ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ПРИЗНАКАМИ ОДАРЕННОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ПРИЗНАКАМИ ОДАРЕННОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Психологическое сопровождение - понятие, получившие широкое распространение в практической психологии и подразумевающее, как правило, оказание психологической помощи, поддержки, или создание определенных условий, способствующих успешному обучению (воспитанию, развитию) в образовательной среде. Применительно к практике школьной психологической службы оно трактуется как "особая форма" осуществления пролонгирования социальной и психологической помощи, предполагающей поиск скрытых ресурсов развития человека, опору на его собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для восстановления связей с миром людей [5]. Научное определение парадигмы сопровождения дано в работах М.Р. Битяновой, посвященных проблемам организации школьной психологической службы. Здесь оно рассматривается как деятельность, направленная на создание системы социально-психологических условий, способствующих успешному обучению и развитию каждого ребенка в конкретной среде. При этом задача психолога заключается в создании таких условий, в которых учащиеся могли бы «увидеть, пережить, примерить на себя различные варианты поведения, различные пути самореализации и утверждения себя в мире» [1].

Этимологически понятие сопровождение близко таким понятиям, как содействие, совместное передвижение, помощь одного человека другому в преодолении трудностей. В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. Ушакова «сопровождать — значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого». В словаре В. Даля сопровождение трактуется как действие по глаголу «сопровождать», то есть «провожать, сопутствовать, идти вместе для проводов, провожатым, следовать». В самом общем значении сопровождение— это встреча двух людей и совместное прохождение общего отрезка пути. Сопровождать — значить проходить с кем-либо часть его пути в качестве спутника или провожатого. В ситуации сопровождения можно выделить три основных компонента: путник, сопровождающий и путь, который они проходят вместе.

По В. Далю, путник — это путешественник, странник, который находится на перепутье.

Сопровождающий — это человек, который лишь временно находится рядом с путником. Среди его ролевых функций в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. Ушакова указываются не только достаточно нейтральные «попутчик, сопроводитель», но и — «спутник для указания пути, для охраны, защиты, для присмотра».

Путь,по В. Далю, — это не только дорога, но и процесс передвижения по ней, время, необходимое для прохода, способ или средство достижения цели. В русской культуре путь — это понятие-символ, в семантике которого присутствуют такие смыслы, как жизненный или духовный путь. Это придает понятию «сопровождение» духовный смысл — поддержка личности в переломные, кризисные периоды жизни. Сопровождающий предстает как человек, помогающий путнику в дороге и защищающий его от превратностей пути, помогающий справиться с ними.

Ю. Слюсарев понятие «сопровождение» употреблял для обозначения недирективной формы оказания здоровым людям психологической помощи, направленной «не просто на укрепление или достройку, а на развитие и саморазвитие самосознания личности», помощи, запускающей механизмы саморазвития и активизирующей собственные ресурсы человека [8].

Сегодня сопровождение понимается как поддержка психически здоровых людей, у которых на определенном этапе развития возникают личностные трудности. Многие исследователи отмечают, что сопровождение «предусматривает поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности». Более того, успешно организованное психологическое сопровождение открывает перспективы личностного роста, помогает человеку войти в ту «зону развития», которая ему пока еще недоступна [3].

Сущностной характеристикой психологического сопровождения является создание условий для перехода личности к самопомощи. Условно можно сказать, что в процессе психологического сопровождения специалист создает условия и оказывает необходимую и достаточную поддержку для перехода от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими жизненными трудностями».

Таким образом, можно сделать вывод, что психолого-педагогическое сопровождение - это оказание помощи, поддержки, либо создание условий для решения конкретных образовательных задач. Основное содержание сопровождения и его формы связаны, прежде всего, с особенностями деятельности (поведения, ситуации). В любом случае, необходим поиск ответов на вопросы: что сопровождать, почему, зачем и каким образом.

В педагогической психологии выделяют четыре категории одаренных детей: дети, интеллектуально одаренные; дети с ярким проявлением специальных способностей; дети, академически одаренные; дети с высокой креативностью [4].

Наличие в общеобразовательной школе большого количества детей с высоким уровнем общих и специальных способностей предполагает комплексную работу по их развитию и поддержке. Такая работа может быть эффективной только в условиях сотрудничества всех субъектов образовательного процесса – педагогов, родителей, самих детей и психолога.

Целевая программа работы МБОУ «СОШ №17» города Нижневартовска по данной проблеме включает в себя несколько блоков: диагностический, статистический, развивающий и коррекционный, а также система контроля, анализа и прогноза.

Сопровождение детей с признаками одаренности строится по схеме: педагогическая и психологическая диагностика – составление банка данных – анализ информации – поддержка, развитие и коррекция трудностей.

В самом общем виде система сопровождения включает в себя следующие основные направления работы школы:

  • углубленная психолого-педагогическая диагностика степени одаренности ребенка;

  • составление и ведение банка данных по одаренным детям;

  • индивидуальное и групповое консультирование для всех участников образовательного процесса;

  • индивидуальное систематическое руководство опытного специалиста развитием выдающегося ученика;

  • организация и проведение предметных декад, конкурсов, смотров и интеллектуальных марафонов;

  • психолого-педагогическая подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам различного уровня;

  • содействие в реализации школьниками своих потенциальных возможностей и специальных способностей через разнообразные формы внеурочной деятельности;

  • привлечение детей к работе в системе школьного самоуправления;

  • специальные развивающие психологические занятия.

По возможности одаренным ученикам надо оставлять больше свободного времени, которым они могли бы распорядиться по своему усмотрению для самостоятельных занятий в соответствии со своими склонностями. Одаренный ребенок, по-настоящему увлеченный каким-то делом, способен относиться к такой льготе ответственно и использовать ее по прямому назначению.

Работая с одарёнными детьми, следует выделить несколько моментов в области мотивации таких детей:

  • постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение одарённых детей к саморазвитию и самореализации через работу в зоне ближайшего развития, создание ситуаций успеха, обеспечение психологического и физического здоровья школьников, гигиены труда;

  • стимулировать мотивацию учения через удовлетворение потребностей школьников в общении и деловом сотрудничестве с учителями и одноклассниками;

  • способствовать развитию творческого потенциала школьников, сохранять их эмоциональное благополучие [7].

У одарённых детей – высокая познавательная активность, и не всем учителям под силу отвечать на их настойчивые вопросы. Поэтому особое внимание следует уделять личности учителя, его профессиональной компетентности, к которой можно отнести психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения психологии и педагогики одарённости. Так же немало важной составляющей профессиональной компетентности являются и профессионально значимые личностные качества педагогов:

  • высокие уровни развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации;

  • высокая и адекватная самооценка;

  • стремление к личностному росту.

Все вышеназванные качества срабатывают эффективно лишь в системе и тогда, когда подчинены важнейшему качеству педагога – «желанию жить в ученике».

В соответствии с этим подготовка педагогов для работы с одарёнными детьми должна строиться с учётом принципа единства и дифференциации общего и специального обучения, этапности обучения, принципа единства теоретической и практической подготовки. При проведении психолого-педагогического мониторинга эффективности сопровождения одарённых детей в образовательном учреждении необходимо учитывать следующие составляющие:

  • комплексный подход к процессу организации сопровождения одарённого ребёнка с привлечением всех участников образовательного процесса;

  • обязательный учёт зоны ближайшего развития при разработке индивидуальной программы сопровождения ребёнка;

  • комплексность оценивания всех сторон поведения и деятельности ребёнка, с использованием различных источников информации и длительности наблюдений;

  • разнообразное включение ребёнка в специально организованные сферы деятельности, которые соответствуют его интересам;

  • тщательная экспертиза продуктов деятельности и анализ реальных достижений одарённых детей [1].

Все вышеназванные составляющие психолого-педагогической компетентности педагога и эффективности организации психолого-педагогического мониторинга в образовательном учреждении позволяют сделать вывод, что для педагогического сопровождения одарённого ребёнка требуется «одарённый» педагог. Высокие способности – это тот плацдарм, на котором одарённость может базироваться, но только при условии терпеливого, внимательного и бережного отношения взрослых к проблеме развития способностей ребёнка, к вопросу формирования его личности.

Список литературы

  1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1997.

  2. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. - М., «Знание», серия «Педагогика и психология», №4, 1984.

  3. Мухина В.С., Горянина В.А. Развитие, воспитание и психологическое сопровождение личности в системе непрерывного образования: концепция и опыт работы ИРЛ РАО // Воспитание и развитие личности: Материалы международной научно-практической конференции. Под ред. В.А. Горяниной. М.: ИРЛ РАО, 1997.

  4. Немов Р.С. Психология: Учебник. М.: Просвещение, 1995.

  5. Осухова Н.Г. Психологическое сопровождение личности в период адаптации к жизненным изменениям. Профориентация и психологическая поддержка — новые возможности занятости: Тез. докл. межрегиональной научно-практической конференции. М.: Красная площадь, 1996.

  6. Робер А. Большой толковый психологический словарь. Пер. с англ. М.: Вече; АСТ, 2000.

  7. Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе. - М., 2001.

  8. Слюсарев Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности: Автореф. дис. канд. психол. наук. СПб., 1992.

Просмотров работы: 2942