровни развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации;
высокая и адекватная самооценка;
стремление к личностному росту.
Все вышеназванные качества срабатывают эффективно лишь в системе и тогда, когда подчинены важнейшему качеству педагога – «желанию жить в ученике».
В соответствии с этим подготовка педагогов для работы с одарёнными детьми должна строиться с учётом принципа единства и дифференциации общего и специального обучения, этапности обучения, принципа единства теоретической и практической подготовки. При проведении психолого-педагогического мониторинга эффективности сопровождения одарённых детей в образовательном учреждении необходимо учитывать следующие составляющие:
комплексный подход к процессу организации сопровождения одарённого ребёнка с привлечением всех участников образовательного процесса;
обязательный учёт зоны ближайшего развития при разработке индивидуальной программы сопровождения ребёнка;
комплексность оценивания всех сторон поведения и деятельности ребёнка, с использованием различных источников информации и длительности наблюдений;
разнообразное включение ребёнка в специально организованные сферы деятельности, которые соответствуют его интересам;
тщательная экспертиза продуктов деятельности и анализ реальных достижений одарённых детей [1].
Все вышеназванные составляющие психолого-педагогической компетентности педагога и эффективности организации психолого-педагогического мониторинга в образовательном учреждении позволяют сделать вывод, что для педагогического сопровождения одарённого ребёнка требуется «одарённый» педагог. Высокие способности – это тот плацдарм, на котором одарённость может базироваться, но только при условии терпеливого, внимательного и бережного отношения взрослых к проблеме развития способностей ребёнка, к вопросу формирования его личности.
Список литературы
Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1997.
Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. - М., «Знание», серия «Педагогика и психология», №4, 1984.
Мухина В.С., Горянина В.А. Развитие, воспитание и психологическое сопровождение личности в системе непрерывного образования: концепция и опыт работы ИРЛ РАО // Воспитание и развитие личности: Материалы международной научно-практической конференции. Под ред. В.А. Горяниной. М.: ИРЛ РАО, 1997.
Немов Р.С. Психология: Учебник. М.: Просвещение, 1995.
Осухова Н.Г. Психологическое сопровождение личности в период адаптации к жизненным изменениям. Профориентация и психологическая поддержка — новые возможности занятости: Тез. докл. межрегиональной научно-практической конференции. М.: Красная площадь, 1996.
Робер А. Большой толковый психологический словарь. Пер. с англ. М.: Вече; АСТ, 2000.
Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе. - М., 2001.
Слюсарев Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности: Автореф. дис. канд. психол. наук. СПб., 1992.