ПОИСК ПУТЕЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ СЛОЖНО-КООРДИНАЦИОННЫМ ЭЛЕМЕНТАМ В СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПОИСК ПУТЕЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ СЛОЖНО-КООРДИНАЦИОННЫМ ЭЛЕМЕНТАМ В СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Организационное и методическое совершенствование систем подготовки спортсменов на основе новейших технологий, бурное внедрение в спорт современных достижений науки и техники приводят к исключительно высокой конкуренции в крупнейших соревнованиях и постоянному росту спортивных достижений.

Вполне естественно, что при всей важности для роста спортивных достижений организационных и материально-технических основ современной спортивной подготовки, прогресс спорта, прежде всего, определяется совершенствованием системы спортивной тренировки.

Однако в каждую группу гимнастических упражнений входит широкий диапазон элементов. Это значит, что в одной и той же группе соседствуют элементы разной технической сложности.

Постоянное отслеживание и анализ основных тенденций развития мировой и отечественной гимнастики (и спорта вообще) - необходимые предпосылки для разработки и совершенствования эффективной системы подготовки гимнастов высшей квалификации и технологии их "конвейерного" производства. В результате проведенных исследований выявлены следующие специфические для гимнастики тенденции развития:

- основным фактором достижения высоких и устойчивых спортивных результатов в концепции подготовки российских гимнастов является постоянное совершенствование технологии подготовки;

- для повышения эффективности учебно-тренировочного процесса необходимо оптимальное управление его ходом. Оно становится возможным при учете и контроле индивидуальных параметров тренировочной нагрузки, которые должны быть минимизированы по критерию информативности (особенно на предсоревновательных этапах подготовки).

Совершенствование технического мастерства - один из важнейших компонентов в технологии интегральной подготовки гимнастов. Особенность внедряемого нами подхода состоит в нацеленности на освоение все более сложных движений и технических действий с растущей результативностью в процессе многолетней подготовки гимнастов. Целевое совершенствование технического мастерства осуществляется на основе модельных характеристик как ориентировочной основы.

Методика тренировки гимнастов представляет собой многолетний круглогодичный педагогический процесс физического воспитания. Этот процесс складывается из физической, технической, психологической и тактической подготовки. Конечно, все эти виды подготовки теснейшим образом связаны между собой. В тренировочном процессе гимнастов решающую роль играет техническая подготовка - обучение технике, ее закрепление и совершенствование.

Основными средствами тренировки являются упражнения для физической подготовки; различного рода подготовительные, вспомогательные, подводящие, специальные упражнения для технической подготовки; особые задания для психологической подготовки. Из всех этих упражнений и заданий слагается система тренировки гимнаста.

Техническая подготовка — наиболее важная сторона тренировочного процесса в гимнастике, поэтому ей уделяется наибольшее внимание. Перед тренером и его учениками стоит немало различных задач. С начинающими, в первую очередь, надо освоить «техническую осанку», т. е. правильные способы удержания тела на каждом из снарядов. Затем необходимо изучить сочетания действий руками, ногами, туловищем, головой применительно к технике элементов, относящихся к каждой из структурных групп упражнений на каждом снаряде. Далее надо воспитывать способности точно оценивать параметры своих движений в пространстве и времени. В последующем, а иногда и параллельно изучается техника размахиваний на снарядах и далее техника элементов и соединений. Одновременно формируется стиль, манера выполнения упражнений в видах многоборья.

Каждая из задач технической подготовки связана с формированием конкретных двигательных навыков, с обучением конкретным двигательным действиям.

Чтобы обеспечить высокий уровень технической подготовки гимнастов, необходимо не только уметь обучать движениям, но и знать, какой техникой они должны выполняться. Ведь техника изменяется, совершенствуется, модернизируется. Это особенно касается маховых элементов на перекладине, брусьях, кольцах и коне.

В настоящее время процесс технической подготовки гимнастов в значительной мере облегчается, и следовательно, ускоряется путем широкого применения технических средств, например ям, заполненных поролоновой стружкой, батутов, подвесных поясов для страховки (обычных и скользящих), технических средств срочной и даже сверхсрочной текущей информации гимнастов о параметрах его двигательных действий, устройств, регистрирующих уровень физической подготовки гимнастов. Изготовляются тренажеры и подсобные устройства, облегчающие освоение упражнений на снарядах, опорных прыжков и акробатических прыжковых элементов.

Как и всякое сложное динамическое движение в спорте, перелеты на перекладине представляют собой систему действий, тесно связанных и обусловленных друг другом. В частности, уже характер ранних подготовительных действий на спаде в определенной, а часто и в существенной, мере предопределяет характер последующих действий, что весьма важно учитывать в процессе освоения и совершенствования данных упражнений.

Изучение биомеханики гимнастических, в том числе полетных, упражнений, создает важные предпосылки для эффективного, уверенного осуществляемого управления учебно-тренировочным процессом. Изучая структуру и технику движения, можно выделить ряд методически наиболее существенных положений, которыми следует руководствоваться при практической работе над такими упражнениями. Это, в частности, положения, касающиеся предподготовки, специальные упражнения, имеющие своей целью совершенствование компонентов подготовительных действий упражнения, действий основной стадии и всего опорного периода, действий реализации, завершающих действий и работы на этапе закрепления совершенствования движения. Эти положения могут (должны) быть положены в основу методики разучивания и совершенствования полетных упражнений.

Отмечая слабую связь, существующую до настоящего времени между теоретической биомеханикой и практикой спорта, и конкретизируя положение о необходимости установления непосредственных связей между тем и другим, был разработал ряд методов, позволяющих более предметно использовать биомеханические разработки для их системного применения в практике обучения упражнениям.

Одним из таких методов является разработка предложенной Ю.К.Гавердовским, структурно-коррекционной матрицы (СКМ) движения - документа, позволяющего в каждом конкретном случае переходить от качественного биомеханического анализа движения к методическому синтезу, избирая при этом наиболее рациональные технические решения и стратегию формирования соответствующего двигательного навыка. Показано, что, варьируя двигательные действия гимнаста и соответствующие им технические приемы, относящиеся к различным стадиям и фазам упражнения, можно избирать оптимальные пути как освоения, так и локальной коррекции движения.

Пользуясь СКМ, тренер может выбирать такое техническое построение движения, при котором позитивный эффект двигательного действия будет максимальным, а некоторые недостатки избранной техники сведены до минимума.

Типовая ситуация освоения полетных упражнений, как и большинства других гимнастических движений, заключается в неизбежном прохождении двух принципиально важных этапов обучения.

Первый этап (конструктивный) - это первичное грубое, качественное построение движения на уровне «пробного исполнения» в принципиально верной, но параметрически неадекватной форме.

Второй этап (коррекционный) - это дальнейшая работа над упражнением, которая требует уточнения действий, для чего в разных случаях требуется совершенно разная по техническому смыслу коррекция двигательных действий и всего движения. При этом на первый план выступают необходимые точностные, количественные изменения движения, в особенности отдельных его параметров. Между двумя названными этапами работы существует существенное различие, имеющее прямое отношение, как к биомеханике движения, так и к психомоторике гимнаста.

На первом этапе, когда речь идет о «грубой лепке» структуры движения, гимнаст совершает пробные попытки исполнения, пытаясь «нащупать» основу управляющих двигательных действий, и может «бросаться» на движение, резко меняя от попытки к попытке его характер.

На втором этапе, после того, как гимнаст в общем виде верно «сформулировал» движение, возникает необходимость - сохраняя общий, уже верный рисунок движения, «подтянуть» некоторые его параметры до программного оптимума. такого параметрического «подтягивания», когда гимнаст, в общем верно строящий движение в перелете «ковач», поначалу далеко уходит в полете от снаряда. В зависимости от степени нарушения, гимнаст может избирать в этом случае разные средства коррекции движения. В частности, возможно применение «грубых» приемов коррекции движения.

Важной особенностью обоих этапов построения полетного движения является различие между одно- и разнонаправленными коррекциями. На первом, грубо-конструктивном этапе гимнаст порой вынужденно не только однонаправленно изменять какую-либо, наиболее сильно отличающуюся от нормы, характеристику, но и «искать» нужный вариант двигательных действий, поочередно пробуя альтернативные способы управления движением с разнонаправленной коррекцией двигательных действий и получая при этом существенно различные формы упражнения.

На втором, коррекционном, этапе, в процессе приближения к оптимуму, исполнителю также приходится параметрически менять отдельные характеристики, с постепенным приближением к наиболее приемлемой на данном этапе и для данного спортсмена норме исполнения. Эта заключительная фаза требует наиболее гибких, наиболее тонких двигательных дифференцировок и представляет собой одну из самых важных и трудных для решения задач учебно-тренировочного процесса.

Нередки случаи, когда процесс обучения сводится к «натаскиванию» на выполнение элементов. Иногда это делается в погоне за «выигрышем» времени, а зачастую просто из-за незнания правильных путей обучения. Подобная методика, как правило, приводит к появлению многочисленных ошибок в технике. Исправление их отнимает у гимнастов много времени и сил. А некоторые гимнасты, обучающиеся по такой методике, так и не могут овладеть сложными упражнениями. Поэтому необходимо сразу обучать гимнастов рациональной технике выполнения движений, создав такие условия, при которых они с первых попыток смогли бы выполнять движения с наименьшим количеством ошибок. Такие условия возможны при постановке узких двигательных задач путем применения подводящих упражнений и методических приемов.

Обучение гимнастическим упражнениям тесно связано со степенью их трудности. Простые упражнения часто усваиваются сразу после показа и объяснения. Сложные по технике требуют длительного обучения и применения самых разнообразных методов и приемов. В гимнастике разработано много методов и приемов обучения. Только умелое пользование ими дает положительные результаты. Нужно уметь вариативно пользоваться той или иной методикой в зависимости от особенностей изучаемого материала и контингента занимающихся.

Список литературы:

  1. Гавердовский Ю. К. Биомеханические основы техники гимнастических упражнений / Ю. К. Гавердовский // Спортивная гимнастика. - М.: Физкультура и спорт, 1979. – С. 12-15.

  2. Гавердовский Ю.К. Обучение спортивным упражнениям. Биомеханика. Методология. Дидактика: Монография. — М.: Физкультура и спорт, 2007. - 911 с.

  3. Гавердовский Ю. К. Техника гимнастических упражнений: Популярное учебное пособие / Ю. К. Гавердовский. - М.: Терра-Спорт, 2002. - 508 с.

  4. Парахин В. А. Построение обучения гимнастическим упражнениям с использованием структурно-коррекционных матриц / В.А. Парахин // Теория и практика физической культуры, 2011. - №1. – С. 11-14.

Просмотров работы: 1840